(с изменениями на 2 апреля 2024 года)
(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 05.03.2024 N 162-рП, от 02.04.2024 N 278-рП)
С целью создания системы поддержки и продвижения местных брендов, руководствуясь распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 N 2613-р "Об утверждении Концепции развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года" и Законом Пензенской области от 21.04.2023 N 4006-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 05.03.2024 N 162-рП, от 02.04.2024 N 278-рП)
1. Утвердить прилагаемую Региональную программу Пензенской области по поддержке и продвижению местных брендов (далее - Региональная программа).
2. Распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы социально-экономического развития территории.
Председатель Правительства
Пензенской области
Н.П.СИМОНОВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ И ПРОДВИЖЕНИЮ МЕСТНЫХ БРЕНДОВ (ДАЛЕЕ - РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА)
(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 05.03.2024 N 162-рП, от 02.04.2024 N 278-рП)
Одним из важнейших условий повышения неценовой конкурентоспособности товаров и услуг отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках является повышение оценки их качества и престижности потребления.
К числу важнейших инструментов создания осознаваемых потребителями различий между продуктами является формирование бренда, под которым понимается репутация, набор ожиданий и ассоциаций, связываемых потребителями с торговой маркой данного продукта, либо его производителем.
Эффективность брендинга продуктов и услуг отечественных предприятий в ряде отраслей становится одним из необходимых условий не только для расширения объемов экспорта, но и для обеспечения их конкурентоспособности на внутреннем рынке.
Региональные бренды (местные бренды) - бренды российских городов и регионов, выступающие инструментом маркетинга территорий с целью привлечения инвестиций и кадровых ресурсов, а также бренды товаров и услуг, локализованных в определенной географической области.
В соответствии с задачами Концепции развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года перспективными направлениями являются: поддержка и продвижение местных брендов, управление коллективными товарными знаками, брендами территорий, включая наименования мест происхождения товаров и географические указания, информационно-рекламная поддержка.
(в ред. распоряжений Правительства Пензенской области от 05.03.2024 N 162-рП, от 02.04.2024 N 278-рП)
Наблюдается рост интереса к локальным брендам. На запрос влияет также рост значимости локальной идентичности и стремления через потребление получать новый опыт, а также интерес к аутентичным продуктам региона. Для выхода из узкой ниши продукции нужны узнаваемость и легенда, связь с территорией, ее историей, то есть бренд. Формирование локальных брендов в России еще только начинается.
Пензенская область обладает достаточно высоким потенциалом по продвижению местных брендов в разных секторах экономики.
В Пензенской области проводится активная работа по развитию региональной инновационной системы, включающей механизмы поддержки проектов от зарождения идеи до ее коммерциализации.
В регионе создана развитая инновационная инфраструктура. В настоящее время действует сеть из 7 областных бизнес-инкубаторов, общей площадью 24,9 тыс. кв. м. Помещения и оборудование бизнес-инкубаторов предоставляются в аренду субъектам малого предпринимательства по льготной арендной ставке на конкурсной основе.
В целях развития сферы информационных технологий и стимулирования роста IT-компаний в регионе создан IT-парк путем перепрофилирования бизнес-инкубатора инновационного типа. Локализация компаний по отраслевому признаку на одной площадке будет способствовать увеличению бюджетных доходов за счет налоговых и арендных платежей, получению синергетического эффекта от взаимодействия IT-компаний региона, созданию условий для развития IT-специалистов.
Товары народного потребления, которые производятся в регионе, должны отвечать следующим характеристикам:
- соответствие требованиям качества и безопасности, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- наличие всех необходимых разрешительных документов (лицензии, сертификаты, декларации соответствия и иные документы), выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (если они предусмотрены законодательством);
- локализация всего или части производственного процесса в регионе;
- наличие уникального дизайна и упаковки продукции, в том числе отражение связи с культурными, историческими, географическими и иными особенностями местности (региона);
- наличие зарегистрированного товарного знака, который в том числе может иметь элементы, идентифицирующие или позиционирующие местность (регион);
- размещение на торговой площадке по продажам товаров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", (маркетплейс) и (или) информационном ресурсе, в рамках которого предусматривается продвижение продукции.
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 05.03.2024 N 162-рП)
Центром развития креативных (творческих) индустрий НКО "Фонд поддержки предпринимательства Пензенской области" проведены исследования креативных (творческих) индустрий региона (при помощи цифрового следа) с картированием вклада в валовый региональный продукт, уровня заработной платы и по прочим метрикам, применяемым при анализе. Выявлен существующий уровень креативных (творческих) индустрий, а также определены приоритетные направления развития с целью разработки мер поддержки:
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 05.03.2024 N 162-рП)
- гастрономия;
- информационные, коммуникационные и цифровые технологии;
- маркетинг;
- научные исследования и разработки;
- индустрия моды.
Целью Региональной программы является создание комплекса мер по поддержке и продвижению брендов Пензенской области на внутреннем и внешнем рынках, их идентификация с регионом и повышение его инвестиционной привлекательности, создание благоприятных условий для субъектов предпринимательства.
Основными задачами продвижения региональных брендов товаров и услуг отечественного производства являются:
1. Обеспечение разработки и реализации эффективной стратегии продвижения брендов на внутреннем и внешнем рынках;
2. Формирование эффективной системы подтверждения соответствия брендируемых товаров и услуг установленным стандартам качества и месту происхождения;
3. Формирование механизмов поддержки и продвижения региональных брендов, обеспечивающих координацию деятельности государственных и муниципальных органов с деятельностью бизнеса.
Основными направлениями продвижения региональных брендов товаров и услуг отечественного производства должны стать:
1. Обеспечение эффективного продвижения позитивного восприятия региона через повышение эффективности деятельности государственных органов и организаций.
2. Содействие продвижению коллективных брендов через поддержку соответствующих инициатив региональных и отраслевых объединений предпринимателей, общественных организаций.
3. Развитие профессионального и дополнительного образования на уровне региона, проведение прикладных исследований в сфере маркетинга и развития общественных связей.
4. Формирование механизмов координации деятельности по содействию продвижению брендов на региональном уровне.
Мероприятия по продвижению местных брендов в 2024 - 2026 годах приведены в приложении к настоящей Региональной программе.
- количество разработанных и реализующихся региональных мер финансовой и нефинансовой поддержки производителей товаров региональных брендов - не менее 5 ед. по итогам 2026 года;
- количество производителей товаров местных брендов, зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательства или самозанятого на территории Пензенской области, - не менее 25 ед. по итогам 2026 года.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ МЕСТНЫХ БРЕНДОВ В 2024 - 2026 ГОДАХ
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 05.03.2024 N 162-рП)
N п/п | Наименование мероприятия | Срок реализации | Виды документов | Ответственный исполнитель |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Мониторинг предприятий креативных (творческих) индустрий, получивших поддержку на региональном уровне | ежегодно до 1 апреля | Служебная записка Министру экономического развития и промышленности Пензенской области | Центр развития креативных индустрий НКО "Фонд поддержки предпринимательства Пензенской области" (по согласованию) |
(в ред. распоряжения Правительства Пензенской области от 05.03.2024 N 162-рП) | ||||
2. | Оказание поддержки по регистрации товарного знака для субъектов малого и среднего предпринимательства | 2024 - 2026 годы | Годовая отчетность в Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области | Центр развития креативных индустрий НКО "Фонд поддержки предпринимательства Пензенской области" (по согласованию) |
3. | Формирование публичного реестра производителей товаров местных брендов | 01.07.2024 | Реестр производителей товаров | Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области |
4. | Актуализация публичного реестра производителей товаров местных брендов | ежегодно до 1 декабря | Реестр производителей товаров | Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области |
5. | Проведение проектировочных сессий, направленных на выявление запроса производителей товаров местных брендов на поддержку и продвижение | 2024 - 2026 годы | Годовая отчетность в Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области | Центр развития креативных индустрий НКО "Фонд поддержки предпринимательства Пензенской области" (по согласованию) |
6. | Формирование публичного реестра мер поддержки местных брендов (каталог), реализующихся в регионе | 01.07.2024 | Реестр мер поддержки местных брендов (каталог), реализуемых в регионе | Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области |
7. | Актуализация публичного реестра мер поддержки местных брендов (каталог), реализующихся в регионе | ежегодно до 1 декабря | Реестр мер поддержки местных брендов (каталог), реализуемых в регионе | Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области |
8. | Проведение обучающих семинаров, мастер-классов, обучающих программ, тренингов и т.д. для развития компетенций товаропроизводителей | 2024 - 2026 годы | Ежеквартальная и годовая отчетность в Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области | Центр развития креативных индустрий НКО "Фонд поддержки предпринимательства Пензенской области" (по согласованию) |
9. | Обеспечение информационной поддержки в средствах массовой информации, социальных сетях, тематических порталах и иных информационных ресурсах | 2024 - 2026 годы | Ежеквартальная и годовая отчетность в Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области | Центр развития креативных индустрий НКО "Фонд поддержки предпринимательства Пензенской области" (по согласованию), Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области |
10. | Предоставление услуг предметной фотосъемки для субъектов малого и среднего предпринимательства | 2024 - 2026 годы | Ежеквартальная и годовая отчетность в Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области | Центр развития креативных индустрий НКО "Фонд поддержки предпринимательства Пензенской области" (по согласованию) |
11. | Проведение региональных, межрегиональных, всероссийских и международных туристских встреч, пресс-туров, рекламных туров, форумов, фестивалей, конференций, семинаров, совещаний, круглых столов, выставок | в течение 2024 года | Ежеквартальная и годовая отчетность Министерства культуры и туризма Пензенской области | Министерство культуры и туризма Пензенской области |