Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Изложить прогноз долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2019 г. N 380, в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
О.НИКОЛАЕВ
Утвержден
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 12.09.2019 N 380
ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года (далее также - прогноз) разработан исходя из задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", перечня поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, утвержденного Президентом Российской Федерации 26 января 2023 г. N Пр-144, положений Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 26 ноября 2020 г. N 102 (далее - Стратегия до 2035 года), Концепции устойчивого развития Чувашской Республики, утвержденной распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 марта 2023 г. N 231-р, государственных программ Чувашской Республики, современного состояния и тенденций социально-экономического развития Чувашской Республики, с учетом трендов развития мировой и национальной экономики, действующей и перспективной системы мер государственной поддержки.
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Чувашской Республики на период до 2035 года входит в систему документов стратегического планирования Чувашской Республики и служит основой для разработки бюджетного прогноза Чувашской Республики на долгосрочный период, долгосрочных отраслевых стратегий, государственных программ Чувашской Республики и других документов стратегического планирования Чувашской Республики.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Чувашской Республики
Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в 2022 году характеризовался следующими показателями:
объем валового регионального продукта (далее - ВРП) - 100,1 процента в сопоставимых ценах по экспертной оценке (по России объем валового внутреннего продукта - 97,9 процента);
индекс промышленного производства - 102,2 процента (по России - 100,6 процента);
индекс сельскохозяйственного производства - 117,8 процента (по России - 111,3 процента);
объем инвестиций в основной капитал - 125,8 процента (по России - 104,6 процента);
объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 105,7 процента (по России - 105,2 процента);
объем ввода жилья - 118,7 процента (по России - 111,0 процента);
потребительская инфляция - 112,2 процента (по России - 111,9 процента);
оборот розничной торговли - 95,1 процента (по России - 93,5 процента), объем платных услуг населению - 100,1 процента (по России - 105,0 процента);
реальная заработная плата работников организаций - 101,2 процента (по России - 100,3 процента);
реальные располагаемые денежные доходы населения - 98,9 процента (по России - 99,0 процента);
уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) - 3,2 процента (по России - 3,9 процента).
В 2022 году социально-экономическое развитие Чувашской Республики характеризовалось опережающим ростом в сравнении с аналогичными параметрами по России индекса промышленного производства, объема сельскохозяйственного производства, объема инвестиций в основной капитал, объема работ по виду деятельности "строительство" и ввода в действие жилья, вследствие чего была обеспечена положительная динамика объема валового регионального продукта на фоне отрицательной динамики показателя по стране. Несмотря на отрицательную динамику оборота розничной торговли, показатель сложился несколько выше, чем в целом по России. В республике темпы роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы стабильно опережали темпы ее роста в стране, в реальном выражении в регионе также обеспечена положительная динамика индикатора. Уровень безработицы в регионе значительно ниже показателя, сложившегося в среднем по стране.
Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в январе - сентябре 2023 года характеризовался следующими показателями:
индекс промышленного производства - 125,3 процента (по России - 103,3 процента);
индекс сельскохозяйственного производства - 100,0 процента (по России - 102,9 процента) (первое полугодие 2023 года);
объем инвестиций в основной капитал - 118,8 процента (по России - 107,6 процента) (первое полугодие 2023 года);
объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 139,4 процента (по России - 108,8 процента);
объем ввода жилья - 74,4 процента (по России - 100,7 процента);
потребительская инфляция - 103,9 процента (по России - 104,6 процента);
оборот розничной торговли - 106,7 процента (по России - 104,7 процента);
объем платных услуг населению - 102,1 процента (по России - 104,2 процента);
реальная заработная плата работников организаций - 114,8 процента (по России - 107,5 процента) (январь - август 2023 года);
уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) - 2,3 процента (по России - 3,0 процента).
В январе - сентябре 2023 года социально-экономическое развитие Чувашской Республики характеризовалось опережающим ростом в сравнении с аналогичными параметрами по России индекса промышленного производства, объема работ по виду деятельности "строительство", оборота розничной торговли. В регионе наблюдается ускоренный рост инвестиционной активности. В 2023 году сохранен тренд роста среднемесячной номинальной заработной платы по Чувашской Республике темпами, опережающими среднероссийский уровень. Тренд распространяется и на реальную заработную плату. Сохраняется низкий уровень безработицы при росте реальных денежных доходов населения. Инфляция в сентябре 2023 года к декабрю предыдущего года сложилась ниже, чем в целом по России.
2. Варианты внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Чувашской Республики на долгосрочный период
В долгосрочной перспективе траектория социально-экономического развития Чувашской Республики будет, с одной стороны, находиться под воздействием ряда внешних и внутренних угроз, с другой - определяться результативностью реализации мер структурной перестройки экономики в рамках решения приоритетных задач, поставленных Президентом Российской Федерации:
расширение внешнеэкономического взаимодействия с перспективными партнерами из дружественных государств и развитие необходимой для такого сотрудничества инфраструктуры;
укрепление технологического суверенитета;
обеспечение финансового суверенитета;
опережающее развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур;
повышение благосостояния граждан;
обеспечение народосбережения, защита материнства и детства, поддержка семей, имеющих детей.
Современные мировые тенденции формируют глобальные вызовы и условия, определяющие необходимость разработки прогноза на вариативной основе с учетом перспективного влияния на региональное развитие совокупности внешних и внутренних факторов.
Основные показатели прогноза разработаны в двух вариантах:
консервативный вариант (1 вариант) основан на предпосылках ухудшения внешнеэкономических условий, что характеризуется усилением внешнеторговых ограничений, фрагментацией мировой экономики и финансовой системы, и более сдержанном восстановлении потенциала российской и региональной экономики;
базовый вариант (2 вариант) описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики с учетом относительно оптимистичных изменений внешних и внутренних условий развития, предполагает положительную динамику деловой активности, развитие предпринимательства, обеспечение технологического суверенитета по критически важным направлениям, ускорение темпов инновационно ориентированного экономического роста.
Базовый вариант прогноза рассматривается как основной. При разработке бюджетного прогноза Чувашской Республики на долгосрочный период используется базовый вариант прогноза.
3. Оценка факторов и ограничений экономического роста Чувашской Республики на долгосрочный период
Социально-экономическое развитие Чувашской Республики осуществляется в условиях внешней санкционной политики и ответных экономических мер Российской Федерации. Вследствие введения торговых, технологических и финансовых ограничений со стороны ряда государств ключевые изменения коснулись отраслевой структуры экономики, технологий, логистических маршрутов, производственных связей, рынков сбыта, объемов производства, ценообразования, подходов к распределению рабочей силы.
К основным факторам и ограничениям (рискам) регионального развития на долгосрочный период относятся:
ужесточение действующей санкционной политики западных стран по отношению к России, что отразится на экономической ситуации как в России в целом, так и в Чувашской Республике;
замедление темпов роста мировой экономики;