Действующий

Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Салехард "Развитие образования" на 2023 - 2027 годы (с изменениями на 27 апреля 2024 года)



ПАСПОРТ ПРОЕКТА "Я - САЛЕХАРДЕЦ"

1. Основные положения

Краткое наименование проекта

"Я - Салехардец"

Срок реализации

2023 - 2027 годы

Куратор проекта

Заместитель Главы Администрации города Салехарда

Руководитель проекта

Администратор проекта

Связь с муниципальными программами муниципального образования

"Комфортная школа"

"Маршруты успеха"

Команда проекта

Основания для инициации проекта

Городское сообщество города Салехарда неоднородно по характеристикам образования (культурного капитала), социально-экономическим возможностям, оно многонациональное, поликонфессиональное, многокультурное.

У города длинная, но "дискретная" история. Кадры города обновляются во многом за счет приезжих из других российских регионов, что формирует специфическое отношение к месту жизни и труда, элементы "вахтового" мышления, низкий уровень солидарности и коллективной ответственности за настоящее и будущее города. В Стратегии развития города Салехарда до 2030 года, утвержденной решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 21 декабря 2018 года N 91 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Салехард до 2030 года", в качестве проблем отмечаются "рост противостояния пришлого населения и местных жителей, которые считают, что их вытесняют из экономически выгодных рабочих мест; наличие конфликтов на национальной и религиозной почве".

Образование может существенно помочь в формировании у подрастающего поколения городской идентичности, чувства признательности месту своего рождения (жизни), причастности к его развитию, ответственности за настоящее и будущее родного города, сформировать локальный, городской патриотизм. Через образование может быть обеспечена социокультурная интеграция мигрантов в городское сообщество, сформированы понимание культурного многообразия, установки принятия и уважения к разнообразию ценностей. Также через образование можно формировать оптимальные модели поведения горожан, городскую культуру.

В свою очередь ценности разных культур, которые представляют учащиеся, могут посредством образования стать важным ресурсом в формировании необходимых в будущем ценностей взаимопонимания, сотрудничества, навыков межкультурной коммуникации, профилактики и управления конфликтами.

Образование может обеспечить деятельное участие обучающихся в развитии города через волонтерские проекты (например, в сфере экологии, сохранения культурного наследия, поддержки уязвимых групп (пенсионеры, инвалиды и другие), краеведение, вовлечение в проектирование будущего города (благоустройство, городское планирование, в том числе общественные пространства и другие).

В свою очередь включение реальных проблем и задач городского развития в содержание образования помогает формировать ценности, новые грамотности (финансовая, экологическая и другие) и навыки (коммуникации, самоорганизации и другие). Проведение исследований и разработка проектов в интересах города, вовлечение обучающихся на добровольных началах в общественную работу, которая объединена с целями изучения программы, позволяет сформировать у учащихся понимание значимости и полезности занятий, поддерживает учебную мотивацию, чувство принадлежности, востребованности социальным окружением.

Для города характерным является высокий уровень образовательной эмиграции - оттока молодежи в другие регионы через образование (поступление в вузы). Безусловно, нельзя создавать формальные барьеры для такого рода мобильности. Поступление в лучшие вузы - свидетельство потенциала городского образования, эффективного вклада школ и дополнительного образования в развитие человеческого капитала. Это - реальный ответ на запросы семей и детей. Но тот факт, что капитал "утекает" из территории, что создает риски для социально-экономического развития, не может быть проигнорирован системой образования. Город вынужден решать задачи замещения потерь через привлечение мигрантов. Система образования может помочь изменить устойчивую тенденцию.

Ключевым направлением решения этой задачи является профориентационная работа, в которой акцент делается на отрасли и конкретные предприятия города. Это предполагает полноценное участие предприятий, организаций города в работе с учащимися, как непосредственно через профориентационные мероприятия (экскурсии, профессиональные пробы, стажировки, практика), так и через программы основного образования (профильные и специализированные классы), внеурочной деятельности, дополнительного образования. Производственный и социальный сектор, творческие кластеры города должны стать пространствами учебной и внеурочной активности подрастающего поколения.

Взаимосвязь с другими проектами

"Маршруты успеха"

"Школы-ступени"

Исполнители (соисполнители) мероприятий паспорта проекта

Департамент образования Администрации муниципального образования город Салехард

Соисполнители:

Управление по физической культуре и спорту Администрации муниципального образования город Салехард

Контактное лицо со стороны разработчика паспорта проекта


2. Цель и показатели проекта

N п/п

Наименование подраздела

1

2

1

Цель проекта

Создание системной практики, развивающей у детей и молодежи городскую идентичность, патриотизм, ответственность за благополучие города, перспективные планы жизни и труда в городе через реализацию исследований и проектов, осуществления профессиональных проб в приоритетных направлениях развития города и округа.


2.1. Показатели проекта

N п/п

Наименование критерия успеха проекта

Единица измерения

Методика (формула расчета)

Базовое значение

Дата расчета базового значения (в формате "мм.гггг."

Установленное значение

1

2

3

4

5

6

7

1.

Доля муниципальных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, связанные с приоритетными направлениями развития города и округа, %

%

Отношение количества муниципальных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, связанные с приоритетными направлениями развития города и округа, к общему количеству муниципальных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы

ДОДОДПН = КОДОДПН / КОДОД * 100%

45

11.2022

100

2.

Доля обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, охваченных мероприятиями, направленными на раннюю профессиональную ориентацию с использованием ресурсов городской среды

%

Отношение численности обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, охваченных мероприятиями, направленными на раннюю профессиональную ориентацию с использованием ресурсов городской среды, к общей численности обучающихся, осваивающих программы основного общего и среднего общего образования в муниципальном образовании город Салехард

ДО5-11РПО = ЧО5-11РПО / ЧО5-11 * 100%

45

11.2022

70

3.

Доля обучающихся общеобразовательных организаций в возрасте 14 - 17 лет, охваченных программами профессионального обучения

%

Отношение численности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций в возрасте 14 - 17 лет, охваченных программами профессионального обучения, в общей численности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций в возрасте 14 - 17 лет

ДО14-17ППО = ЧО14-17ППО / ЧО14-17 * 100%

0,2

11.2022

0,6

4.

Доля обучающихся, вовлеченных в исследовательскую и проектную деятельность по городской тематике

%

Отношение численности обучающихся муниципальных образовательных организаций, вовлеченных в исследовательскую и проектную деятельность по городской тематике, в общей численности обучающихся муниципальных образовательных организаций

ДОООИПДГТ = ЧОООИПДГТ / ЧООО * 100%

10

11.2022

40

5.

Численность наставников из числа представителей профессиональных необразовательных сообществ, в том числе из реального сектора экономики, привлеченных для реализации образовательных программ

Чел.

Численность наставников из числа представителей профессиональных необразовательных сообществ, в том числе из реального сектора экономики, привлеченных для реализации образовательных программ

ЧННОРЭ (абсолютный показатель)

0

11.2022

50

6.

Доля обучающихся, принявших участие в экскурсиях по историко-культурной, научно-образовательной, патриотической тематике за отчетный период

%

Отношение численности обучающихся муниципальных образовательных организаций, принявших участие в экскурсиях по историко-культурной, научно-образовательной, патриотической тематике за отчетный период, к общей численности обучающихся муниципальных образовательных организаций

ДОООЭКНП = ЧОООЭКНП / ЧООО * 100%

12,9

11.2022

90

7.

Количество разработанных туристских маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой города, а также для знакомства с лицами, внесшими весомый вклад в его развитие

Единиц

Количество разработанных туристских маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой города Салехарда, а также для знакомства с лицами, внесшими весомый вклад в его развитие

КТМИКТС (абсолютный показатель)

2

11.2022

10

8.

Численность обучающихся, участвовавших в городских волонтерских мероприятиях

Чел.

Численность обучающихся муниципальных образовательных организаций, участвовавших в городских волонтерских мероприятиях за отчетный период (каждый обучающийся учитывается только один раз)

ЧОВМ (абсолютный показатель)

50

11.2022

100


3. Задачи и результаты проекта

N п/п

Наименование подраздела

1

Задачи проекта

1. Формирование у детей и молодежи городской идентичности, патриотизма, ответственности за благополучие города, перспективных планов жизни и труда в городе Салехарде.

2. Укрепление межпоколенных и межкультурных отношений в городском сообществе.

3. Создание условий для выбора школьниками дальнейшей образовательной и профессиональной траектории, связанной с приоритетными направлениями развития города и округа.

4. Развитие у учащихся навыков проектной, исследовательской, предпринимательской деятельности, межкультурной коммуникации.

2

Результаты проекта

1. Не менее 70% обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, охвачены мероприятиями, направленными на раннюю профессиональную ориентацию с использованием ресурсов городской среды.

2. Не менее 0,6% обучающихся общеобразовательных организаций в возрасте от 14 до 18 лет, охвачены программами профессионального обучения.

3. Не менее 20% обучающихся, вовлечены в исследовательскую и проектную деятельность по городской тематике.

4. Разработано не менее 10 туристских маршрутов для ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой города, а также для знакомства с лицами, внесшими весомый вклад в его развитие, единиц.

5. Не менее 50% обучающихся принимают участие в экскурсиях по историко-культурной, научно-образовательной, патриотической тематике.

6. Не менее 500 обучающихся, участвуют в городских волонтерских мероприятиях, чел.

7. Не менее 50 наставников из числа представителей профессиональных необразовательных сообществ, в том числе из реального сектора экономики, привлечены для реализации образовательных программ.


4. Финансовое обеспечение реализации проекта

N п/п

Наименование источника финансирования (местный бюджет, иные средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации

Реквизиты документа, который выступает или планируется в качестве основания финансирования

Статус средств (утверждены/ планируются к утверждению

всего

Потребность в финансировании, руб.

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Местный бюджет

74 652,24

74 652,24

Окружной бюджет

1 169 551,76

1 169 551,76

Внебюджетные источники

В том числе:

Подпроект "Город открытий"

За счет средств местного бюджета

13 451,40

13 451,40

За счет средств окружного бюджета

210 738,60

210 738,60

Подпроект "Город возможностей",

За счет средств местного бюджета

61 200,84

61 200,84

За счет средств окружного бюджета

958 813,16

958 813,16

За счет средств из внебюджетных источников

Итого:

1 244 204,00

1 244 204,00


5. Дополнительная информация, в том числе описание проекта

N п/п

Наименование подраздела

1

2

1

Описание проекта

Описание функционирующей модели

Проект включает в себя два взаимосвязанных подпроекта "Город открытий" и "Город возможностей".

Подпроект "Город открытий" включает в себя следующие направления и формы реализации: исследовательское краеведение, урбанистика, воспитание через локальный патриотизм, социальное проектирование, волонтерство, экология через партнерство с некоммерческими организациями города (в том числе этнокультурными), каникулярные смены, конкурсы.

Мероприятия подпроекта структурированы на три уровня погружения:

1) уровень "Прикосновение" - выходы, встречи, диалоги, пробные действия;

2) уровень "Действие" - освоение методов, проявление устойчивого интереса, реализация небольших исследований и проектов;

3) уровень "Глубина" - погружение в исследовательскую, проектную культуру сообщества, системная деятельность по краеведению города с социально значимыми продуктивными результатами.

Каждый проект имеет возможность продолжения от прикосновения к глубине. Выход на уровень "глубины" связан с предъявлением результатов исследований, проектов на город, а также выход на окружные, межрегиональные и всероссийские конкурсы, фестивали, слеты и другое.

Форматы и направления подпроекта имеют особенности на разных ступенях образования и преемственность между ними:

- дошкольное образование (детский сад): на уровне "прикосновение" повседневная реализация программы дошкольного образования с локализацией основной части тем на тематику мира вокруг, используя материалы и тематику города, его истории, жителей, природы; содержательное наполнение образовательной среды детского сада образами, элементами, предметами, репрезентирующими самобытность округа, города, социальной общности семей дошкольников; на уровне "действия" реализация регулярных мероприятий, на которых учащиеся предъявляют друг другу результаты своих мини-исследований и творческих проектов в контексте города (результаты после становятся элементами среды детского сада); на уровне "глубины" выход наиболее увлеченных дошкольников на регионального тура конкурса "Я - исследователь";

- начальное общее образование (младшая школа): реализация учебно-исследовательских задач и мини-проектов на местности в рамках школьного курса "Окружающий мир" по темам, продуктивным для реализации на пришкольном участке, во дворе своего дома, в пространстве города (например, посадка дерева или создание "паспорта" конкретного растения в городе Салехарде). Уровень "действия": систематические наблюдения (например, за посаженным или "паспортизированным" растением в разные времена года в связке с локальными метеорологическими измерениями). Уровень "глубины" - общегородской проект (например, создание единой базы паспортов насаждений города с мониторинговой фиксацией их изменений). На уровне "глубины" наиболее увлеченные учащиеся предъявляют результаты своих исследований или проектов, реализованных в контексте города, на региональном туре конкурса "Я - исследователь". Варианты замыслов идей для исследований на местности могут браться из каталога задач открытого типа из "Исследования онлайн" или треков марафона "Краефеста";

- основное общее образование (средняя школа): на уровне "прикосновение" - выделение тем в рамках школьных предметов, содержание которых осваивается на локальном материале в пространстве города, в том числе через технологию междисциплинарных уроков, спроектированных учителями, ведущими различные предметы с возможностью выхода на природные, культурные, социальные, индустриальные и другие объекты города. На уровне "действие": создание и расширение групп дополнительного образования в области краеведения, работающих по модели "Топос. Краеведение", в том числе с использованием современных технологий для реализации задач изучения и созидания в пространстве прошлого, настоящего и будущего города. Обязательное наличие продуктивных форм реализации образовательной деятельности - обучающиеся создают отчуждаемые результаты, востребованными жителями города. На уровне "Глубины" тематические исследовательские и проектные школы или смены для команд школьников, направленные на изучение и решение конкретных проблем, актуальных для города с привлечением наставников - мастеров конкретных профессиональных практик. Выход обучающихся с результатами своих исследований или проектов, связанных с городом, на внешние конкурсы (например, региональные этапы "Тропой открытий В.И. Вернадского" и Конкурса имени В.И. Вернадского), а также включение школьных и межшкольных команд обучающихся в программы "Краефеста";

- среднее общее образование (старшая школа): на уровне "прикосновение" - профили обучения формируются и реализуются во взаимосвязи с различными площадками города, на которых обучающиеся могут соприкасаться с действительностью, актуализировать понимание значимости своей вовлеченности в реализацию актуальных задач города; на уровне "действия" учащиеся реализуют индивидуальный проект в старшей школе в рамках актуальной проблематики, значимой для города (направления, тематика, проблематика для исследований и проектов формируется сообща профильными внешними организациями и обучающимися) с возможностью привлечения к наставничеству специалистов из профильных организаций; на уровне "глубины" обучающиеся представляют свои работы на направлениях конкурса "Высший пилотаж", Конкурса имени В.И. Вернадского, "Отечество" и других, сопряженных с задачами развития города (по урбанистике, краеведению, медакоммуникациям, экологии и другими);

Подпроект "Город возможностей" включает в себя следующие направления и формы реализации: профессиональное обучение, профессиональная ориентация, профессиональные пробы, жизненное проектирование, дополнительное образование и внеурочная деятельность в профильных отраслевых направлениях через партнерство с наукой, предприятиями промышленного сектора и креативных индустрий, некоммерческие организации города, наставничество (профессионалы города для поддержки профориентации, предпринимательства и воспитания подростков), каникулярные смены, конкурсы.

Форматы и направления подпроекта начинают реализацию с дошкольного образования, но основная целевая группа - обучающиеся 8-11-х классов:

- дошкольное образование - знакомство с репертуаром профессий, через знакомство с профессиями своих родителей; создание вариативных игровых зон в детском саду, сопряженных с актуальными профессиями для города;

- начальное общее образование, 5 - 7 классы - познавательные выходы школьников для знакомства с профессиональной деятельностью в контексте различных учреждений и организаций города, реализация командных форм реализации проектов для улучшения окружающей среды обитания - школы, пришкольного двора, двора своего дома, улицы и другое;

- 8 - 11 классы - создание и реализация программы трудовых бригад для обучающихся с 14 лет, которыми реализуются посильные задачи по обустройству школ и пришкольных участников, двора, улицы (оплачиваемая временная работа по заказу образовательных организаций, муниципалитета); разработка и реализация программ профессиональной ориентации по модели "Система выбор" в контексте социально-экономического ландшафта города для обучающихся 8 - 9-х классов; реализация варианта индивидуального проекта в 9 и/или 10 классах по технологии жизненного проектирования; реализация летних городских школ профессий, в которых осуществляются профессиональные пробы под руководством наставников из профильных организаций; стажировки обучающихся 10 - 11-х классов в организациях, связанных с профилем обучения, в том числе для реализации индивидуального проекта в старшей школе на базе профильной организации.

Взаимосвязь подпроектов "Город открытий" и "Город возможностей". Проектируются и реализуется несколько треков по изучению и вовлечению обучающихся в деятельность конкретных индустрий города (например, водоснабжение, рыболовство, строительство и другие). Создаются треки, по которым учащиеся в командах проходят путь изучения истории, настоящего и перспектив развития в будущем конкретной индустрии в пространстве города, с выходом на конкретные проектные предложения, реалистичные для реализации в своем городе.

2

Дополнительная информация


Разработчик паспорта проекта


__________________   _______________   _____________________

   (должность)          (подпись)      (расшифровка подписи)



"____" _______ 20____ г.