Муниципальная система образования города Салехарда сегодня является одной из основных и многочисленных отраслей социальной сферы города, источником роста и качественного приращения человеческого и социального капитала округа.
В городе Салехарде функционируют 19 муниципальных дошкольных образовательных организаций, которые посещают 4585 воспитанников, 7 муниципальных общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, в которых учатся 8128 обучающихся, 3 муниципальных организаций дополнительного образования.
Система характеризуется высокими показателями доступности и охвата дошкольного, общего и дополнительного образования детей. По состоянию на конец 2021/2022 учебного года доступность дошкольного образования составляет 100%, охват составил 72%, при этом снижение очередности в 2021 году относительно 2020 года составило 37%. Охват детей программами дополнительного образования составил 86%, что выше среднего показателя по стране (76,6%), но заметно ниже показателей в целом по округу (94,0%).
Система образования города Салехарда развивается в условиях воздействия ряда факторов, которые определяющим образом влияют на ее облик, задачи функционирования и направления развития, формируя, тем самым уникальную городскую образовательную экосистему. Город Салехард, как столица Ямало-Ненецкого автономного округа выполняет специфические экономические и социальные функции, являясь его политико-административным, социокультурным центром. Город является центром притяжения населения из других регионов и испытывает постоянные миграционные колебания численности населения. Эти колебания отражаются на численности населения города Салехарда, в целом. До 2021 года шел устойчивый рост населения с 44334 человек в 2012 году до 50976 человек в 2020 году. В 2021 году впервые с 2003 года численность населения города Салехарда снизилась до 47910 человек. При сохранении положительного естественного прироста это снижение произошло за счет миграционного оттока. Сочетание показателей естественного прироста и миграционного движения формируют динамику прироста численности детского населения города Салехарда. Рост контингента обучающихся - один из важных факторов, влияющих на состояние образовательной системы города. За два года число обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций увеличилось на 808 человек, число воспитанников детских садов выросло на 239 человек. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития города Салехарда на 2022 - 2024 годы темпы прироста населения сохранятся в пределах 1% в год. Сохранится стабильная динамика рождаемости 700 человек в год, превышение числа прибывших над выбывшими составит примерно 600 человек.
Состав населения неоднороден, в том числе из-за наличия колебания численности непостоянного населения, а также притока населения, для которого русский язык не является родным. По данным на 2022 год в муниципальных общеобразовательных организациях обучалось 120 детей с неродным русским языком. Город Салехард испытывает проблему постоянного обновления своего населения, что в свою очередь, влияет на специфику местного городского сообщества, его вовлеченность в обновление и развитие города, привязанность к городскому пространству.
Природно-климатические особенности территории, на которой расположен город Салехард - важнейший фактор, формирующий социально-экономический статус города, в целом, и особенности его образовательной системы, в частности. Город Салехард расположен на широте Северного полярного круга с отрицательными многолетними среднегодовыми температурами, в условиях многолетней мерзлоты и продолжительностью сумеречных и полярных суток более 159 дней в году, вблизи реки Обь. Эти факторы определяют сложности строительства и обеспечения функционирования зданий и сооружений для муниципальной системы образования.
Из-за постоянного увеличения детского населения города Салехарда отмечается значительное превышение количества обучающихся над проектной мощностью муниципальных общеобразовательных организаций. Из-за этого невозможно на сегодняшний день организовать обучение в первую смену всех обучающихся - до 40% обучающихся обучаются во вторую смену, что значительно выше показателей по округу (19,1%) и в среднем по государственным и муниципальным городским школам страны (10,6%). При высокой доле обучающихся во вторую смену в муниципальных общеобразовательных организациях на 1 педагогического работника в среднем приходится 12,5 обучающихся, что заметно ниже показателя по городским государственным школам округа (20,6) и страны (23,7). То же касается и среднего размера классов - в городе Салехарде этот показатель составляет 23,2 обучающихся на 1 класс, что вдвое меньше показателей по округу (40,2) и стране (42,1). При общей тенденции в стране на сокращение сменности в школах, в муниципальных общеобразовательных организациях города Салехарда с 2018 года доля обучающихся во вторую смену выросла с 15,5% до 40%.
В городе Салехарде сохраняется проблема наличия старых деревянных зданий муниципальных образовательных организаций, которые не соответствуют современным требованиям. В муниципальных общеобразовательных организациях и муниципальных организациях дополнительного образования существует дефицит помещений для реализации программ воспитания, внеурочной деятельности, дополнительного образования.
В таких условиях первоочередной потребностью города Салехарда является развитие инфраструктуры и сети муниципальных образовательных организаций. Реализованные на сегодняшний день меры по вводу в эксплуатацию и обеспечению запланированных в Генеральном плане мер по строительству зданий должны улучшить ситуацию с доступностью качественного образования. Вместе с тем с учетом сложностей строительства в условиях многолетней мерзлоты дополнительным ресурсом является капитальный ремонт зданий. Регулярных инвестиций требует текущий ремонт зданий, скорость износа которых в силу суровых климатических условий является высокой.
Необходимость мер по развитию сети муниципальных образовательных организаций диктуется неоптимальным соответствием локаций зданий муниципальных образовательных организаций актуальной и перспективной городской застройке и транспортной сети. Наблюдается неравномерность распределения ресурсов (кадры, оборудование) между муниципальными общеобразовательными организациями, что ведет к неравенству доступа детей к качественному образованию.
Кроме того существующая инфраструктура и сеть не в полной мере отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) в части специфики условий для реализации образовательных программ разного уровня в соответствии с возрастными особенностями и приоритетными технологиями обучения (например, проектная, исследовательская деятельность), что снижает учебную мотивацию, качество образовательных результатов, особенно при переходах по ступеням обучения, ограничивает возможности для организации профильного обучения, профессиональной ориентации.
Это в совокупности обусловливает постановку задачи модернизации сети прежде всего за счет создания в городе Салехарде "школ-ступеней" образования, позволяющих выравнять возможности доступа семей к качественному образованию, независимо от места жительства и материального положения, и создать оптимальную развивающую возрастосообразную образовательную среду. Специализация вокруг определенного набора направленностей, выстраивание кооперации с дошкольными организациями и муниципальными общеобразовательными организациями может стать перспективным решением для развития муниципальной сети организаций дополнительного образования и условием для формирования муниципальной модели развития дополнительного образования города Салехарда в соответствии с целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 года N 467 "Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей". В системе дошкольного и дополнительного образования необходимо также стимулировать развитие негосударственного сектора услуг.
В современном мире образование выходит за стены зданий для расширения пространства реализации современных практик обучения (исследовательская деятельность, проектная работа), решения задач воспитания и обеспечения персонализации образовательных траекторий. Школы становятся центрами образовательных экосистем, интегрируя образовательные возможности городской среды (музеи, спортивные центры, учреждения науки, предприятия). С учетом отмеченных общих дефицитов площадей и кадров, а также неравенства распределения ресурсов внутри сети, значимым результатом программы должно стать построение механизмов объединения образовательных ресурсов города Салехарда через формирование системы договорных отношений между муниципальными организациями для расширения возможностей доступа детей к инфраструктуре (бассейны, спортивные залы), площадкам для профессиональных проб, кадрам педагогов и наставников, с одной стороны, и создания правовых и финансовых механизмов стимулирования обучения старшеклассников по индивидуальным учебным планам с использованием сетевых форм обучения, с другой стороны. Дополнительным важным условием реализации этих планов станет развитие системы подвоза обучающихся. Система образования города Салехарда испытывает необходимость в организации расширения подвоза детей для обеспечения сохранения их здоровья и снижения рисков роста заболеваемости. Актуальность развития системы подвоза связана и с климатическими условиями (низкие температуры).
Важным условием для обеспечения современного уровня организации образовательного процесса, поддержки персонализации образовательных траекторий является развитие цифровой образовательной инфраструктуры. Значительным достижением города Салехарда является полная обеспеченность муниципальных общеобразовательных организаций высокоскоростным широкополосным доступом в сеть "Интернет". Решение этой задачи позволяет обеспечить, как доступ к современным сетевым образовательным ресурсам всех обучающихся, так и цифровую открытость и прозрачность системы образования города Салехарда. 100% муниципальных общеобразовательных организаций используют ресурсы и возможности 7 ведущих федеральных платформ. Муниципальные общеобразовательные организации активно вовлечены в реализацию регионального проекта "Цифровая образовательная среда", в рамках которого происходит оснащение муниципальных общеобразовательных организаций современным оборудованием, внедрение современных информационных систем и сервисов. На базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Обдорская гимназия" создан Центр электронного образования, который предоставляет возможность обучаться в дистанционном режиме, выбирать темп и удобное время для обучения. Таким образом, созданы предпосылки для институционализации практик смешанного обучения, сочетания очного и дистанционного форматов, которая должна быть достигнута в результате реализации Программы.