АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2023 года N 1168


Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов



В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", решением Волгоградской городской Думы от 15 июля 2015 г. N 32/1002 "Об утверждении Положения о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград", постановлением администрации Волгограда от 12 мая 2016 г. N 650 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Волгограда на среднесрочный период", руководствуясь статьями 7, 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда постановляет:


1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.


2. Внести на рассмотрение в Волгоградскую городскую Думу проект решения Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в установленном порядке.



Исполняющий полномочия
главы Волгограда
И.С.ПЕШКОВА



Приложение
к постановлению
администрации Волгограда
от 31.10.2023 N 1168



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДА НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ



1. Общая оценка социально-экономической ситуации в Волгограде за 2022 год и оценка 2023 года


В 2022 году кардинально изменились внешние условия функционирования российской экономики. На это повлияли введенные внешние ограничения на российский экспорт, импорт, инвестиционное и технологическое сотрудничество. Производственную активность предприятий сдерживала неопределенность относительно будущих рынков сбыта и возможных объемов производства; инвестиционную активность - сложности с логистикой при поставке оборудования.


Несмотря на это, экономика Волгограда продемонстрировала устойчивость: основной вклад в экономический рост Волгограда внесла промышленная отрасль и строительные работы. Так, объем произведенной промышленной продукции в 2022 году увеличился по Волгограду в физическом выражении на 3,8% в основном за счет увеличения объемов обрабатывающих производств (по Волгоградской области прирост составил 3,8%, по Российской Федерации снижение на 0,6%). Объем строительных работ в Волгограде вырос на 2,6% в сопоставимых ценах к 2021 году, по Волгоградской области - на 18,2% (в целом по Российской Федерации - на 5,2%). При этом количество введенного в Волгограде жилья снизилось на 11,3% по сравнению с 2021 годом за счет сокращения ввода многоквартирных домов.


Объем инвестиций в основной капитал в отчетном периоде снизился на 0,8% в сопоставимых ценах по сравнению с 2021 годом (по Волгоградской области - рост на 8,3%).


В то же время по итогам 2022 года наблюдалось снижение потребительской активности, что привело к снижению показателей потребительского сектора. Сокращение розничной торговли произошло в основном за счет непродовольственного сегмента, также на этот фактор оказали влияние имеющиеся значительные ограничения предложения в части импортных товаров. Оборот розничной торговли сократился в целом по стране на 6,7%, по Волгограду - на 3,1%, по Волгоградской области - на 2,3%. Положительная динамика по итогам 2022 года в потребительском секторе наблюдалась по обороту общественного питания (увеличение по Волгограду составило 0,7%, по Волгоградской области - 0,1%, в целом по стране - 4,7%) и по объему платных услуг населению (увеличение по Волгограду составило 1,4%).


Основными сдерживающими факторами развития потребительского рынка явились снижение спроса населения, обусловленное высоким уровнем инфляции (за 2022 год - 111,4%), сохранение динамики снижения реальных денежных доходов населения и, как следствие, покупательной способности населения. Значительный рост потребительских цен, в особенности на товары и услуги повседневного спроса, привел к заметному снижению реальной заработной платы на 0,9%. При этом среднемесячная заработная плата за 2022 год выросла в действующих ценах на 111,4%.


Ситуация на рынке труда оставалась стабильной: уровень безработицы снизился с начала года с 0,34% до 0,22%.


В первом полугодии 2023 года экономическая динамика продолжила улучшаться. В отраслевом разрезе основной вклад в экономический рост Волгограда внесла строительная отрасль, рост объемов строительных работ по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 102,6% (по Волгоградской области рост составил 176,9%, по Российской Федерации - 109,2%). Увеличился также показатель объема вводимого жилья - рост на 28,9% к уровню первого полугодия 2022 г. По итогам 2023 года ожидается, что рост объемов строительных работ составит 0,5%.


В промышленной отрасли в первом полугодии 2023 г. наблюдается падение физических объемов производства в целом на 0,1% (по Волгоградской области снижение на 0,6%, по Российской Федерации рост на 2,6%). Снижение производства произошло за счет уменьшения добычи полезных ископаемых, производства нефтепродуктов, производства готовых металлических изделий. В то же время устойчивый рост демонстрируют такие отрасли, как химическое производство и металлургия. По итогам 2023 года ожидается, что индекс промышленного производства составит 102,8%.


Объем инвестиций в основной капитал по итогам первого полугодия 2023 г. увеличился в 1,9 раза в сопоставимых ценах (по Волгоградской области и Российской Федерации - на 35,1% и 7,6% соответственно). По итогам 2023 года рост инвестиций составит 0,5%.


Ситуация на рынке труда продолжает оставаться стабильной - безработица снизилась до 0,18% и достигла очередного исторического минимума, рост заработной платы составил 15,6%. До конца 2023 года ожидается уровень зарегистрированной безработицы 0,19%, рост среднемесячной заработной платы - 10,9%.


Начато постепенное восстановление потребительского сектора - рост оборота розничной торговли с учетом уровня инфляции составил 2,5% (по Волгоградской области - 4,7%, по Российской Федерации - 1,1%). Основной прирост обеспечили непродовольственные товары (+5,6%), по непродовольственным товарам наблюдается небольшое снижение (-1,2%). Достаточно высокий темп роста (+20%) продемонстрировала отрасль общественного питания (по Волгоградской области прирост составил 17,0%, по Российской Федерации - 14,7%). Одновременно с этим сохраняется положительная динамика объема платных услуг населению (+3,5%). Инфляция по состоянию в годовом выражении замедлилась до 2,3% после 111,4% в декабре 2022 года. По итогам 2023 года ожидается рост оборота розничной торговли на 105,3%, оборота общественного питания на 107,9%, объема платных услуг на 109,9%. Инфляция по итогам года составит 105,3%.


Экономическое развитие Волгограда в среднесрочном периоде предполагается как развитие промышленного, инновационного, транспортно-логистического, образовательного, туристического и комфортного для жизни населения центра. На это направлена реализация принятой концепции комплексной программы развития Волгограда 2024 - 2034 годов, разработанной по поручению Губернатора Волгоградской области.


Макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, рассчитанные по двум вариантам развития экономики - базовому и консервативному, представлены в приложении 1 к настоящему прогнозу. Для расчета показателей бюджета Волгограда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов рекомендуется использовать 1-й вариант развития экономики (базовый).



2. Оценка факторов и ограничений экономического роста Волгограда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов


2.1. Депопуляция населения, связанная с преобладанием уровня смертности над уровнем рождаемости. Даже положительный миграционный прирост не сможет компенсировать естественную убыль населения, численность населения может уменьшаться ежегодно на 3 - 4 тысячи человек в год. Учитывая демографические проблемы в масштабе всей страны, а также ограниченность полномочий органов местного самоуправления в вопросах стимулирования рождаемости и снижения смертности, преодоление существующих ограничений отнесено к государственным полномочиям. Приоритетными направлениями на уровне Волгограда следует считать обеспечение достаточного количества мест в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, развитие социальной инфраструктуры, поддержку молодых семей и приобщение населения к здоровому образу жизни путем проведения различных спортивных и культурных мероприятий. Положительное влияние также окажет реализация на муниципальном уровне национального проекта "Демография" и национального проекта "Здравоохранение" с учетом целей, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".


2.2. Изношенность основных фондов предприятий промышленного сектора, уровень инвестиций в основной капитал. Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Волгоград определен как крупный перспективный центр экономического роста. В связи с этим ключевыми факторами экономического роста Волгограда в среднесрочном периоде являются:


формирование на территории Волгограда транспортно-логистических центров по организации грузовых перевозок железнодорожным, авиационным, автодорожным и речным транспортом. Это позволит реализовать благоприятный экономико-географический потенциал Волгограда, расположенного на пересечении основных транспортных путей из Азии (Узбекистан, Туркменистан, Иран) в Европу, в том числе водных через Волго-Донской судоходный канал;


ревитализация неиспользуемых (неэффективно используемых) промышленных площадок в Волгограде, в том числе за счет формирования, продвижения и реализации соответствующих инвестиционных проектов, а также активизации муниципально-частного (государственно-частного) партнерства. В настоящее время такой перспективной площадкой является территория тракторного завода, на которой планируется ввод жилья с обеспечивающей социальной и инженерной инфраструктурой, а также ввод объектов общественно-делового назначения;


внедрение инвестиционных проектов и модернизация существующих производств промышленными предприятиями Волгограда;


привлечение местных высококвалифицированных кадров для развития высокотехнологических и наукоемких отраслей производства товаров, услуг, творческих индустрий. Это позволит реализовать потенциал выгодного соотношения стоимости и качества трудовых ресурсов в Волгограде.


Также на развитие инвестиционной активности будет влиять усиление спроса на безопасный и качественный отдых внутри страны в условиях ограничений на перемещения между странами. В этой связи создание туристической зоны на территории Волгограда является приоритетной задачей. В настоящее время такой зоной является территория островной системы Сарпинский - Голодный, на которой планируется создание центра развлечений и отдыха.


На инвестиционное накопление волгоградской экономики повлияет финансирование федеральным центром важных инфраструктурных проектов города с использованием новых финансовых инструментов - инвестиционных ресурсов в виде инфраструктурных кредитов на развитие региональных экономик (инфраструктурные бюджетные кредиты, реструктуризация бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестиционных проектов, инфраструктурные облигации). Волгоград с 2022 года является участником получения федеральных средств в рамках нового, предложенного Правительством Российской Федерации, инфраструктурного меню.


Также инвестиционная активность волгоградской экономики будет сопровождаться реализацией мероприятий в рамках разрабатываемой комплексной программы развития Волгограда 2024 - 2034 годов, которая содержит более 650 инвестиционных проектов по всем отраслям экономики.



3. Направления социально-экономического развития Волгограда на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов


3.1. Развитие человеческого капитала.


3.1.1. Демография.


На социально-экономическое развитие Волгограда существенное влияние оказывают демографические тенденции Российской Федерации, отличительной особенностью которых в последнее время является устойчивая тенденция старения населения. Также демографическими тенденциями являются снижение численности женщин в ранне- и среднерепродуктивном возрасте (20 лет - 34 года) и сохранение смертности в экономически активных возрастах на высоком уровне.


Население Волгограда на 01 января 2023 г. составило 1025662 человека (с учетом итогов Всероссийской переписи населения). В 2022 году в Волгограде родилось 7297 человек, что на 537 человек меньше уровня 2021 года, что объясняется продолжающимся периодом, связанным со вступлением в детородный возраст малочисленных поколений, рожденных в 1990 - 2000 годы.


При этом уменьшилась смертность населения на 5036 человек и составила 13450 человек. На уменьшение значения показателя смертности прежде всего повлияло улучшение эпидемиологической ситуации, обусловленной новой коронавирусной инфекцией. Таким образом, число умерших превысило число родившихся в 1,8 раза.


В целом за прошлый год численность населения Волгограда уменьшилась на 2,1 тыс. человек (в 2021 году - на 3,6 тыс. человек). Частично естественную убыль населения компенсировал миграционный приток населения.


В 2024 - 2026 годах прогнозируется небольшое увеличение численности родившихся в Волгограде (до 7,5 - 8,5 тыс. человек в год). Сдерживать рост рождаемости будут не только сокращение числа женщин ранне- и среднерепродуктивного возраста, а также откладывание рождения первого ребенка на более поздний период, в результате чего возможности роста суммарного коэффициента рождаемости будут ограничены. Прогнозируется, что смертность населения снизится до уровня 13 тыс. человек в год. При этом ежегодный миграционный приток населения будет составлять около 2,5 - 3,0 тыс. человек в год, который не сможет полностью компенсировать естественную убыль населения. Таким образом, численность населения Волгограда к 2026 году составит 1013,7 тыс. человек.


3.1.2. Труд и занятость.


Уменьшение численности населения трудоспособного возраста в последние годы оказывало влияние на рынок труда. Повышение пенсионного возраста в соответствии с Федеральным законом от 03 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" смягчило дефицит рабочей силы, вызванный существующими демографическими тенденциями.


К 2026 году численность занятых в экономике увеличится до 469,3 тыс. человек (в 2022 году - 458,4 тыс. человек, в 2023 году - 461,6 тыс. человек). При этом среднегодовой уровень официально зарегистрированной безработицы снизится с 0,22% в 2022 году до 0,19% в 2023 году и на протяжении всего прогнозного периода останется на этом же уровне. В результате численность рабочей силы в 2023 - 2026 годах будет постепенно увеличиваться с 504,1 тыс. человек до 511,5 тыс. человек в 2026 году. На отраслевую структуру занятости будут оказывать влияние тенденции, связанные с цифровизацией и роботизацией некоторых производств, реализацией мер по поддержке IT-отрасли и отраслей "досугового" типа (за счет реализации национального проекта "Туризм"), ростом сектора образования (в том числе за счет роста непрерывного и дополнительного образования) и здравоохранения (роста спроса на медицинские услуги в связи с демографическими трендами).


В структуре численности занятых в экономике на протяжении всего среднесрочного периода прогнозируется неизменная численность работников крупных и средних организаций, что характерно при расширении спроса на трудовые ресурсы крупными и средними организациями Волгограда.


Количество работников малого бизнеса будет увеличиваться (в 2026 году - на 4,1% к уровню 2023 года). Правительством Российской Федерации в среднесрочной перспективе предполагается реализация мероприятий, направленных на содействие занятости населения, в том числе таких категорий, как люди старшего поколения, инвалиды, молодежь, а также лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.


3.1.3. Уровень жизни населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»