В целях подготовки проекта Закона Мурманской области "Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов", руководствуясь положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года, Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, от 07.05.2018 N 204, от 21.07.2020 N 474, с учетом Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, разработанных Минфином России, основных направлений налоговой политики Мурманской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, основных направлений долговой политики Мурманской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, а также Программы оздоровления государственных финансов Мурманской области на 2019 - 2024 годы, государственных программ Мурманской области Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной политики Мурманской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Основные направления бюджетной политики).
2. Рекомендовать государственным органам Мурманской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Мурманской области в своей деятельности руководствоваться Основными направлениями бюджетной политики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области учитывать положения, установленные Основными направлениями бюджетной политики, при составлении проектов решений о местных бюджетах на 2024 год (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов), принимаемых соответствующими представительными органами.
Губернатор
Мурманской области
А.В.ЧИБИС
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
При подготовке основных направлений бюджетной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Основные направления бюджетной политики) учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года, Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, от 07.05.2018 N 204, от 21.07.2020 N 474 (далее - указы Президента Российской Федерации), Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 N 645, Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р, Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, разработанных Минфином России, основных направлений налоговой политики Мурманской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, основных направлений долговой политики Мурманской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, Программы оздоровления государственных финансов Мурманской области на 2019 - 2024 годы, государственных программ Мурманской области, иных документов.
Целью разработки Основных направлений бюджетной политики является определение условий и подходов к формированию проекта областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Бюджетная политика на 2024 - 2026 годы сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на обеспечение социальной и финансовой стабильности в Мурманской области, создание условий для устойчивого социально-экономического развития региона с учетом реализации Плана мероприятий по приоритетным направлениям развития Мурманской области до 2025 года и на период до 2030 года "НА СЕВЕРЕ - ЖИТЬ", утвержденного распоряжением Правительства Мурманской области от 24.04.2023 N 85-РП.
Безусловным приоритетом бюджетной политики продолжает оставаться выполнение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации, в том числе по достижению национальных целей развития в части, установленной для региона, реализация мер, предусмотренных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года.
Инвестиционная составляющая бюджетной политики будет направлена на завершение работ по переходящим объектам строительства, реконструкции, капитального ремонта государственной и муниципальной собственности с учетом разработки проектной документации и проектно-изыскательских работ, предусмотренных в бюджетном цикле на 2023 - 2025 годы.
Развитие инфраструктуры также будет осуществляться за счет активного использования механизмов инфраструктурного меню путем привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, реструктуризации бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестиционных проектов.
Основными инструментами достижения целей бюджетной политики, обеспечивающими повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированность на достижение целей государственной политики, продолжат оставаться государственные программы Мурманской области, включающие в себя региональные проекты, реализуемые в рамках национальных проектов, а также иные региональные проекты, определяемые Советом по стратегическому развитию Мурманской области.
Основными задачами бюджетной политики на 2024 - 2026 годы являются:
- стратегическая приоритизация расходов бюджета на реализацию национальных целей, определенных в указах Президента Российской Федерации;
- реализация мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе путем выполнения мероприятий по оздоровлению государственных финансов Мурманской области;
- финансовое обеспечение принятых расходных обязательств с учетом проведения мероприятий по их оптимизации, сокращению неэффективных расходов;
- повышение качества управления региональными финансами и соблюдение надлежащей финансовой дисциплины всеми главными распорядителями и получателями бюджетных средств;
- повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов бюджета;
- осуществление внутреннего государственного финансового контроля в соответствии с утвержденными федеральными стандартами;
- совершенствование осуществления социальной поддержки граждан на основе применения принципов адресности и нуждаемости;
- совершенствование межбюджетного регулирования;
- осуществление контроля за состоянием кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам Мурманской области;
- недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности по заработной плате и социальным выплатам;
- мониторинг динамики дебиторской задолженности по доходам;
- повышение качества претензионно-исковой работы в целях повышения эффективности управления дебиторской задолженности по доходам;
- сохранение на безопасном уровне объема государственного долга Мурманской области, поддержание параметров дефицита областного бюджета в пределах установленных ограничений;
- обеспечение прозрачности и открытости бюджетных данных.
В целях повышения эффективности и обеспечения обоснованности управленческих решений будет продолжена реализация комплексного проекта по централизации и цифровой трансформации системы бухгалтерского учета государственного сектора Мурманской области на базе единой централизованной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью госсектора региона с интеграцией в сервис ГИИС "Электронный бюджет".
В целях повышения эффективности управления бюджетными ресурсами как на операционном, так и на стратегическом уровне предполагаются:
- мониторинг исполнения бюджета на постоянной основе для принятия своевременных решений по перераспределению средств бюджета и освоению бюджетных средств в полном объеме;
- осуществление казначейского сопровождения бюджетных средств, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации;
- привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, реструктуризация бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестиционных проектов, использование иных инструментов инфраструктурного меню;
- дальнейшее совершенствование процедур государственных закупок, оптимизация и автоматизация работы в контрактной системе как заказчиков, так и поставщиков, внедрение электронного документооборота на всех этапах закупки, упрощение и ускорение расчетов при осуществлении закупок;
- совершенствование методологии разработки и реализации государственных программ Мурманской области, повышение качества их планирования и эффективности реализации, трансформация структуры и формата государственных программ, внедрение новой системы управления государственными программами путем обособления проектной и процессной деятельности;
- реализация мер по восстановлению платежеспособности муниципальных образований во исполнение пункта 4 статьи 168.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- учет результатов рассмотрения оценки налоговых расходов при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики Мурманской области, а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ Мурманской области.
Прогноз доходов областного бюджета на 2024 - 2026 годы основан на базовом варианте прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, составленном с учетом существенных изменений внешних и внутренних условий развития российской экономики в целом.
Прогноз доходов сформирован с учетом изменений в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, принятых или планируемых к введению с 1 января 2024 года.
При формировании прогноза доходов областного бюджета были учтены:
- установленные на 2024 - 2025 годы нормативы зачисления в субъекты Российской Федерации налоговых доходов от налога на прибыль организаций, уплаченные налогоплательщиками, которые до 1 января 2023 года являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере:
в 2024 году - 60 процентов от объемов поступлений;
в 2025 году - 40 процентов от объемов поступлений.
Сохранение установленного в 2023 году норматива распределения доходов от налога на прибыль организаций, уплаченного налогоплательщиками, которые до 1 января 2023 года являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в бюджеты субъектов Российской Федерации, на 2024 - 2025 годы для Мурманской области в размере 3,0318 %;
- пролонгация до 2030 года решения по зачислению в федеральный бюджет суммы налога на прибыль организаций, исчисленной по ставке 3 %, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 17 %;
- индексы-дефляторы на продукцию крупнейших предприятий региона;
- индексация налоговых ставок по подакцизным видам товаров;
- сохранение на 2024 - 2026 годы установленных на 2023 год нормативов зачисления между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, являющихся источником формирования дорожных фондов, в размере 25,1 % и 74,9 % соответственно;