1. В 2022 году Россия столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением, которое оказывало существенное влияние на наполнение региональных бюджетов доходными источниками и на реализацию долговой политики субъектами Российской Федерации.
Государственная долговая политика Иркутской области в 2022 году сохраняла свою направленность на сдерживание роста расходов на обслуживание государственного долга и обеспечение показателей долговой устойчивости, позволяющих отнести регион к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Несмотря на сложные экономические условия, к концу 2022 года объем государственного долга Иркутской области был сохранен на экономически безопасном уровне, и при этом обеспечено начало реализации новых значимых для региона инфраструктурных проектов за счет средств федерального бюджетного кредита.
2. Основные итоги реализации основных направлений государственной долговой политики Иркутской области в 2022 - 2023 годах:
1) поддержание высокого уровня долговой устойчивости Иркутской области за счет обеспечения показателей долговой устойчивости на уровне, не превышающем значения, в том числе установленные статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Значения целевых показателей уровня долговой устойчивости Иркутской области в 2022, 2023 годах, установленные дополнительным соглашением от 18 сентября 2020 года N 7/6/5/5/5/5 к соглашениям от 27 июля 2015 года N 01-01-06/06-117, от 1 октября 2015 года N 01-01-06/06-162, от 24 февраля 2016 года N 01-01-06/06-28, от 5 августа 2016 года N 01-01-06/06-146, от 17 апреля 2017 года N 01-01-06/06-127, от 14 сентября 2017 года N 01-01-06/06-244 о предоставлении бюджету Иркутской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Иркутской области (далее соответственно - дополнительное соглашение, соглашения), а также статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представлены в таблице:
N п/п | Наименование показателя | В соответствии с Соглашениями | |||
На 1 января 2023 года | Плановое значение на 1 января 2024 года | Фактическое значение на 1 октября 2023 года | |||
Плановое значение | Фактическое значение | ||||
1 | Общая доля долговых обязательств в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | <= 20 | 9,0 | <= 20 | 10,3 |
2 | Доля долговых обязательств в виде государственных ценных бумаг Иркутской области и кредитов, полученных от кредитных организаций, в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | <= 17 | 0,0 | <= 18 | 0,0 |
3 | Отношение общего объема расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области к общему объему расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, % | <= 5 | 0,006 | <= 5 | 0,0004 |
4 | Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию (без учета краткосрочных заимствований в течение финансового года) государственного долга Иркутской области к общему объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета с учетом дотаций из федерального бюджета, % | <= 13 | 0,0 | <= 13 | 0,0 |
5 | Отношение дефицита областного бюджета к общему объему доходов без учета безвозмездных поступлений, % | <= 10 | - <*> | <= 10 | - <*> |
________________
* По итогам 2022 года и 9 месяцев 2023 года областной бюджет исполнен с профицитом.
В соответствии с оценкой долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации с использованием показателей, предусмотренных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года N 227, в 2023 году Иркутская область отнесена к субъектам Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости, что свидетельствует о низком уровне рисков. Регион удостаивается высокой оценки долговой устойчивости пятый год подряд - с момента ее осуществления федеральным финансовым органом;
2) осуществление систематического отбора форм заимствований, максимально соответствующих потребностям областного бюджета и способствующих снижению стоимости заимствований.
В 2022, 2023 годах определение оптимальных форм заимствований осуществлялся на постоянной основе в зависимости от потребности областного бюджета. Основным критерием, учитываемым при выборе форм заимствований, являлась минимизация стоимости обслуживания возникающих долговых обязательств.
В первую очередь, для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, в течение 2022 и 2023 года неоднократно использовались остатки средств автономных и бюджетных учреждений, что позволило перенести привлечение коммерческих заимствований на более поздний срок и достичь экономии расходов на обслуживание долга в объеме 50,8 млн. рублей и 13,8 млн. рублей соответственно.
В феврале 2023 года в целях недопущения кассового разрыва вследствие исполнения распоряжений налоговых органов в связи с введением института единого налогового платежа привлекался бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации в объеме 5,3 млрд. рублей по ставке 0,1% годовых, что позволило исключить возникновение кассовых разрывов при исполнении областного бюджета и снизить расходы на обслуживание государственного долга на 52,5 млн. рублей.