4. Характер и направления долговой политики определяются сложившимся уровнем государственного долга Иркутской области, требованиями бюджетного законодательства.
5. Несмотря на введение санкций в отношении Российской Федерации, оказывающих существенное влияние на наполнение доходной части областного бюджета, ситуация с наполняемостью областного бюджета доходами остается стабильной. Вместе с тем, с учетом необходимости финансового обеспечения расходных обязательств социального характера, а также выполнения целевых показателей национальных проектов объем государственного долга Иркутской области в плановом периоде будет расти.
6. Допустимые превышения уровня государственного долга, установленного дополнительным соглашением в размере не более 20% в 2024 году и не более 23% в 2025 и 2026 годах, предусмотрены Правилами проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531.
При этом установленный уровень государственного долга может быть превышен по итогам 2022 - 2024 годов на сумму бюджетных ассигнований, направленных на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, а также на реализацию региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
В 2022 году началась реализация 5 инфраструктурных проектов за счет соответствующих бюджетных кредитов из федерального бюджета. Объем одобренного для Иркутской области на 2022 - 2024 годы лимита бюджетных кредитов, на сумму которых также допускается превышение предельных параметров бюджета по уровню государственного долга, составляет 11,7 млрд. рублей.
Кроме того, за счет средств областного бюджета, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности Иркутской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (реструктуризация 2020 и 2021 года), предусмотрены расходы на финансовое обеспечение реализации новых инвестиционных проектов на 2023 год в объеме 1,3 млрд. рублей и на 2024 год - 4,6 млрд. рублей.
7. Основными направлениями долговой политики Иркутской области являются:
1) поддержание высокого уровня долговой устойчивости Иркутской области за счет обеспечения показателей долговой устойчивости на уровне, не превышающем значения, в том числе установленные статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, отнесенных к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости:
общий объем долговых обязательств Иркутской области, в том числе объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Иркутской области и кредитам, полученным от кредитных организаций, на уровне, не превышающем параметры, указанные в таблице:
Наименование параметра | На 1 января 2025 года | На 1 января 2026 года | На 1 января 2027 года |
Общая доля долговых обязательств в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | <= 20 | <= 23 | <= 23 |
Доля долговых обязательств в виде государственных ценных бумаг Иркутской области и кредитов, полученных от кредитных организаций, в общем объеме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | <= 19 | <= 20 | <= 20 |
общий объем расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области на уровне, не превышающем 5% от общего объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию (без учета краткосрочных заимствований в течение финансового года) государственного долга Иркутской области на уровне, не превышающем 13% от общего объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета с учетом дотаций из федерального бюджета;
сохранение дефицита областного бюджета на уровне, не превышающем 10% от общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений;
2) осуществление систематического отбора форм заимствований, максимально соответствующих потребностям областного бюджета и способствующих снижению стоимости заимствований;