(с изменениями на 23 октября 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 14.05.2024 N 264, от 23.10.2024 N 690)
В целях достижения национальных целей развития Российской Федерации, создания условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, создания и развития инфраструктуры на сельских территориях, развития рынка труда (кадрового потенциала), комплексного развития сельских территорий и сельских агломераций Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Кемеровской области - Кузбасса "Комплексное развитие сельских территорий Кузбасса".
2. Признать утратившими силу:
3. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса (по агропромышленному комплексу и развитию сельских территорий) Ильина Д.П.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.
Первый заместитель председателя
Правительства Кемеровской области -
Кузбасса - министр финансов Кузбасса
И.Ю.МАЛАХОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУЗБАССА"
(в ред. постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 14.05.2024 N 264, от 23.10.2024 N 690)
Комплексное развитие сельских территорий - целенаправленное изменение экономических, демографических, социальных, культурных, бытовых, экологических и других важнейших факторов, определяющих направления развития сельских территорий и непосредственно влияющих на рост уровня и качества жизни населения на сельских территориях и обеспечение недопущения или преодоление бедности.
В Кузбассе в сельской местности живут и работают 14 процентов населения, это около 380 тысяч человек.
Анализ современного состояния развития сельских территорий указывает на значительное отставание уровня доходов сельского населения от городского, отсутствие мотивации к труду, значительный уровень безработицы, миграцию сельского населения, разрушение социальной и инженерной инфраструктуры.
На протяжении ряда лет усиливается поляризация сельских поселений по численности населения, что приводит к изменению исторически сложившейся сети расселения. Происходит старение сельского населения, снижение рождаемости в сельской местности, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населенных пунктов в города. Общий коэффициент смертности, коэффициенты младенческой смертности и смертности в трудоспособном возрасте в сельской местности остаются выше, чем в городе. Между городом и селом сохраняется разрыв в продолжительности жизни в 1,5 года. Убыль сельского населения является как следствием демографических процессов, так и результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности.
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни сельского населения, комплексному развитию сельских территорий требует пересмотра их места и роли в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в регионе, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для развития сельских территорий путем:
повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения возможности приобретения жилья и его комфортности, доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения престижности труда в сельской местности и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
стабилизации и улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
В ходе экономических преобразований в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста. Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей аграрной политики Кемеровской области - Кузбасса.
Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села. Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
Одной из причин неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села является также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2 - 3 раза ниже городского уровня.
Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности, недостаточное количество культурно-досуговых центров, спортивных сооружений также негативно влияют на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно, сокращается источник расширенного воспроизводства его трудоресурсного потенциала.
Сельские территории Кузбасса являются стратегическим ресурсом Российской Федерации, однако отсутствие возможности удовлетворить свои насущные проблемы, сложные условия жизни сельского населения, оторванность сельских поселений от научно-технических достижений, слабое развитие транспортной инфраструктуры, связи не позволяют реализовать потенциал сельских территорий в полной мере.
(в ред. постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 23.10.2024 N 690)
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Комплексное развитие сельских территорий Кузбасса" (далее - государственная программа) соответствуют основным направлениям деятельности Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса и национальным целям развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, определенным Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 (далее - национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года).
В соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года для обеспечения достижения национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" установлен целевой показатель "Улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30 процентов к 2030 году и на 60 процентов к 2036 году".
Основным инструментом государственной программы, влияющим на достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджету Кемеровской области - Кузбасса:
на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан (социальные выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений (жилых домов);
на строительство жилых помещений для передачи их гражданам по договору найма;
на обустройство инженерной инфраструктурой и объектами по благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку;
на создание инженерной инфраструктуры (в рамках проектов комплексного развития сельских территорий);
на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий.
В перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 N 2816-р, включена инициатива социально-экономического развития "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения", согласно которой ключевым стратегическим приоритетом развития сельских территорий станет опережающее развитие опорных населенных пунктов, на базе которых обеспечивается ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований.