(с изменениями на 13 марта 2025 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Алтай от 06.02.2024 N 28, от 13.03.2025 N 70)
Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Алтай "Развитие экономического потенциала и предпринимательства".
2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
О.Л.ХОРОХОРДИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ "РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Алтай от 06.02.2024 N 28, от 13.03.2025 N 70)
Реализация в 2019 - 2022 годах мероприятий государственной программы Республики Алтай "Развитие экономического потенциала и предпринимательства" (далее - государственная программа), утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 29 июня 2018 г. N 201, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, позволила не только сохранить, но и обеспечить устойчивый рост экономики Республики Алтай:
численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, по итогам 2022 года составила 33,8 тыс. человек, что на 22,9% больше, чем в 2019 году (в 2019 году - 27,5 тыс. человек, в 2020 году - 27,3 тыс. человек, в 2021 году - 33,2 тыс. человек);
количество субъектов малого и среднего предпринимательства в 2022 году по сравнению с 2019 годом выросло на 4% и составило 8376 ед., в том числе 2400 юридических лиц и 5976 индивидуальных предпринимателей (в 2019 году - 8058 ед., в 2020 году - 7880 ед., в 2021 году - 8344 ед.);
количество самозанятых граждан в 2022 году по сравнению с 2020 годом выросло в 9 раз и составило 7301 ед. (в 2020 году - 791 ед., в 2021 году - 3647 ед.);
доля среднесписочной численности (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения увеличилась с 22,2% в 2019 году до 30,4% в 2022 году;
темп роста инвестиций в основной капитал в 2022 году составил 119,5% по отношению к 2019 году.
В 2022 году Республика Алтай стала лидером среди российских регионов по темпам роста инвестиций в основной капитал. По данным Фонда развития гражданского общества, по итогам 2021 - 2022 годов Республика Алтай заняла 34-е место в рейтинге инвестиционной активности регионов России, став одним из лидеров по динамике показателей;
индекс промышленного производства в 2022 году составил 111,9% по отношению к 2019 году.
В направлении совершенствования системы комплексного социально-экономического планирования в Республике Алтай полностью сформирована система документов стратегического планирования. Реализуются стратегия социально-экономического развития Республики Алтай, план мероприятий по ее реализации, прогнозы социально-экономического развития, государственные программы Республики Алтай. С целью адаптации системы стратегического управления экономикой и социальной сферой региона к современным условиям хозяйствования документы стратегического планирования Республики Алтай своевременно актуализируются с учетом изменений федерального законодательства, законодательства Республики Алтай, изменения внешних и внутренних условий развития региона и страны в целом.
В отчетном периоде проводился мониторинг социально-экономического развития на основе статистических данных в целом по Республике Алтай и в разрезе муниципальных образований в Республике Алтай в рамках указов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Малый и средний бизнес играет существенную роль в экономике Республики Алтай, обеспечивая занятость 34 тыс. человек или 40% от экономически активного населения.
Структура предприятий за последние три года существенно не изменилась. Из общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства 8087 ед. составляют микропредприятия (96,5%), 265 ед. - малые предприятия (3,2%), 24 ед. - средние предприятия (0,3%).
Объем оборота малых и средних предприятий, с учетом микропредприятий за 2022 год составил 56,4 млрд рублей. К уровню 2021 года прирост составил 0,4%.
Отраслевая структура предприятий бизнеса показывает преобладание в нем организаций оптовой и розничной торговли (32%), сельхозпредприятий (20%), а также обрабатывающих предприятий (8%), строительных компаний и гостиниц (по 7%). На остальные предприятия приходится 26% (обеспечение электрической энергией, добыча полезных ископаемых, операции с недвижимым имуществом и другие).
Малое и среднее предпринимательство в производственной отрасли и в инновационной сфере развивается еще не в достаточной мере, что требует внедрения дополнительных инструментов бюджетного стимулирования производственного и инновационно ориентированного предпринимательства.
В регионе сформирована система инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай, которая включает в себя Центр "Мой Бизнес", НКО "Гарантийный фонд Республики Алтай", бизнес-инкубатор, АНО "Центр поддержки экспорта Республики Алтай", МКК, НКО "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Алтай", Центр инноваций социальной сферы, Центр народных художественных промыслов, Региональный центр инжиниринга, Центр поддержки предпринимательства.
За три года работы Центра "Мой бизнес" услугами воспользовались более 3 тыс. предпринимателей и более 2 тыс. граждан, желающих вести бизнес.
В регионе создана и действует система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе путем предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай, микрозаймов и поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства, а также самозанятым гражданам.
Задача системы поддержки бизнеса на уровне региона - обеспечить на каждом из этапов развития малого и среднего бизнеса предоставление предпринимателю тех инструментов и сервисов, которые необходимы бизнесу для роста производимой и реализуемой продукции, повышения качества работы с клиентами и увеличения прибыли.
Необходимо продолжить развитие направления по поддержке молодежного предпринимательства и организации мероприятий по развитию компетенций, деловых связей. В совокупности с созданной инфраструктурой и инструментами поддержки малого и среднего предпринимательства развитие молодежного предпринимательства и популяризация идеи предпринимательской деятельности могут стать новым импульсом развития предпринимательства региона.
Обозначенные направления на региональном уровне дополняются политикой по продвижению продукции, работ и услуг сектора малого и среднего предпринимательства на новые рынки. Заявленные на федеральном уровне приоритеты развития экономики, задачи увеличения доли несырьевого экспорта, а также курс на модернизацию и инновационное развитие делают актуальными информационную, консультационную и образовательную поддержку для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также становятся приоритетными меры по созданию условий для развития новых технологий и кооперации с крупными поставщиками в отдельных отраслях экономики, по содействию продвижения местной продукции на межрегиональные и международные рынки.
Несмотря на то, что потенциал малого и среднего предпринимательства в республике оценивается как положительный, существует ряд проблем, сдерживающих их интенсивное развитие:
затрудненный доступ субъектов малого предпринимательства, особенно начинающих, к финансово-кредитным ресурсам, который наиболее остро проявляется в муниципальных образованиях в Республике Алтай с низкой бюджетной обеспеченностью;
отсутствие стартового капитала для организации предпринимательской деятельности;
ограниченный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к рынкам сбыта, что объясняется меньшими возможностями и финансовыми ресурсами субъектов малого и среднего предпринимательства в сравнении с крупными предприятиями, а также в муниципальных образованиях в Республике Алтай с низкой бюджетной обеспеченностью;
недостаток высококвалифицированного, компетентного персонала у субъектов малого и среднего предпринимательства;
недостаточно высокий уровень развития механизмов комплексной поддержки начинающих предпринимателей.
Внешнеэкономические отношения Республики Алтай в большей части строятся с регионами приграничных государств - Монголией, Китаем и Казахстаном. Нормативно-правовую базу сотрудничества составляют соглашения с администрациями Баян-Ульгийского, Кобдосского, Увсинского аймаков Монголии и акиматом Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан.
Особенностями экспортной деятельности в Республике Алтай являются:
1) высокая доля несырьевого неэнергетического экспорта (далее - ННЭ).
По итогам 2022 года доля ННЭ в общем объеме экспорта региона составляет 70,2%, что существенно выше показателя по Сибирскому федеральному округу - 42,0% и России в целом - 31,8%;
2) высокая доля компаний малого и среднего бизнеса среди экспортеров.
Наращивание экспортного потенциала напрямую связано с развитием производства и услуг в регионе в целом. Недостаточно развитая инфраструктура для производства товаров с высокой добавленной стоимостью в необходимых объемах является препятствием для вывода бизнеса на зарубежные рынки.
Основные мероприятия по созданию комфортной среды для развития экспортной деятельности реализуются в рамках реализации регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", результатом которого является внедрение к концу 2024 года на территории Республики Алтай Регионального экспортного стандарта.
Инструментами продвижения региональных производителей на внешний рынок являются:
участие в программах АО "Российский экспортный центр" и АНО "Центр поддержки экспорта Республики Алтай", которое осуществляет информационную и консультационную поддержку экспортеров, предоставляет финансовые меры поддержки;
организация бизнес-миссий (в т.ч. реверсных) для представителей бизнес-сообщества региона;
активизация действующих соглашений о сотрудничестве, заключенных органами государственной власти Республики Алтай с органами государственной власти иностранных государств и административно-территориальными образованиями иностранных государств (7 действующих соглашений);
организация участия региональных компаний в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
формирование представительств Республики Алтай за рубежом.
Целями инвестиционной политики Республики Алтай и государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности являются создание на территории региона благоприятных условий для привлечения и использования в экономике региона инвестиций, дополнительных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта, создание новых рабочих мест, а также обеспечение условий для увеличения налогооблагаемой базы.