ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2023 года N 423


Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие межрегиональных, международных и внешнеэкономических связей Республики Дагестан"

(с изменениями на 14 февраля 2024 года)

(в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 14.02.2024 N 21)




Правительство Республики Дагестан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Развитие межрегиональных, международных и внешнеэкономических связей Республики Дагестан".


2. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Дагестан от 14.02.2024 N 21.


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
Р.АЛИЕВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 24 октября 2023 г. N 423



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ, МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"



Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Республики Дагестан "Развитие межрегиональных, международных и внешнеэкономических связей Республики Дагестан"



1. Оценка текущего состояния развития межрегиональных, международных и внешнеэкономических связей Республики Дагестан


Международное сотрудничество как один из основных факторов регионального развития содействует укреплению экономики Республики Дагестан, способствует ее социальному и культурному росту. На протяжении многих лет в республике ведется планомерная работа по различным направлениям в этой сфере.


Республика Дагестан сотрудничает с более чем 70 иностранными государствами в торгово-экономической, межрегиональной, межпарламентской, научной, культурной и других областях.


В 2021 году внешнеторговый оборот участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) Республики Дагестан составил 214,37 млн долл. США, что выше объемов 2020 года на 30,5 процента. В 2021 году доля экспорта в товарообороте составила 31,76 проц. стоимостных объемов. Участниками ВЭД Республики Дагестан осуществлено экспортных операций на сумму 68,08 млн долл. США, что выше объемов соответствующего периода 2020 года на 21,0 процента.


При осуществлении экспортных операций участники ВЭД Республики Дагестан отдавали предпочтение поставкам в страны СНГ, объем которых составил 38,08 млн долл. США с долей в экспорте 55,93 процента. Соответственно, на страны дальнего зарубежья пришлось 30,01 млн долл. США с долей в экспорте 44,07 процента.


Объем внешней торговли предприятий республики в ее импортной части в 2021 году составил 146,29 млн долл. США. Из стран дальнего зарубежья импортировано товаров на сумму 115,72 млн долл. США (79,27 проц. стоимостных объемов импорта), из стран СНГ - на 30,26 млн долл. США (20,73 проц. стоимостных объемов импорта).


Во внешней торговле доминировали страны дальнего зарубежья, удельный вес товарооборота которых составил 68,11 проц. стоимостных объемов.


Наибольшим по величине в отчетном периоде был товарооборот с такими странами, как Китай (21,91 млн долл. США), Беларусь (20,93 млн долл. США), Грузия (17,99 млн долл. США), Турция (17,74 млн долл. США), Иран (15,92 млн долл. США), Чешская Республика (15,00 млн долл. США), Казахстан (13,08 млн долл. США), Азербайджан (12,47 млн долл. США) и Украина (11,86 млн долл. США).


Общий стоимостный объем экспорта составил 68,08 млн долл. США.


В 2021 году Республика Дагестан активно экспортировала промышленную продукцию, продукцию топливно-энергетического комплекса, продукцию мукомольно-крупяной промышленности, продукцию сельского хозяйства в 42 страны мира.


Также активно вывозилась продукция сельского хозяйства:


овощи (общий объем экспорта - 2,1 млн долл. США) преимущественно экспортировались в Азербайджан (98,1 проц. от всего экспорта овощей), основной продукцией экспорта по данной номенклатуре являлись картофель (1,5 млн долл. США, 20 тыс. тонн) и лук (0,5 млн долл. США, 4,6 тыс. тонн);


живые животные с поставками в Узбекистан (1,27 млн долл. США, крупный рогатый скот - 3000 голов, мелкий рогатый скот - 1800 голов), Азербайджан (400 тыс. долл. США, КРС - 332 головы, МРС - 13 тыс. голов) и Таджикистан (240 тыс. долл. США, КРС - 1600 голов);


мука пшеничная экспортировалась только в Ирак (4 тыс. тонн на 1,2 млн долл. США) и Афганистан (6 тыс. тонн на сумму 1,7 млн долл. США);


мясо и пищевые мясные субпродукты на 100 проц. были экспортированы в ОАЭ на сумму 700 тыс. долл. США, вытеснив традиционного торгового импортера по мясу - Иран.


Из промышленной продукции основной экспортной позицией Республики Дагестан являлась продукция стекольной промышленности (листовое стекло), которая была поставлена в 12 зарубежных стран на сумму 19,1 млн долл. США. Основные страны-импортеры - это Украина (9 млн долл. США), Казахстан (7 млн долл. США), Армения (1 млн долл. США). Также стоит отметить, что в 2021 году начался экспорт керамогранитной плитки в Азербайджан (120 тыс. кв. м на 600 тыс. долл. США). На 18 млн долл. США поставлено продукции по закрытым кодам.


Стимулирование роста объема экспорта продукции республиканских предприятий - одна из стратегических целей развития внешнеэкономических связей Республики Дагестан. Для соблюдения экономических интересов республики за рубежом необходимо усилить торгово-экономическое сотрудничество с рядом стран, которые являются наиболее перспективными с точки зрения наращивания объемов экспортных поставок. Представляется целесообразным углубление внешнеэкономических связей со странами СНГ, в частности, Республикой Беларусь, Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, а также со странами дальнего зарубежья: Турцией, Индией, Вьетнамом, Китаем, Индонезией, Ираном, Кувейтом, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами и другими.


Успешное развитие интеграции в рамках Таможенного союза и формирование Евразийского экономического союза создало предпосылки для стимулирования экономических связей и адаптации к внешним условиям. Ожидается увеличение товарооборота в связи с перспективой расширения Евразийского экономического союза и подписанными соглашениями о торговле и сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами и Китаем, Вьетнамом, Ираном, Сербией и Сингапуром.


Для установления новых контактов и развития уже сложившихся международных связей большое значение имеет обмен делегациями; в целях расширения и углубления отношений между Республикой Дагестан и зарубежными странами и их регионами осуществляется подписание межправительственных и межведомственных соглашений, меморандумов, протоколов и планов по их реализации; также одним из эффективных средств в развитии международного сотрудничества является проведение в республике и за рубежом мероприятий презентационного характера с участием широкой аудитории.


При активной международной деятельности республики следует отметить невысокую эффективность части проводимых мероприятий. Зачастую отсутствует слаженная работа государственных органов Республики Дагестан при осуществлении международных связей, проблематично отслеживается эффективность достигнутых в ходе встреч на официальном уровне договоренностей, подписанных документов о сотрудничестве, ход реализации совместных с зарубежными партнерами проектов. Дополнительные проблемы создает отсутствие четкой нормативно-правовой базы международного сотрудничества, а также острая нехватка квалифицированных кадров для осуществления внешних связей в государственных органах региона.


Для эффективной работы в международной сфере необходимо наладить тщательно скоординированное взаимодействие между всеми республиканскими государственными органами, объединениями и организациями, усовершенствовать существующую региональную нормативно-правовую базу, проводить политику последовательного развития контактов с зарубежными партнерами по итогам мероприятий вплоть до получения конкретных намеченных результатов, регулярно проводить аудит действующих межправительственных и межведомственных документов о международном сотрудничестве и направлять ресурсы на углубление взаимодействия с государствами, сотрудничество с которыми является для республики наиболее перспективным.


Республика Дагестан осуществляет межрегиональные связи с целью популяризации достижений республики в области социально-экономического развития, привлечения инвестиций и повышения имиджа региона.


В рамках действующих договоров и соглашений о сотрудничестве поддерживаются межрегиональные связи с 49 субъектами Российской Федерации.


Анализ данных ввоза и вывоза свидетельствует о том, что основной номенклатурой вывоза продукции из Республики Дагестан являются листовое стекло, безалкогольные напитки, ювелирные изделия, воды минеральные и газированные. Основная номенклатура ввоза: препараты лекарственные, сельскохозяйственная продукция (молоко и молочная продукция, зерно злаковых и бобовых культур, консервы фруктовые), портландцемент, цемент глиноземистый, рыба и продукты рыбные переработанные, лесоматериалы. В структуре товарооборота преобладает доля ввоза продукции из регионов России в Республику Дагестан по отношению к вывозу дагестанской продукции из республики.


Для обеспечения роста показателей торговой деятельности и эффективности развития внешнеэкономических и межрегиональных экономических связей Республики Дагестан необходимо рассматривать различные варианты мер и механизмов поддержки предприятий республики, выраженных в создании благоприятных условий для продвижения товаров и услуг на внешние и региональные рынки, оказании организационной и информационной поддержки участников внешнеэкономической деятельности, осуществления координации взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Дагестан, организаций, содействующих экспортной активности, и предприятий-экспортеров.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы


В основу приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы заложены принцип взаимного уважения национального законодательства, добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из соглашений в области межрегионального и международного сотрудничества, принцип учета региональных особенностей.


В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", основных положений Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 12 октября 2022 г. N 70 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года", Программой предусмотрен ряд основных мероприятий, нацеленных на существенные преобразования в ведущих отраслях экономики.


Основными целями Программы в области межрегионального и международного сотрудничества являются усиление позиций Республики Дагестан на международном и межрегиональном уровнях, расширение и укрепление кооперационных связей Республики Дагестан с другими регионами Российской Федерации и иностранными государствами.


Реализация Программы также будет иметь значительный мультипликативный эффект для смежных отраслей экономики.


Во-первых, увеличение финансовых поступлений от экспорта различных видов продукции выразится в росте налогооблагаемой базы организаций-экспортеров и увеличении поступлений в бюджет, росте числа занятого населения, вовлеченного во внешнеэкономическую сферу, росте заработной платы, повышении уровня и качества жизни населения Республики Дагестан. Накопление валютных запасов будет способствовать расширению возможностей высокотехнологичного импорта.


Во-вторых, реализация Программы будет содействовать повышению технологического уровня производства за счет импорта современной техники и технологий, в том числе модернизации перерабатывающего производства, увеличению глубины переработки сырья, снижению энергоемкости производства и повышению его экологичности. Реализация Программы будет способствовать стимулированию научно-технического сотрудничества, повышению общего образовательного и технологического уровня. Как следствие, произойдет увеличение доли квалифицированного труда в общей структуре занятости. Снизится отток подготовленных кадров и появится возможность привлечения научных кадров из-за рубежа, что приведет к развитию отраслевой и фундаментальной науки.


В-третьих, мероприятия Программы будут способствовать развитию экономики за счет долгосрочного производственного сотрудничества и стабильных связей между иностранными партнерами по совместной деятельности в производстве конкурентоспособной продукции, развитию экономики интеллектуально емких услуг, выходу предприятий на внешний и внутренний рынки с новой конкурентоспособной продукцией с высокой долей добавленной стоимости.


Обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, реализации механизмов внешнеэкономического взаимодействия Республики Дагестан с иностранными государствами осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 179-ФЗ "Об основах приграничного сотрудничества", Указа Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации".


Приоритетными направлениями Республики Дагестан являются развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ и дальнейшее укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием.


Республика Дагестан будет расширять стратегическое взаимодействие с Беларусью в рамках Союзного государства в целях развития интеграционных процессов во всех сферах.


Одной из ключевых задач является углубление и расширение интеграции в рамках Евразийского экономического союза с Арменией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией.


Страны Латинской Америки остаются перспективными рынками для экспорта. Реализуемые в латиноамериканских государствах программы по модернизации экономики создают благоприятные условия для экспорта оборудования и изделий из металлов. Тем не менее развитие торговых отношений сдерживается как нестабильной платежеспособностью этих стран, так и высокими затратами, связанными со входом на их рынки.


Существует значительный потенциал расширения экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона ряда товаров. Сдерживающими факторами являются повышение самообеспеченности этих стран по многим позициям по мере их индустриализации и заметное усиление конкуренции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»