8.1. С конца февраля 2022 года внешние условия функционирования российской экономики кардинально изменились: иностранные государства ввели санкционные ограничения. Сложности, с которыми столкнулась сфера торговли, беспрецедентны: разрушение логистических цепочек, необходимость быстрого поиска новых поставщиков, инфляционное давление, снижение платежеспособного спроса - отрасль впервые ощущает действие всех этих факторов одновременно. К тому же новый кризис наложился на последствия пандемии. По итогам 2022 года оборот розничной торговли в Ярославской области составил 333488,1 млн рублей и сократился по сравнению с 2021 годом на 7,1 процента в сопоставимых ценах.
Инфраструктура розничной торговли в Ярославской области представлена многоформатной сетью торговых организаций: функционируют торговые сети, малые форматы торговли, развивается интернет-торговля. На потребительском рынке Ярославской области функционирует 9,7 тыс. стационарных розничных торговых объектов торговой площадью 1,8 млн кв. метров, 1,4 тыс. объектов нестационарной торговли круглогодичного функционирования и свыше 200 мобильных торговых объектов. Функционирует 6 розничных рынков и 100 площадок для проведения регулярных ярмарок.
В области налажена система выездной торговли: круглогодичное обеспечение товарами первой необходимости населения более чем тысячи отдаленных сельских населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети. В рамках ведомственной целевой программы министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области на 2021 - 2025 годы, приведенной в приложении 3 к государственной программе Ярославской области "Развитие сельского хозяйства в Ярославской области" на 2021 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 30.03.2021 N 167-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие сельского хозяйства в Ярославской области" на 2021 - 2025 годы", предусматривается выделение субсидий на реализацию мероприятий по возмещению части затрат организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся доставкой товаров в отдаленные сельские населенные пункты (в части компенсации затрат на горюче-смазочные материалы).
В прогнозном периоде продолжится внедрение информационных технологий в сферу торговли. Дистанционные продажи продолжат развиваться, объем интернет-торговли будет занимать все большую долю в общем объеме розничного товарооборота. Кроме того, будет расти инвестирование средств торговых компаний в развитие собственных онлайн-каналов. Структурные изменения рынка ритейла, начавшиеся в 2022 году, привели к усилению отечественных компаний и росту доли товаров российского производства в объеме продаж. Данная тенденция сохранилась в 2023 году.
С учетом текущей политической и экономической ситуации, а также постепенного восстановления потребительского спроса в 2023 году ожидается рост розничного оборота на 1,4 процента. В дальнейшем прогнозируется умеренный рост оборота розничной торговли на 0,2 - 4,9 процента в зависимости от варианта прогноза.
8.2. Оборот общественного питания в 2022 году сложился в сумме 17260,7 млн рублей и увеличился по сравнению с 2021 годом в сопоставимых ценах на 2,2 процента.
В настоящее время рынок услуг общественного питания в области представляет 1,2 тыс. стационарных объектов общественного питания открытой сети: 155 ресторанов, около 1000 кафе, баров и закусочных, свыше 70 общедоступных столовых.
В регионе функционируют около 576 объектов общественного питания закрытой сети (столовых системы образования, предприятий и организаций). Кроме того, в области работают свыше 100 павильонов и киосков по продаже продукции общественного питания.
С учетом изменения потребительского поведения драйверами отрасли общественного питания будут рост спроса на услуги заведений быстрого питания и активное развитие сектора доставки готовых блюд (кейтеринг).
Череда кризисов и невысокий рост доходов потребителей способствуют спросу на продукцию заведений низких ценовых сегментов. Заведения быстрого питания на ближайшую перспективу будут являться самым доступным форматом общественного питания. В дальнейшем сохранится частичное перераспределение спроса с заведений более высокого ценового сегмента на заведения быстрого питания. Кроме того, в прогнозном периоде значимым вектором развития отрасли будет дальнейшее развитие корпоративного питания. В среднесрочной перспективе по мере роста реальных располагаемых доходов ожидается положительная динамика показателя: рост составит до 105,2 процента по благоприятному варианту прогноза.
8.3. Объем платных услуг населению в 2022 году составил 79546 млн рублей, или 101,8 процента к уровню 2021 года в сопоставимых ценах. Ожидается, что по итогам 2023 года объем платных услуг составит 90589,4 млн рублей, или 101,5 процента к уровню 2022 года в сопоставимых ценах.
В прогнозном периоде 2024 - 2026 годов ожидается рост объема платных услуг населению в сопоставимых ценах в диапазоне 100,2 - 104,8 процента в зависимости от варианта прогноза.