В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 ноября 2021 г. N 817/пр "Об утверждении методических рекомендаций по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" Правительство Курской области постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Администрации Курской области от 29.03.2019 N 259-па "Об утверждении адресной программы Курской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 (1 сентября) годы" (в редакции постановлений Администрации Курской области от 19.04.2019 N 348-па, от 04.06.2019 N 499-па, от 09.10.2019 N 969-па, от 08.11.2019 N 1087-па, от 12.12.2019 N 1259-па, от 17.04.2020 N 400-па, от 06.10.2020 N 1005-па, от 24.11.2020 N 1177-па, от 18.02.2021 N 146-па, от 09.12.2021 N 1316-па, от 24.01.2022 N 44-па, от 29.04.2022 N 498-па, от 11.11.2022 N 1287-па, постановлений Правительства Курской области от 18.01.2023 N 60-пп, от 23.06.2023 N 695-пп).
Первый заместитель Губернатора
Курской области -
Председатель Правительства
Курской области
А.Б.СМИРНОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.03.2019 N 259-ПА "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА 2019 - 2025 (1 СЕНТЯБРЯ) ГОДЫ"
Адресную программу Курской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 (1 сентября) годы со сроком реализации до 31 декабря 2023 года, утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 29 марта 2019 г. N 259-па
(в редакции постановления
Правительства Курской области
от 10 октября 2023 г. N 1080-пп)
АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО
ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА 2019 - 2025 (1 СЕНТЯБРЯ) ГОДЫ СО СРОКОМ
РЕАЛИЗАЦИИ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2023 ГОДА
ПАСПОРТ
адресной программы Курской области по переселению граждан
из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025
(1 сентября) годы со сроком реализации
до 31 декабря 2023 года
Наименование программы | - адресная программа Курской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 (1 сентября) годы со сроком реализации до 31 декабря 2023 года (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Заказчик Программы | - Министерство строительства Курской области |
Разработчик Программы | - Министерство строительства Курской области |
Цели Программы | - финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов при условии выполнения органами местного самоуправления показателей реформирования жилищно-коммунального хозяйства; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований Курской области |
Задачи Программы | - поэтапное переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в благоустроенные жилые помещения; снос или реконструкция многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; создание условий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; использование освободившихся земельных участков после сноса аварийных многоквартирных домов |
Сроки реализации Программы | - 2019 - 2025 (1 сентября) годы, со сроком реализации до 31 декабря 2023 года в том числе: этап 2019 года - до 31 декабря 2020 года; этап 2020 года - до 31 декабря 2021 года; этап 2021 года - до 31 декабря 2022 года; этап 2022 года - до 31 декабря 2023 года |
Прогнозный объем и источники финансирования Программы | - общая стоимость Программы в 2019 - 2022 годах составляет 1083409068,86 рубля, в том числе: этап 2019 года - 302567400,00 рубля; этап 2020 года, всего - 186532279,98 рубля: без дополнительных лимитов - 86370801,50 рубля; с дополнительными лимитами - 100161478,48 рубля; этап 2021 года - 72572691,76 рубля; этап 2022 года - 521736697,12 рубля, в том числе: общий объем средств бюджетов всех уровней составит 1083409068,86 рубля, в том числе: средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (прогнозные объемы на условиях софинансирования) 487089436,74 рубля, в том числе: этап 2019 года - 41749000,00 рубля; этап 2020 года, всего - 126500497,83 рубля: без дополнительных лимитов - 55050116,47 рубля; дополнительные лимиты - 71450381,36 рубля; этап 2021 года - 45374017, 17 рубля; этап 2022 года - 273465921,74 рубля; средства областного бюджета - 281828072,15 рубля, в том числе: этап 2019 года - 123111822,00 рубля; этап 2020 года, всего - 11150706,52 рубля: без дополнительных лимитов - 9612334,78 рубля; с дополнительными лимитами - 1538371,74 рубля; этап 2021 года - 5224283,78 рубля; этап 2022 года - 142341259,85 рубля; средства бюджетов муниципальных образований - 314491559,97 рубля, в том числе: этап 2019 года - 137706578,00 рубля; этап 2020 года - 48881075,63 рубля: без дополнительных лимитов - 21708350,25 рубля; с дополнительными лимитами - 27172725,38 рубля; этап 2021 года - 21974390,81 рубля; этап 2022 года - 105929515,53 рубля |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - переселение 1298 граждан из 537 жилых помещений в 63 многоквартирных аварийных домах, подлежащих сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; ликвидация 17338,67 кв. м аварийного жилищного фонда |
Исполнители Программы | - Министерство строительства Курской области; органы местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов (по согласованию) |
Управление Программой | - координацию деятельности участников Программы осуществляет разработчик Программы - Министерство строительства Курской области. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
По состоянию на 1 января 2018 года общая площадь многоквартирных домов на территории Курской области составляет 19751000 тыс. кв. м. Общая площадь аварийного жилищного фонда составляет 18620,0 кв. м, площадь многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном законодательством порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, - 17338,67 кв. м.
Наличие аварийного жилищного фонда является одной из острых социальных проблем на территории Курской области, снижает качество предоставляемых коммунальных услуг, сдерживает развитие городской инфраструктуры, создает потенциальную угрозу безопасности и комфорту проживания граждан, ухудшает внешний облик населенных пунктов. Проживающие в аварийных домах граждане в основном не в состоянии приобрести жилые помещения самостоятельно.
Муниципальные образования в связи с высокой степенью дотационности бюджетов самостоятельно решить проблему переселения граждан из аварийного жилищного фонда не могут. К тому же переселение граждан только за счет средств муниципальных образований затянется на долгие годы. Следовательно, решать данную проблему необходимо программным методом.
В целом решение проблемы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в рамках Программы будет способствовать снижению социальной напряженности в Курской области, созданию безопасных и благоприятных условий для проживания граждан, улучшению демографической ситуации и развитию строительной отрасли в Курской области.
II. Механизм реализации Программы
В реализации Программы участвуют муниципальные образования, на территории которых имеются аварийные многоквартирные дома, признанные до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
На территории Курской области расположены 63 аварийных многоквартирных дома, признанных до 01.01.2017 в установленном законодательством порядке аварийными, с количеством жилых помещений 537 единиц, площадью жилых помещений 17338,67 кв. м, в которых проживает 1298 человек.
Перечень аварийных многоквартирных домов сформирован на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представленных органами местного самоуправления в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ).
Достоверность представленных органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде определена путем выборочной выездной проверки аварийных многоквартирных домов, а также проверки документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Разработчику Программы муниципальными образованиями, участвующими в Программе, представлены предложения о выбранных способах реализации Программы. С учетом представленных предложений муниципальных образований о выбранных гражданами способах реализации Программы сформирована настоящая Программа.
В первоочередном порядке переселению подлежат граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа Программы.
Органами местного самоуправления проведена разъяснительная работа с гражданами, проживающими в аварийных многоквартирных домах, об условиях, сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений и размере возмещения за изымаемые жилые помещения с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения.
В случае, если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, порядок уплаты гражданами части стоимости приобретаемых жилых помещений определяется органами местного самоуправления.
В целях реализации мероприятий Программы рекомендуется соблюдать следующие требования:
N п/п | Наименование рекомендуемого требования | Содержание рекомендуемого требования |
1 | 2 | 3 |
1 | Требования к проектной документации на дом | В проектной документации проектные значения параметров и другие проектные характеристики жилья, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности устанавливаются таким образом, чтобы в процессе его строительства и эксплуатации оно было безопасным для жизни и здоровья граждан (включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения), имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды. Проектная документация разрабатывается в соответствии с требованиями: СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"; СП 54.13330.2022 "Здания жилые многоквартирные"; СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"; СП 14.13330.2018 "Строительство в сейсмических районах"; СП 22.13330.2016 "Основания зданий и сооружений"; СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты"; СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"; СП 255.1325800.2016 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения". Оформление проектной документации осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 21.101-2020 "Основные требования к проектной и рабочей документации". Планируемые к строительству (строящиеся) многоквартирные дома, а также подлежащие приобретению жилые помещения должны соответствовать положениям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3. В отношении проектной документации на строительство многоквартирного дома, проектной документации построенного многоквартирного дома, в котором приобретаются жилые помещения, рекомендуется обеспечить наличие положительного заключения проведенной в соответствии с требованиями градостроительного законодательства экспертизы |
2 | Требования к конструктивному, инженерному и технологическому оснащению строящегося многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию многоквартирного дома, в котором приобретается готовое жилье | В строящихся домах рекомендуется обеспечивать наличие: - несущих строительных конструкций, выполненных из следующих материалов: а) стены из каменных конструкций (кирпич, блоки), крупных железобетонных блоков, железобетонных панелей, монолитного железобетонного каркаса с заполнением; б) перекрытия из сборных и монолитных железобетонных конструкций; в) фундаменты из сборных и монолитных железобетонных и каменных конструкций; Допускается применение комплектов домов высокой степени заводской готовности на основе деревянного каркаса, массивных деревянных панелей и (или) клееных конструкций для возведения многоквартирных жилых зданий при наличии заключения экспертизы проектной документации, предусмотренного статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Для возведения надземной части здания на монолитном железобетонном и (или) свайном фундаменте допускается применение легких стальных тонкостенных конструкций при условии соблюдения требований пункта 1 (требования к проектной документации на дом); - подключения к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по выданным соответствующими ресурсоснабжающими и иными организациями техническим условиям; - санитарного узла (раздельного или совмещенного), который должен быть внутриквартирным и включать ванну, унитаз, раковину; - внутридомовых инженерных систем, включая системы: а) электроснабжения (с силовым и иным электрооборудованием в соответствии с проектной документацией); б) холодного водоснабжения; в) водоотведения (канализации); г) газоснабжения (при наличии в соответствии с проектной документацией), с устройством сигнализаторов загазованности, сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания с возможностью аварийно-диспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых оконных блоков (в соответствии с проектной документацией); д) отопления (при отсутствии централизованного отопления и наличии газа рекомендуется установка коллективных или индивидуальных газовых котлов); е) горячего водоснабжения; ж) противопожарной безопасности (в соответствии с проектной документацией); з) мусороудаления (при наличии в соответствии с проектной документацией); - при наличии экономической целесообразности - локальных систем энергоснабжения; - принятых в эксплуатацию и зарегистрированных в установленном порядке лифтов (при наличии в соответствии с проектной документацией). Лифты рекомендуется оснащать кабиной, предназначенной для пользования инвалидом на кресле-коляске с сопровождающим лицом |
3 | Требования к функциональному оснащению и отделке помещений | Для переселения граждан из аварийного жилищного фонда рекомендуется использовать построенные и приобретаемые жилые помещения, расположенные на любых этажах дома, кроме подвального, цокольного, технического, мансардного и: оборудованные подключенными к соответствующим внутридомовым инженерным системам внутриквартирными инженерными сетями в составе (не менее): а) электроснабжения с электрическим щитком с устройствами защитного отключения; б) холодного водоснабжения; в) горячего водоснабжения (централизованного или автономного); г) водоотведения (канализации); д) отопления (централизованного или автономного); е) вентиляции; ж) газоснабжения (при наличии в соответствии с проектной документацией) с устройством сигнализаторов загазованности, сблокированных с быстродействующим запорным клапаном, установленным первым по ходу газа на внутреннем газопроводе жилого здания с возможностью аварийно-диспетчерского обслуживания, а также с установкой легкосбрасываемых оконных блоков (в соответствии с проектной документацией); з) внесенными в Государственный реестр средств измерений, поверенными предприятиями-изготовителями, принятыми в эксплуатацию соответствующими ресурсоснабжающими организациями и соответствующими установленным требованиям к классам точности индивидуальными приборами учета электрической энергии, холодной воды, горячей воды, природного газа (в установленных случаях) (в соответствии с проектной документацией); имеющие чистовую отделку "под ключ", в том числе: а) входную утепленную дверь с замком, ручками и дверным глазком; б) межкомнатные двери с наличниками и ручками; в) оконные блоки со стеклопакетом класса энергоэффективности в соответствии с классом энергоэффективности дома; г) вентиляционные решетки; д) подвесные крюки для потолочных осветительных приборов во всех помещениях квартиры; е) установленные и подключенные к соответствующим внутриквартирным инженерным сетям: звонковую сигнализацию (в соответствии с проектной документацией); мойку со смесителем и сифоном; умывальник со смесителем и сифоном; унитаз с сиденьем и сливным бачком; ванну с заземлением, со смесителем и сифоном; одноклавишные, двухклавишные электровыключатели; электророзетки; выпуски электропроводки и патроны во всех помещениях квартиры; газовую или электрическую плиту (в соответствии с проектным решением); радиаторы (отопительные приборы или иные теплопотребляющие элементы внутридомовой системы теплоснабжения) отопления с терморегуляторами (при технологической возможности в соответствии с проектной документацией), а при автономном отоплении и горячем водоснабжении также двухконтурный котел; ж) напольные покрытия из керамической плитки в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла), кладовых, на балконе (лоджии), в остальных помещениях квартиры - из ламината класса износостойкости 22 и выше или линолеума на вспененной основе; з) отделку стен водоэмульсионной или иной аналогичной краской в помещениях ванной комнаты, туалета (совмещенного санузла), кладовых, кухни (за исключением части стены (стен) в кухне, примыкающей (их) к рабочей поверхности, и части стены (стен) в ванной комнате, примыкающей (их) к ванне и умывальнику, отделка которых производится керамической плиткой), обоями в остальных помещениях; и) отделку потолков во всех помещениях квартиры водоэмульсионной или иной аналогичной краской либо конструкцией из сварной виниловой пленки (ПВХ) или бесшовного тканевого полотна, закрепленных на металлическом или пластиковом профиле под перекрытием (натяжные потолки) |
4 | Требования к материалам и оборудованию | Проектом на строительство многоквартирного дома рекомендуется предусмотреть применение современных сертифицированных строительных и отделочных материалов, изделий, технологического и инженерного оборудования. Строительство осуществляется с применением материалов и оборудования, обеспечивающих соответствие жилища требованиям проектной документации. Выполняемые работы и строительные материалы, применяемые в процессе строительства дома, жилые помещения в котором приобретаются в соответствии с муниципальным контрактом в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также результаты таких работ должны соответствовать требованиям технических регламентов, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов |
5 | Требования к энергоэффективности дома | Рекомендуется предусматривать класс энергетической эффективности дома не ниже "В" согласно Правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 июня 2016 г. N 399/пр. Рекомендуется предусматривать следующие мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности дома: предъявлять к оконным блокам в квартирах и в помещениях общего пользования дополнительные требования, указанные выше; производить установку в помещениях общего пользования, на лестничных клетках, перед входом в подъезды светодиодных светильников с датчиками движения и освещенности; проводить освещение придомовой территории с использованием светодиодных светильников и датчиков освещенности; выполнять теплоизоляцию подвального (цокольного) и чердачного перекрытий (в соответствии с проектной документацией); проводить установку приборов учета горячего и холодного водоснабжения, электроэнергии, газа и других, предусмотренных в проектной документации; выполнять установку радиаторов отопления с терморегуляторами (при технологической возможности в соответствии с проектной документацией); проводить устройство входных дверей в подъезды дома с утеплением и оборудованием автодоводчиками; устраивать входные тамбуры в подъезды дома с утеплением стен, устанавливать утепленные двери тамбура (входную и проходную) с автодоводчиками. Обеспечить наличие на фасаде дома указателя класса энергетической эффективности дома в соответствии с разделом III Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 июня 2016 г. N 399/пр |
6 | Требования к эксплуатационной документации дома | Наличие паспортов и инструкций по эксплуатации предприятий - изготовителей на механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное, включая лифтовое оборудование, приборы учета использования энергетических ресурсов (общедомовые (коллективные) и индивидуальные) и узлы управления подачей энергетических ресурсов и т.д., а также соответствующих документов (копий документов), предусмотренных пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, включая Инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома, выполненную в соответствии с п. 10.1 Градостроительного кодекса (Требования к безопасной эксплуатации зданий) Российской Федерации и СП 255.1325800 "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Общие положения" (в соответствии с проектной документацией), инструкции по эксплуатации внутриквартирного инженерного оборудования. Комплекты инструкций по эксплуатации внутриквартирного инженерного оборудования подлежат передаче Заказчику |
III. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
обеспечение устойчивого сокращения аварийного жилищного фонда;
переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
непрерывное планирование, заблаговременное проведение мероприятий, направленных на информирование граждан и согласование с ними способов и иных условий переселения из аварийного жилищного фонда;
обеспечение реализации основных мероприятий Программы в сжатые сроки в целях минимизации издержек по содержанию аварийных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.
Для достижения основных целей Программы необходимо решение следующих задач:
реализация механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации;
привлечение финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд);
регулирование отношений между Фондом, Правительством Курской области и органами местного самоуправления.
IV. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в 2019 - 2023 годах, в том числе: