(с изменениями на 25 июля 2024 года)
(в ред. Постановления Администрации города Омска от 25.07.2024 N 576-п)
В соответствии со статьями 172, 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Омска, постановляю:
1. Одобрить:
- прогноз социально-экономического развития города Омска на 2024 год и на период до 2026 года согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
- основные направления бюджетной и налоговой политики города Омска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
2. Внести на рассмотрение в Омский городской Совет проект Решения Омского городского Совета "О бюджете города Омска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов" в установленном порядке.
3. Департаменту информационной политики Администрации города Омска разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации города Омска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовать в средствах массовой информации в порядке, предусмотренном для опубликования муниципальных правовых актов, содержащих объемные графические и (или) табличные приложения.
Исполняющий обязанности
Мэра города Омска
Е.В.Фомин
ПРОГНОЗ
социально-экономического развития города Омска на 2024 год и на период до 2026 года
N п/п | Показатель | Единица измерения | 2022 год (отчет) | 2023 год (оценка) | 2024 год (прогноз) | 2025 год (прогноз) | 2026 год (прогноз) | |||
первый вариант | второй вариант | первый вариант | второй вариант | первый вариант | второй вариант | |||||
1 | Среднегодовая численность населения, в том числе: | тыс. чел. | 1 116,3 | 1 107,5 | 1 100,8 | 1 101,1 | 1 094,3 | 1 095,4 | 1 088,4 | 1 090,1 |
моложе трудоспособного возраста (0 - 15 лет) | тыс. чел. | 209,2 | 206,2 | 202,8 | 202,9 | 198,5 | 198,6 | 193,3 | 193,4 | |
в трудоспособном возрасте <1> | тыс. чел. | 631,1 | 628,3 | 630,5 | 630,9 | 633,2 | 633,7 | 636,9 | 637,3 | |
старше трудоспособного возраста <2> | тыс. чел. | 276,0 | 273,0 | 267,5 | 267,3 | 262,6 | 263,1 | 258,2 | 259,4 | |
2 | Среднегодовая численность населения в возрасте 1 - 6 лет | тыс. чел. | 74,4 | 68,3 | 63,4 | 63,5 | 59,8 | 59,8 | 56,8 | 56,8 |
3 | Среднегодовая численность населения в возрасте 6 - 17 лет | тыс. чел. | 163,0 | 165,6 | 166,9 | 167,0 | 166,9 | 167,0 | 165,2 | 165,3 |
4 | Среднесписочная численность работников всех предприятий и организаций <3> | тыс. чел. | 424,1 | 423,9 | 424,5 | 425,1 | 425,1 | 426,3 | 426,0 | 427,7 |
5 | Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций | руб. | 55 840,8 | 66 171 | 70 671 | 71 400 | 75 194 | 76 365 | 79 706 | 80 947 |
6 | Индекс промышленного производства, к предыдущему году, в том числе по видам экономической деятельности <4>: | % | 105,7 | 104,1 - 105,5 | 100,8 | 102,3 | 101,5 | 102,7 | 101,8 | 102,7 |
обрабатывающие производства <4> | % | 106,4 | 104,8 - 106,5 | 101,0 | 102,2 | 101,7 | 102,6 | 102,0 | 102,6 | |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха <4> | % | 102,0 | 92,0 - 97,2 | 100,1 | 104,4 | 100,1 | 104,6 | 100,1 | 104,6 | |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений <4> | % | 93,7 | 85,0 - 91,2 | 100,1 | 104,7 | 100,1 | 104,1 | 100,1 | 104,1 | |
7 | Оборот розничной торговли <3> | млн. руб. | 365 356 | 395 927 | 427 822 | 429 466 | 462 726 | 465 834 | 499 989 | 505 729 |
8 | Индекс физического объема оборота розничной торговли, к предыдущему году <3> | % | 93,7 | 102,4 - 105,3 | 103,8 | 104,5 | 104,4 | 104,8 | 104,5 | 105,3 |
9 | Объем платных услуг населению <3> | млн. руб. | 111 124 | 124 041 | 133 489 | 135 067 | 143 664 | 147 214 | 154 324 | 160 452 |
10 | Индекс физического объема платных услуг населению, к предыдущему году <3> | % | 101,4 | 100,8 - 101,5 | 102,2 | 104,1 | 102,4 | 104,3 | 102,5 | 104,7 |
11 | Прибыль прибыльных крупных и средних организаций по всем видам деятельности <5> | млн. руб. | 59 210 | 68 624 | 72 742 | 82 041 | 76 379 | 87 783 | 80 962 | 94 367 |
12 | Объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования) <3> | млн. руб. | 167 436 | 159 255 | 164 180 | 170 192 | 174 141 | 182 314 | 186 891 | 196 622 |
13 | Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, к предыдущему году <3> | % | 85,7 | 88,4 - 91,4 | 101,9 | 103,2 | 103,3 | 103,7 | 104,2 | 104,5 |
14 | Ввод в действие жилых домов | тыс. кв.м | 424,9 | 414,7 | 338,0 | 423,6 | 359,5 | 433,1 | 431,0 | 436,7 |
15 | Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, декабрь к декабрю предыдущего года | % | 110,9 | 105,0 - 106,5 | 105,0 - 107,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
16 | Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, в среднем за год к предыдущему году | % | 114,1 | 105,1 - 105,7 | 104,8 - 107,0 | 104,5 - 105,4 | 104,7 - 105,4 | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
________________
<1> Среднегодовая численность населения в трудоспособном возрасте и старше трудоспособного рассчитана в соответствии с методикой определения возрастных групп населения, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 17 июля 2019 года N 409: 2022 год - мужчины 16 - 61 год, женщины 16 - 56 лет; 2023, 2024 годы - мужчины 16 - 62 года, женщины 16 - 57 лет; 2025, 2026 годы - мужчины 16 - 63 года, женщины 16 - 58 лет.
<2> 2022 год - мужчины 62 года и старше, женщины 57 лет и старше; 2023, 2024 годы - мужчины 63 года и старше, женщины 58 лет и старше; 2025, 2026 годы - мужчины 64 года и старше, женщины 59 лет и старше.
<3> Оценка.
<4> За отчетный год данные предварительные.
<5> Без банков, страховых организаций и бюджетных учреждений.
Прогноз социально-экономического развития города Омска на 2024 год и на период до 2026 года (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития города Омска на 2024 год и на период до 2026 года, итогов социально-экономического развития города Омска за истекший период 2023 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития города Омска за 2023 год, а также тенденций социально-экономического развития города Омска в предшествующие годы.
При разработке прогноза использовались следующие материалы:
- сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации;
- проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов, разработанный Центральным банком Российской Федерации;
- основные показатели проекта прогноза социально-экономического развития Омской области на 2024 год и на период до 2026 года, подготовленные Министерством экономики Омской области;
- отчетные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области (далее - Омскстат);
- информационно-аналитический комментарий Центрального банка Российской Федерации об инфляции в Омской области (июль 2023 года);
- отчетные и прогнозные материалы о социально-экономическом развитии города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.
Показатели прогноза на 2024 год и на период до 2026 года уточнены по сравнению с показателями прогноза социально-экономического развития города Омска на 2023 год и на период до 2025 года, одобренного постановлением Администрации города Омска от 7 октября 2022 года N 772-п "О внесении проекта бюджета города Омска на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов в Омский городской Совет". При этом осуществлено уточнение следующих показателей прогноза на 2023 - 2025 годы:
- среднегодовой численности населения и ее структуры - в результате анализа численности населения города Омска и ее половозрастной структуры на начало 2023 года, динамики естественного и миграционного движения населения в 2023 году и корректировки на этой основе прогнозных оценок демографического развития в периоде 2024 - 2025 годов;
- среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций - в результате анализа динамики среднесписочной численности работников крупных и средних организаций в 2023 году, оценок и прогноза занятости в малом и среднем предпринимательстве города Омска в периоде 2024 - 2025 годов с учетом итогов сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2020 год;
- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних организаций - в результате анализа динамики заработной платы в истекшем периоде 2023 года, динамики темпов роста омской экономики в 2023 году, а также прогнозной оценки темпов роста экономики и заработной платы в 2024 - 2025 годах;
- индекса промышленного производства - в результате уточнения Омскстатом данных о динамике промышленного производства за 2022 год, анализа динамики промышленного производства в истекшем периоде 2023 года и прогнозных оценок развития промышленности в 2024 - 2025 годах;
- оборота розничной торговли и объема платных услуг населению - в результате анализа динамики оборота розничной торговли и объема платных услуг в истекшем периоде 2023 года и уточнения оценок уровня потребительского спроса в 2024 - 2025 годах;
- прибыли прибыльных крупных и средних организаций по всем видам деятельности - в результате анализа динамики прибыли, полученной омскими крупными и средними организациями в истекшем периоде 2023 года, и изменения прогнозных оценок роста прибыли в 2024 - 2025 годах;
- объема инвестиций в основной капитал - в результате анализа инвестиционной активности организаций в истекшем периоде 2023 года и изменения прогнозных оценок роста объемов инвестиций в основной капитал в 2024 - 2025 годах;
- ввода в действие жилых домов - в результате анализа ввода в действие жилых домов в истекшем периоде 2023 года;
- сводных индексов потребительских цен на товары и платные услуги населению - в результате анализа динамики цен на потребительском рынке города Омска в истекшем периоде 2023 года и изменения прогнозных оценок роста цен в периоде 2024 - 2025 годов.
Социально-экономическое положение города Омска в 2022 году было нестабильным в условиях санкционных ограничений, прекращения поставок целого ряда товаров, а также последствий постковидного периода.
В 2022 году увеличился объем промышленного производства, вырос объем оказанных платных услуг населению, при этом сократился торговый оборот, снизились инвестиции и ускорились инфляционные процессы.
В 2023 году в экономике города сохраняется неоднородность ситуации в разрезе отдельных секторов.
Прогноз разработан на вариантной основе в составе двух основных вариантов - первый вариант (консервативный) и второй вариант (базовый).