Действующий

Об утверждении государственной программы Амурской области "Комплексное развитие сельских территорий Амурской области" (с изменениями на 19 апреля 2024 года)



1.1. Оценка текущего состояния сельских территорий Амурской области


Сельские территории играют не последнюю роль в деятельности любого государства. Развитие сельских территорий в настоящее время по-прежнему сталкивается с рядом трудностей, основными из которых являются массовый отток населения, снижение привлекательности деятельности малых форм предпринимательства в агропромышленном комплексе и низкая социально-транспортная инфраструктура поселений.


По состоянию на 1 января 2023 года в состав Амурской области входили 9 городских округов, 12 муниципальных округов и 8 муниципальных районов. В их составе учтены населенные пункты: 8 городов областного подчинения, 2 города районного подчинения, 15 поселков городского типа, 98 сельских поселений, 602 сельских населенных пункта.


Численность сельского населения Амурской области по состоянию на 1 января 2023 года составила 239,1 тыс. человек, что на 4,0 тыс. человек меньше, чем по состоянию на 1 января 2022 года (243,1 тыс. человек). За последние 5 лет доля сельского населения Амурской области сократилась с 32,48% (на 1 января 2018 года) до 31,62% (на 1 января 2023 года).


По состоянию на 1 января 2023 года 77% всего сельского населения проживает в сельских поселениях с численностью до 5 тыс. человек.


На протяжении ряда лет численность сельского населения Амурской области уменьшается. Происходят старение сельского населения, снижение рождаемости в сельской местности, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населенных пунктов в города. Общий коэффициент смертности, коэффициенты младенческой смертности и смертности в трудоспособном возрасте в сельской местности остаются выше, чем в городе. Убыль сельского населения является как следствием демографических процессов, так и результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности.


В отличие от городских и наиболее крупных сельских поселений (поселков городского типа) сельские территории отличаются недостаточно развитой коммуникационной, транспортной и инженерной инфраструктурой, не обладают необходимыми условиями для развития предпринимательства, прежде всего, малого бизнеса, не имеют соответствующей современным условиям базы для оказания сельскому населению образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг.


Вместе с тем при грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий может быть обеспечено устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения страны.


На протяжении нескольких лет основным инструментом финансовой государственной поддержки развития сельских территорий Амурской области являются государственные программы.


До 2019 года это была подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 447, в рамках которой на территории Амурской области строилось жилье для сельских жителей, объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.


За период 2014 - 2019 годов в сельской местности:


построено (приобретено) 21,2 тыс. кв. метров жилья, 270 семей улучшили жилищные условия, в том числе 184 молодые семьи и молодые специалисты;


в 6 муниципальных образованиях Амурской области построены спортивные объекты общей площадью 38,8 тыс. кв. метров:


1-я и 2-я очереди спортивной детской площадки (с. Крестовоздвиженка Константиновского района), спортивное ядро (с. Васильевка Белогорского района), комплексные спортивные площадки (с. Куприяновка, с. Успеновка Завитинского района), 1-я очередь комплексной площадки для подвижных игр - хоккейная коробка (с. Сергеевка Благовещенского района), универсальное футбольное поле с резиновым покрытием (с. Екатеринославка Октябрьского района);


реализованы общественно значимые проекты по созданию детских и спортивных площадок, зон отдыха в 5 муниципальных образованиях области общей площадью 5,8 тыс. кв. метров, в которых участвовали 2,8 тыс. человек сельских жителей: