В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года N 99-оз "Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлениями Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 апреля 2014 года N 154-п "О Порядке составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередной финансовый год и плановый период", от 25 декабря 2015 года N 487-п "О порядке разработки, корректировки, утверждения (одобрения) и осуществления мониторинга прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на среднесрочный период и контроля его реализации и признании утратившим силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2007 года N 327-п "О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решения Общественного совета при Департаменте экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 6 октября 2023 года N 33), публичных слушаний на площадке акселерационной программы "Формула Роста" (протокол заседания от 7 октября 2023 года), публичных слушаний на площадке акселерационной программы "Акселератор креативных индустрий" о показателях прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2024 - 2026 годы (протокол заседания от 7 октября 2023 года):
Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - прогноз, автономный округ, регион) разработан на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 22 сентября 2023 года (далее также - РФ), исходя из приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, установленных в Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года, и задач, поставленных на достижение национальных целей развития и ключевых показателей национальных проектов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О Национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
На экономику автономного округа оказало влияние ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры в результате снижения мировых цен на углеводороды и другие товары сырьевой группы, являющиеся основой экономики региона, девальвация рубля во второй половине текущего года, которая привела к сокращению внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, а также затруднение доступа к внешнему заемному финансированию, ограничение импорта технологий, продукции.
Правительством автономного округа за последние годы выработана система мер, позволивших в условиях неблагоприятной экономической динамики обеспечить стабильное развитие социальной сферы и инфраструктуры автономного округа. Это прежде всего эффективная система мер социальной поддержки населения и предоставления услуг, меры по стимулированию экономической активности и сдерживанию инфляции.
Так, по итогам 2022 года экономическую и социальную динамику развития автономного округа подтверждает оценка рейтингового агентства РИА Рейтинг - 3-е место по уровню безработицы и заработных плат работников; 4-е место по социально-экономическому положению субъектов РФ и уровню благосостояния семей; автономный округ входит в группу лидирующих субъектов РФ по качеству жизни населения (5-я позиция).
Сформированная в автономном округе комплексная система правового и институционального сопровождения и поддержки инвестиционной деятельности обеспечила региону 9-ю позицию среди субъектов РФ в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата 2022 года.
Социально-экономическое положение автономного округа в 2022, 2023 годах характеризуется основными макроэкономическими показателями, включенными в таблицу 1.
Таблица 1
Основные макроэкономические итоги развития автономного округа (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)
Показатель | 2022 год | 2023 год | ||||||
январь - март | январь - июнь | январь - июль | год | январь - март | январь - июнь | январь - июль | год оценка <1> | |
Индекс промышленного производства | 109,40 | 104,40 | 104,20 | 102,80 | 95,70 | 98,50 | 97,80 | 96,83 |
Инвестиции в основной капитал | 111,60 | 110,50 | x | 110,30 | 105,70 | 110,20 | x | 103,95 |
Реальные денежные доходы населения | 102,90 | 100,50 | x | 103,10 | 109,80 | 109,80 | x | 107,85 |
Реальная заработная плата работников | 103,40 | 100,30 | 102,50 | 105,18 | 107,40 | 109,50 | 109,10 | 107,96 |
Реальный размер дохода пенсионера | 99,84 | 105,45 | 105,39 | 104,13 | 108,68 | 103,75 | 104,04 | 103,54 |
Индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года) | 107,6 | 107,8 | 106,9 | 107,1 | 100,0 | 100,8 | 100,7 | 103,8 |
Оборот розничной торговли | 101,30 | 96,50 | 96,90 | 94,70 | 99,10 | 106,80 | 108,00 | 105,96 |
Объем платных услуг населению | 108,20 | 107,40 | 108,20 | 103,90 | 100,80 | 102,20 | 102,00 | 102,64 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) | 0,45 | 0,43 | 0,41 | 0,38 | 0,38 | 0,33 | 0,30 | 0,36 |
для справки: | ||||||||
Добыча нефти, млн тонн <3> | 55,78 | 109,71 | 128,92 | 223,08 | 54,65 | 108,22 | 126,30 | 215,00 <2> |
________________
Источник:
<1>, <2> оценка Департамента экономического развития автономного округа, Департамента недропользования и природных ресурсов автономного округа;
<3> по данным автономного учреждения автономного округа "НАЦ РН им. В.И.Шпильмана"
По итогам 2022 года автономный округ по производству отдельных видов промышленной продукции в России занимает:
по добыче нефти, по выработке электроэнергии - 1-е место;
по добыче газа, объему промышленного производства - 2-е место.
Доля автономного округа в общем объеме в 2022 году составила:
по произведенной промышленной продукции - 6,9%;
по добыче нефти - 41,7%, при этом сначала разработки нефтяных месторождений автономного округа (с 1964 года) на 1 января 2023 года добыто нефти - 12 564,4 млн тонн;
по добыче попутного и природного газа - 4,9%;
по объему выработки электроэнергии - 7,3%.
Регион входит в число субъектов Российской Федерации, имеющих наименьший уровень безработицы, что также подтверждается данными агентства РИА Рейтинг: по индексу рынка труда 6-е место.
Согласно информации Федеральной службы государственной статистики численность населения автономного округа на 1 января 2023 года составила 1 730,4 тыс. человек (28-е место среди субъектов РФ). Определяющий фактор положительной динамики демографических процессов в автономном округе - естественный прирост населения.
Так, за январь - июнь 2023 года он составил 4 тыс. человек (за январь - июнь 2022 года - 3,6 тыс. человек), коэффициент естественного прироста на 1 000 человек населения - 4,6 (6-е место в РФ).
За январь - июнь 2023 года родились 9,3 тыс. человек (за январь - июнь 2022 года - 9,3 тыс. человек), коэффициент рождаемости на 1 000 человек населения - 10,8 (11-е место в РФ).
Число умерших - 5,3 тыс. человек (за январь - июнь 2022 года - 5,7 тыс. человек), коэффициент смертности на 1 000 человек населения - 6,2.
Показатели рождаемости в автономном округе превышают показатели смертности в 1,8 раза. Доход на душу населения и средняя заработная плата 1 работника превышают среднероссийские показатели в 1,5 раза; среднедушевые денежные доходы 1 жителя обеспечивают 3,4 величины бюджета прожиточного минимума.
По итогам января-июня 2023 года среди субъектов РФ регион занимает 2-е место по объему инвестиций в основной капитал с номиналом в 694,8 млрд рублей и 4-е место по объему инвестиций на душу населения с номиналом в 403,5 тыс. рублей; 8-е место по среднедушевым денежным доходам населения и 9-е место - по средней заработной плате работников.
В целях формирования бюджета автономного округа в соответствии с порядком разработки прогноза социально-экономического развития автономного округа на среднесрочную перспективу прогноз на 2024 - 2026 годы разработан в двух вариантах: базовом и консервативном.
Базовый вариант прогноза социально-экономического развития региона описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики автономного округа с учетом ожидаемых внешних условий и предусматривает выполнение в полном объеме запланированного комплекса мер по обеспечению развития экономики, социальной сферы и инфраструктуры региона, включая реализацию мер экономической политики, направленных на содействие адаптации экономики к новым условиям и ее структурной перестройки.
Консервативный вариант прогноза основан на предпосылках ухудшения состояния мировой экономики и более существенного, чем в базовом варианте, эффекта санкционного давления.
В прогнозе учтены:
более высокий уровень мировых цен на нефть, снижение объемов добычи нефти по сравнению с уровнем, прогнозируемым в начале 2023 года;
сохранение низкого уровня безработицы, рост реальных доходов населения и реальной заработной платы работников;
ускоренный рост инвестиционной активности.
Как следствие, были улучшены оценки роста валового регионального продукта и ряда его компонентов на 2023 и 2024 годы; на 2025 и 2026 годы прогноз скорректирован в сторону понижения темпов роста из-за эффекта более высокой базы.
Таблица 2
Исходные условия для формирования вариантов социально-экономического развития автономного округа
Показатели | 2022 отчет | 2023 оценка | прогноз | ||
2024 | 2025 | 2026 | |||
1. Внешние и сопряженные с ними условия | |||||
Экспортная цена на российскую нефть, долл. США/барр. | |||||
базовый | 79,62 | 63,41 | 71,31 | 70,10 | 70,02 |
консервативный | 64,26 | 58,69 | 56,50 | ||
Добыча нефти, млн тонн | |||||
базовый | 223,08 | 215,00 | 222,00 | 220,00 | 219,00 |
консервативный | 215,00 | 214,00 | 213,00 | ||
2. Внутренние условия | |||||
Валовой региональный продукт, % | |||||
базовый | 102,78 | 97,67 | 102,92 | 100,05 | 100,15 |
консервативный | 100,11 | 99,85 | 99,89 | ||
Индекс промышленного производства, % | |||||
базовый | 102,80 | 96,83 | 102,74 | 99,33 | 99,70 |
консервативный | 99,65 | 99,66 | 99,66 | ||
Инвестиции в основной капитал, % | |||||
базовый | 110,30 | 103,95 | 100,35 | 100,55 | 100,67 |
консервативный | 100,02 | 100,16 | 100,20 | ||
Реальные денежные доходы населения, % | |||||
базовый | 103,10 | 107,85 | 102,08 | 102,72 | 102,49 |
консервативный | 100,38 | 102,31 | 101,98 | ||
Реальная заработная плата работников организаций, % | |||||
базовый | 105,18 | 107,96 | 102,36 | 102,24 | 102,39 |
консервативный | 100,37 | 101,90 | 101,96 | ||
Индекс потребительских цен на конец года, в процентах к декабрю | |||||
базовый | 107,1 | 103,8 | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
консервативный | 105,4 | 103,6 | 104,0 | ||
Оборот розничной торговли, % | |||||
базовый | 94,70 | 105,96 | 101,76 | 101,65 | 101,50 |
консервативный | 100,51 | 100,69 | 100,73 | ||
Объем платных услуг населению, % | |||||
базовый | 103,90 | 102,64 | 103,12 | 103,07 | 102,51 |
консервативный | 100,95 | 101,02 | 101,11 | ||
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США | |||||
базовый | 67,46 | 85,22 | 90,12 | 91,13 | 92,28 |
консервативный | 95,67 | 97,81 | 100,32 |