(с изменениями на 22 декабря 2023 года)
(в ред. Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.12.2023 N 109-ЗАО)
Принят Законодательным Собранием
Ямало-Ненецкого автономного округа
28 сентября 2023 года
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области культуры в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) в пределах полномочий, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям субъектов Российской Федерации, а также устанавливает меры социальной поддержки работников государственных учреждений культуры и искусства автономного округа и муниципальных учреждений культуры и искусства в автономном округе.
Правовое регулирование отношений в области культуры в автономном округе осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 09 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации в области культуры, Уставом (Основным законом) автономного округа, настоящим Законом, иными законами автономного округа и нормативными правовыми актами автономного округа.
К полномочиям Законодательного Собрания автономного округа в области культуры относятся:
1) осуществление законодательного регулирования отношений в области культуры;
2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов автономного округа в области культуры, исполнением государственных программ автономного округа в области сохранения и развития культуры в пределах, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
3) осуществление иных полномочий в области культуры в соответствии с федеральным законодательством и законами автономного округа.
К полномочиям Правительства автономного округа в области культуры относятся:
1) утверждение государственных программ автономного округа в области сохранения и развития культуры;
2) принятие решения о создании, реорганизации, ликвидации организаций культуры и искусства, находящихся в ведении автономного округа;
3) определение уполномоченного органа по установлению порядка проведения оценки последствий решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной организации культуры, находящейся в ведении автономного округа, и (или) муниципальной организации культуры, включая критерии этой оценки, порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений;
4) иные полномочия в области культуры в соответствии с федеральным законодательством и законами автономного округа.
К полномочиям исполнительных органов автономного округа в области культуры относятся:
1) принятие в пределах компетенции приказов, имеющих нормативный правовой характер, в области культуры;
2) разработка и реализация государственных программ автономного округа в области сохранения и развития культуры;
3) осуществление функций и полномочий учредителя государственных учреждений культуры и искусства автономного округа;
4) поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);
5) осуществление поддержки региональных и местных национально-культурных автономий;
6) обеспечение условий доступности для инвалидов учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);
7) поощрение деятельности граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;
8) создание условий для эстетического воспитания и художественного образования прежде всего посредством поддержки и развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусств, а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;
9) способствование развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;
10) осуществление протекционизма (покровительства) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;
11) обеспечение условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
12) осуществление протекционизма (покровительства) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость;
13) осуществление мер, направленных на поддержку, сохранение, развитие и изучение культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории автономного округа, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории автономного округа, в том числе нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации;
14) иные полномочия в области культуры в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Исполнительные органы автономного округа осуществляют поддержку учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) путем:
1) создания условий для развития и популяризации в автономном округе профессионального искусства, самодеятельного (любительского) художественного творчества, культурно-досуговой деятельности;
2) содействия развитию фестивальной, гастрольной, выставочной деятельности учреждений культуры и искусства;
3) модернизации материально-технической базы учреждений культуры и искусства;
4) создания условий для привлечения высококвалифицированных кадров в области культуры в учреждения культуры и искусства;
5) содействия организации подготовки и переподготовки, повышению квалификации работников учреждений культуры и искусства;
6) содействия участию учреждений культуры и искусства в международных, всероссийских и межрегиональных фестивалях, конкурсах, смотрах, научно-практических конференциях и семинарах, международных культурных обменах;
7) учреждения и присуждения премий, предоставления грантов и иных мер поддержки в области культуры.
Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в области культуры в автономном округе осуществляется:
1) в форме финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) в виде предоставления льгот по уплате налогов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) в виде осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4) в иных формах, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству автономного округа.
1. Исполнительные органы автономного округа вправе участвовать в осуществлении мер государственной поддержки кинематографии в автономном округе.
2. Основные меры государственной поддержки кинематографии в автономном округе направлены на:
1) создание национальных фильмов, в том числе для детей и юношества;
2) сохранение и развитие материально-технической базы кинематографии в автономном округе;
3) создание условий для проката и показа национальных фильмов;
4) проведение в автономном округе кинофестивалей и других культурных мероприятий в области кинематографии.
Исполнительные органы автономного округа содействуют развитию системы образования в области искусств в автономном округе путем:
1) содействия созданию и функционированию организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области искусств, на территории автономного округа вне зависимости от их формы собственности;
2) содействия в организации получения дополнительного профессионального образования работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области искусств;