ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 декабря 2019 года N 301-Пр


Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Саратовской области до 2025 года

(с изменениями на 2 октября 2023 года)

(в ред. распоряжений Правительства Саратовской области от 27.05.2020 N 142-Пр, от 18.08.2022 N 317-Пр, от 02.10.2023 N 344-Пр)




1. Утвердить:


Концепцию подготовки спортивного резерва в Саратовской области до 2025 года (далее - Концепция) (приложение N 1);


план мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Саратовской области до 2025 года (далее - план) (приложение N 2).


2. Министерству спорта области осуществлять координацию деятельности по выполнению мероприятий, предусмотренных планом.


(в ред. распоряжения Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 344-Пр)


3. Рекомендовать органам местного самоуправления Саратовской области руководствоваться положениями Концепции.


4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области - министра образования области Орлова М.И.


(п. 4 в ред. распоряжения Правительства Саратовской области от 18.08.2022 N 317-Пр)



Вице-губернатор Саратовской области -
Председатель Правительства Саратовской области
А.М.СТРЕЛЮХИН



Приложение N 1



Утверждена
распоряжением
Правительства Саратовской области
от 2 декабря 2019 г. N 301-Пр



КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

(в ред. распоряжений Правительства Саратовской области от 18.08.2022 N 317-Пр, от 02.10.2023 N 344-Пр)




I. Введение


В Концепции подготовки спортивного резерва в Саратовской области до 2025 года (далее - Концепция) определяются приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва в Саратовской области на период до 2025 года (далее - подготовка спортивного резерва).


Концепция разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года N 2245-р.


(в ред. распоряжения Правительства Саратовской области от 02.10.2023 N 344-Пр)



II. Состояние системы подготовки спортивного резерва


В СССР спортивные школы создавались и действовали в системе профсоюзов, ведомств и добровольных спортивных обществ, которые в полном объеме осуществляли материально-техническое обеспечение спортсменов и их участие в тренировочных сборах и спортивных соревнованиях.


В 90-х годах XX века были утрачены действовавшие ранее рычаги государственного управления подготовкой спортивного резерва. Территориально-ведомственная организация подготовки спортивного резерва, обеспечивающая как массовость, так и высокий уровень качества подготовки, уступила место территориальной организации.


Спортивные федерации не могли в полной мере влиять на процессы подготовки спортивного резерва на региональном уровне, а полномочия органов местного самоуправления и исполнительных органов субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд были закреплены законодательством Российской Федерации только в 2015 году.


(в ред. распоряжения Правительства Саратовской области от 18.08.2022 N 317-Пр)


Сложилась практика, при которой в подготовке спортивного резерва принимало участие множество физкультурно-спортивных организаций с различными целями и задачами, ведомственной подчиненностью и источниками финансирования, подходами к оценке эффективности их деятельности, так как эта деятельность регулировалась разным законодательством. Отсутствие четко обозначенной роли и места каждой физкультурно-спортивной организации привело к дублированию функций, неэффективному использованию имеющихся ресурсов, не позволяло выстроить единые, прозрачные механизмы управления системой подготовки спортивного резерва в Российской Федерации.


В связи с этим назрела необходимость модернизации системы подготовки спортивного резерва, направленной на оптимизацию и систематизацию указанных организаций в части их наименований, статуса и видов деятельности. В рамках проводимой модернизации часть организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, ориентированных на подготовку спортивного резерва и имеющих высококвалифицированный тренерский состав, была переведена в организации, осуществляющие спортивную подготовку, - спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.


Активная фаза формирования отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку в Саратовской области, пришлась на 2016 - 2018 годы. Из 35 областных и муниципальных спортивных школ, подведомственных органам управления физической культурой и спортом, создано 31 учреждение спортивной подготовки нового типа, готовящих спортивный резерв для сборных команд страны и области: 16 спортивных школ олимпийского резерва и 15 спортивных школ, что составляет 88,5 процента, в которых занимается 25010 человек, из них 15924 человека или 63,7 процента имеют спортивные разряды и звания, что соответствует плановым показателям государственной программы Саратовской области "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики".


С целью совершенствования системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов были разработаны 42 программы спортивной подготовки по 36 видам спорта.


Результат перехода учреждений дополнительного образования в учреждения спортивной подготовки нового типа - увеличение численности занимающихся на 9365 человек. К началу 2020 года еще 4 муниципальные детско-юношеские спортивные школы будут переведены в организации спортивной подготовки - спортивные школы.


В целях совершенствования системы отбора и перевода спортсмена с этапа на этап, исключения случаев применения неадекватных возрасту спортсмена тренировочных и соревновательных нагрузок требуются актуализация содержания федеральных стандартов спортивной подготовки, а также разработка единых методических подходов к осуществлению тренировочного процесса, соответствующее медико-биологическое и научно-методическое сопровождение, обеспечивающее снижение уровня травматизма и смертности, продление спортивного долголетия, сохранение здоровья и уменьшение риска развития хронических заболеваний.


Ключевым вопросом для успешной реализации Концепции является кадровое обеспечение отрасли. В целом по Саратовской области в 2018 году число тренеров с высшим профессиональным образованием в области физической культуры и спорта составило 60,6 процента штатной численности тренеров, число тренеров, имеющих среднее профессиональное образование, составило 27,2 процента, не имеют профессионального физкультурного образования 12,0 процента штатных тренеров. При этом наблюдается тенденция к увеличению количества тренеров, имеющих профильное высшее образование, благодаря внедрению отраслевых профессиональных стандартов.


Повышение требований к качеству подготовки спортивного резерва диктует необходимость изменения процесса подготовки специалистов отрасли, формирования новой генерации тренеров, обладающих знаниями особенностей взросления детского организма, соответствующих нагрузок с учетом сенситивных периодов без форсированной подготовки.


Кроме того, необходимо совершенствовать систему дополнительного профессионального образования тренерских кадров с ориентацией на совершенствование их прикладных профессиональных компетенций.


Важным механизмом мотивации специалистов и роста профессионального мастерства тренерских кадров является совершенствование системы оплаты труда на основе единых подходов с учетом необходимости стимулирования тренеров к переходу спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую спортивную подготовку. Требуют решения вопросы социальной защиты работников отрасли физической культуры и спорта.


В связи с усилением конкуренции в спорте необходимо постоянное совершенствование качества методического, научно-методического, медико-биологического обеспечения, развитие экспериментальной и инновационной деятельности в системе подготовки спортивного резерва.


Начало 2018 года стало периодом стабилизации в региональной системе подготовки спортивного резерва, были проведены плановые мероприятия по формированию региональной системы подготовки спортивного резерва, законодательство Саратовской области приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации и теперь региональная система подготовки спортивного резерва готова к дальнейшему интенсивному развитию. Таким образом, можно говорить о сформированной спортивной отрасли как самостоятельной отрасли социальной сферы в области, имеющей сложившуюся структуру управления, нормативную правовую базу, финансовое обеспечение в рамках подпрограммы 1 "Физическая культура и спорт. Подготовка спортивного резерва" государственной программы Саратовской области "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики", а также отраслевую сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку.


Дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и единая система управления через созданный центр методического обеспечения спортивной подготовки в Федеральном центре подготовки спортивного резерва позволят обеспечить новое качество подготовки спортивного резерва с необходимым ресурсным обеспечением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.


Вместе с тем на сегодняшний день остается нерешенной проблема недостаточного межведомственного и межуровневого взаимодействия при решении задач по подготовке спортивного резерва.


Таким образом, сложившаяся региональная система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования.



III. Цели и задачи Концепции


Приоритетными целями Концепции являются:


повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд и конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене;


повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия;


повышение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения Саратовской области мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.


Достижение целей Концепции предусматривается осуществить путем реализации следующих задач:


совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения региональной системы подготовки спортивного резерва;


завершение формирования и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку;


совершенствование правового регулирования подготовки спортивного резерва;


развитие кадрового потенциала региональной системы подготовки спортивного резерва;


развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку;


совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;


совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения;


совершенствование системы спортивных соревнований;


создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания.



IV. Механизмы реализации Концепции

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»