ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2013 года N 191-П


Об утверждении областной адресной Программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда"

(с изменениями на 23 декабря 2022 года)

(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 17.06.2013 N 289-П, от 22.04.2014 N 243-П, от 10.07.2014 N 385-П, от 30.12.2014 N 749-П, от 02.03.2015 N 84-П, от 14.07.2015 N 354-П, от 29.07.2015 N 381-П, от 25.12.2015 N 653-П, от 19.02.2016 N 61-П, от 06.06.2016 N 277-П, от 08.07.2016 N 355-П, от 30.08.2016 N 465-П, от 17.10.2016 N 562-П, от 29.12.2016 N 738-П, от 06.04.2017 N 160-П, от 27.06.2017 N 319-П, от 10.08.2017 N 408-П, от 29.12.2017 N 738-П, от 21.03.2018 N 134-П, от 03.07.2018 N 365-П, от 21.12.2018 N 709-П, от 19.10.2022 N 1013-П, от 23.12.2022 N 1290-П)




В целях реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Правительство области постановляет:


1. Утвердить областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" согласно приложению.


(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 22.04.2014 N 243-П, от 21.03.2018 N 134-П)


2. Утратил силу с 10 июля 2014 года. - Постановление Правительства Саратовской области от 10.07.2014 N 385-П.


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.



Губернатор
Саратовской области
В.В.РАДАЕВ



Приложение
к постановлению
Правительства Саратовской области
от 18 апреля 2013 г. N 191-П



ОБЛАСТНАЯ АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА"

(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 17.06.2013 N 289-П, от 22.04.2014 N 243-П, от 10.07.2014 N 385-П, от 30.12.2014 N 749-П, от 02.03.2015 N 84-П, от 14.07.2015 N 354-П, от 29.07.2015 N 381-П, от 25.12.2015 N 653-П, от 19.02.2016 N 61-П, от 06.06.2016 N 277-П, от 08.07.2016 N 355-П, от 30.08.2016 N 465-П, от 17.10.2016 N 562-П, от 29.12.2016 N 738-П, от 06.04.2017 N 160-П, от 27.06.2017 N 319-П, от 10.08.2017 N 408-П, от 29.12.2017 N 738-П, от 21.03.2018 N 134-П, от 03.07.2018 N 365-П, от 21.12.2018 N 709-П, от 19.10.2022 N 1013-П, от 23.12.2022 N 1290-П)




Паспорт Программы

Наименование Программы

областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" (далее - Программа)

(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 22.04.2014 N 243-П, от 21.03.2018 N 134-П)

Основание для разработки Программы

Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон), распоряжение Правительства Саратовской области от 1 февраля 2012 г. N 47-Пр "О разработке областных адресных программ"

Государственный заказчик Программы

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области

Разработчики Программы

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, органы местного самоуправления (по согласованию)

Цели Программы

обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу;

создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан

Задачи Программы

установление правовых и организационных основ предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем привлечения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов;

регулирование отношений между Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), уполномоченным органом исполнительной власти области и органами местного самоуправления;

реализация предусмотренных Федеральным законом мероприятий по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством

Срок реализации Программы

с 2013 года до завершения срока деятельности Фонда

(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 22.04.2014 N 243-П, от 21.03.2018 N 134-П)

Исполнители основных мероприятий Программы

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, Государственная жилищная инспекция области, органы местного самоуправления (по согласованию)

Объемы и источники долевого финансирования Программы

общий объем финансирования по Программе (прогнозно) - 9163054397,69 рубля, в том числе:

без финансовой поддержки Фонда (прогнозно) - 542253348,25 рубля, в том числе:

средства местных бюджетов (прогнозно) - 542253348,25 рубля;

с финансовой поддержкой Фонда (прогнозно) - 8620801049,44 рубля, в том числе:

средства Фонда (прогнозно) - 7331182731,58 рубля;

средства областного бюджета - 2252706,83 рубля;

средства местных бюджетов (прогнозно) - 1287365611,03 рубля, из которых:

общий объем финансирования по первому этапу - 1867025128,26 рубля, в том числе:

без финансовой поддержки Фонда - 198480064,21 рубля, в том числе:

средства местных бюджетов - 198480064,21 рубля;

с финансовой поддержкой Фонда - 1668545064,05 рубля, в том числе:

средства Фонда - 1665541409,12 рубля;

средства областного бюджета - 2252706,83 рубля;

средства местных бюджетов - 750948,10 рубля;

общий объем финансирования по второму этапу - 2306313156,20 рубля, в том числе:

без финансовой поддержки Фонда (прогнозно) - 81113691,10 рубля, в том числе:

средства местных бюджетов (прогнозно) - 81113691,10 рубля;

с финансовой поддержкой Фонда (прогнозно) - 2225199465,10 рубля, в том числе:

средства Фонда (прогнозно) - 939197766,89 рубля;

средства областного бюджета - 0,0 рубля;

средства местных бюджетов (прогнозно) - 1286001698,21 рубля;

общий объем финансирования по третьему этапу - 2546371032,70 рубля, в том числе:

без финансовой поддержки Фонда (прогнозно) - 123059183,99 рубля, в том числе:

средства местных бюджетов (прогнозно) - 123059183,99 рубля;

с финансовой поддержкой Фонда (прогнозно) - 2423311848,71 рубля, в том числе:

средства Фонда (прогнозно) - 2423118432,62 рубля;

средства областного бюджета - 0,0 рубля;

средства местных бюджетов (прогнозно) - 193416,09 рубля;

общий объем финансирования по четвертому этапу - 2443345080,53 рубля, в том числе:

без финансовой поддержки Фонда - 139600408,95 рубля, в том числе:

средства местных бюджетов (прогнозно) - 139600408,95 рубля;

с финансовой поддержкой Фонда - 2303744671,58 рубля, в том числе:

средства Фонда (прогнозно) - 2303325122,95 рубля;

средства областного бюджета - 0,0 рубля;

средства местных бюджетов (прогнозно) - 419548,63 рубля

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 19.10.2022 N 1013-П)

Ожидаемые конечные результаты Программы

снижение расходов граждан, бюджетов муниципальных районов и городских округов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда;

переселение семей из домов, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации

(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 10.07.2014 N 385-П, от 30.08.2016 N 465-П, от 21.03.2018 N 134-П)

Координация

и организация контроля за исполнением Программы

координацию и контроль за исполнением Программы осуществляет министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Ненадлежащее содержание жилищного фонда и отсутствие средств на проведение его реконструкции являются причинами ежегодного роста объемов аварийного жилищного фонда. Финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должно привести к снижению этих показателей.


Эти проблемы носят межотраслевой и межведомственный характер, не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных и внебюджетных расходов. Консолидация бюджетных средств, внебюджетных источников, а также средств, предусмотренных Федеральным законом, окажет положительное влияние на социальное благополучие в области, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, проживающих в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.


Настоящая Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории Саратовской области, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу.


В связи с ежегодной недостаточной финансовой обеспеченностью мероприятий по переселению граждан из непригодных для проживания жилых помещений вопрос о предоставлении таким гражданам жилых помещений, соответствующих установленным законодательством требованиям, стоит очень остро и делает исполнение обязанности собственников жилищного фонда по предоставлению гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением, а также выкуп жилых помещений у собственников в связи с изъятием земельных участков невозможными.


Так, в соответствии со статьями 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, занимаемых по договорам социального найма и расположенных в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома. При этом предоставляемые гражданам в связи с выселением жилые помещения должны быть благоустроены применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечать установленным требованиям и находиться в границах населенного пункта, в котором гражданин проживал ранее. В случаях, предусмотренных Федеральным законом, такие предоставляемые жилые помещения с согласия в письменной форме граждан могут находиться в границах другого населенного пункта Саратовской области. В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу влечет обязанность органов местного самоуправления по изъятию жилых помещений в указанном доме у собственников в случае, если собственники сами в установленный срок не осуществили снос такого дома.


В соответствии с данными администраций муниципальных образований (районов) в Саратовской области насчитывается 762 многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации общей площадью жилых помещений 315126,04 кв. м. В соответствии с пунктом 9.10 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" все семьи, проживающие в указанных многоквартирных аварийных домах, должны быть переселены, что потребует порядка 9,1 млрд. рублей.


(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 10.07.2014 N 385-П, от 30.12.2014 N 749-П, от 02.03.2015 N 84-П, от 14.07.2015 N 354-П, от 29.07.2015 N 381-П, от 25.12.2015 N 653-П, от 06.06.2016 N 277-П, от 30.08.2016 N 465-П, от 29.12.2016 N 738-П, от 27.06.2017 N 319-П, от 29.12.2017 N 738-П, от 21.03.2018 N 134-П, от 03.07.2018 N 365-П, от 21.12.2018 N 709-П)


В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, органов государственной власти области, органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.



2. Основные цели и задачи Программы


Целями Программы являются:


обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;


(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 10.07.2014 N 385-П, от 30.08.2016 N 465-П, от 21.03.2018 N 134-П)


создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.


Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:


установление правовых и организационных основ предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем привлечения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов;


регулирование отношений между Фондом, уполномоченными органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления;


реализация предусмотренных Федеральным законом мероприятий по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом;


переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством.



3. Срок реализации Программы


Срок реализации Программы - с 2013 года до завершения срока деятельности Фонда.


(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 22.04.2014 N 243-П, от 21.03.2018 N 134-П)



4. Система программных мероприятий


Программа предусматривает следующие мероприятия по ее реализации, указанные в таблице N 1.



Таблица N 1


(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 02.03.2015 N 84-П)

N п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ожидаемые результаты

Ответственные исполнители

1.

Подготовка изменений в Законы Саратовской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", "Об областном бюджете на 2016 год"

По мере необходимости

обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных Федеральным законом

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство финансов области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 30.08.2016 N 465-П)

2.

Нормативно-правовое обеспечение получения, распределения и освоения денежных средств из Фонда и областного бюджета

по мере необходимости

получение финансовых средств Фонда, представление отчета в Фонд

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 21.03.2018 N 134-П)

3.

Размещение информационных материалов о Фонде

2013 - 2017 годы

информирование населения

министерство информации и печати области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области

4.

Организация и ведение мониторинга реализации областной и муниципальных адресных программ, условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда

с 2013 года до завершения срока деятельности Фонда

представление отчета в Фонд

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области

(в ред. постановления Правительства Саратовской области от 21.03.2018 N 134-П)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»