Действующий

О государственной программе "Обеспечение эффективного управления системой общественных финансов Астраханской области" (с изменениями на 14 июня 2024 года)



1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы реализации государственной программы "Обеспечение эффективного управления системой общественных финансов Астраханской области"


Обеспечение сбалансированности бюджета Астраханской области и повышение качества управления общественными финансами при безусловном исполнении принятых расходных обязательств достигается:


- путем формирования плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на период до 2024 года;


- обеспечения реализации налоговой и бюджетной политики Астраханской области, направленной на поддержание сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Астраханской области;


- формирования необходимой нормативной базы для осуществления долгосрочного бюджетного планирования в форме бюджетного прогноза, определяющего основные приоритеты бюджетной политики и содержащего показатели финансового обеспечения государственных программ Астраханской области.


В целях формирования бюджетной политики Астраханской области, ориентированной на социально-экономическое развитие, создание условий для эффективного управления государственными финансами Астраханской области и устойчивости бюджетной системы Астраханской области, на территории региона с 2015 года по настоящее время реализуется план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Астраханской области на период до 2024 года, утвержденный Распоряжением Правительства Астраханской области от 20.04.2018 N 199-Пр.


Указанный план определяет основные направления деятельности исполнительных органов Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в сфере повышения собираемости налоговых и неналоговых доходов и эффективности расходов бюджета Астраханской области и местных бюджетов в условиях ограниченности бюджетных ресурсов, совершенствования управления долговыми обязательствами.


Реализация налоговой политики осуществляется с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", обязательств, устанавливаемых соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, заключаемым ежегодно между Министерством финансов Российской Федерации и Губернатором Астраханской области в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и приоритетов развития Астраханской области, определенных Губернатором Астраханской области.


Фактическое исполнение консолидированного бюджета Астраханской области по доходам по итогам 2022 года составило 91927,5 млн рублей или 120,5% к уровню 2021 года. Налоговые и неналоговые доходы составили 65654,1 млн рублей, что на 26,2% выше уровня 2021 года.


Исполнение бюджета Астраханской области по доходам составило 81264,0 млн рублей или 121,5% к уровню 2021 года. Налоговые и неналоговые доходы составили 54987,9 млн рублей и выросли на 29,1% к уровню 2021 года.


Рост налоговых и неналоговых доходов, прежде всего, объясняется восстановлением экономической активности и ростом цен на углеводороды. Больше всего по сравнению с 2021 годом выросли поступления по налогу на прибыль организаций (+33,7%) и налогу на имущество организаций (+29,8%).


Основными доходными источниками, составляющими в структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Астраханской области около 85%, в долгосрочном периоде являются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы и налог на имущество организаций.


Налоговая политика Астраханской области ориентирована на обеспечение стабильных налоговых условий для развития бизнеса в целях увеличения доходной базы региона и создания условий, стимулирующих осуществление инвестиционной деятельности, оказывающей влияние на социально-экономическое развитие региона.


В целях создания благоприятного инвестиционного климата в регионе приняты законы, устанавливающие правовые и экономические гарантии защиты интересов инвесторов, участников региональных инвестиционных проектов, организаций, получивших статус резидентов особых экономических зон промышленно-производственного типа в виде снижения ставок по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. Для стимулирования налогоплательщиков к обновлению основных фондов на территории Астраханской области введен инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль.


В целях развития малого и среднего предпринимательства в регионе продлены налоговые каникулы до 2024 года для впервые зарегистрированных предпринимателей по налогам, взимаемым в связи с применением упрощенной и патентной систем налогообложения, а также с 1 июля 2020 года введен налог на профессиональный доход для самозанятых граждан.