Действующий

О Прогнозе социально-экономического развития Орловской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов



3.1. Общие положения


Прогноз социально-экономического развития Орловской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Прогноз) разработан на основании одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации.


Прогноз разработан по Орловской области (далее также - регион) в целом и в разрезе муниципальных образований Орловской области. Параметры Прогноза учитывают приоритеты Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года, утвержденной постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 21 декабря 2018 года N 31/823-ОС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года", итоги социально-экономического развития Орловской области за 6 месяцев текущего года, тенденции мировой и российской экономики.


При разработке Прогноза были использованы общероссийские сценарные условия, макроэкономические показатели и индексы-дефляторы, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации, информация Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, предложения органов исполнительной власти специальной компетенции Орловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области, сведения о финансово-экономических показателях деятельности предприятий и организаций - основных налогоплательщиков региона.


Внешние и внутренние условия функционирования российской экономики с конца февраля 2022 года кардинально изменились. Введенные иностранными государствами санкционные ограничения привели к усилению волатильности валютного курса, снижению цен на финансовые активы, расширению дефицита ликвидности банковского сектора. Одновременно ажиотажный спрос населения на ряд продовольственных и непродовольственных товаров в совокупности с ослаблением рубля привели к значительному ускорению инфляции.


В связи с этим траектория развития в кратко- и среднесрочной перспективе в настоящий момент характеризуется повышенной степенью неопределенности.


Основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны Министерством экономического развития Российской Федерации в двух вариантах - базовом и консервативном.


Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом относительно оптимистичных изменений внешних условий. Ожидается постепенное восстановление инвестиционной активности в обрабатывающих отраслях, в том числе за счет восстановления инвестиционного импорта в результате преодоления внешнего санкционного давления, реализации программ по импортозамещению и переориентации импортных поставок на дружественные и нейтральные страны. Рост инвестиций ожидается за счет увеличения инвестиционной активности частного бизнеса, в том числе благодаря реализуемым Правительством Российской Федерации мерам поддержки, направленным на покрытие возможных рисков предпринимателей. Росту инвестиций также продолжит способствовать реализация крупных федеральных проектов, прежде всего, в транспортно-логистическом комплексе.


Консервативный вариант основан на предпосылках об ухудшении внешнеэкономических условий и более сдержанном восстановлении внутреннего спроса. Консервативный вариант отличается от базового такими основными предпосылками, как большее замедление мировой экономики и более жесткая реализация санкционных ограничений недружественных государств. В условиях большей жесткости применения вторичных санкций, давления на дружественные и нейтральные государства и более медленной перестройки производственно-логистических цепочек предполагается более низкий уровень спроса на товары российского экспорта.


В качестве основного варианта для разработки параметров федерального и региональных бюджетов на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (далее также - прогнозный период) Министерством экономического развития Российской Федерации рекомендован базовый вариант Прогноза.


Прогноз по своему предназначению и статусу является индикативным планом, в связи с чем подлежит систематической корректировке по итогам истекших отчетных периодов. На момент подготовки Прогноза его экономические параметры служат обоснованием для расчетов налогооблагаемой базы и формирования проекта областного бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов. После его рассмотрения совместно с проектом областного бюджета содержание и показатели Прогноза будут являться концептуальной основой для разработки конкретных программных действий, мероприятий, эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров органами исполнительной власти специальной компетенции Орловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области.