ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2023 года N 645


О внесении изменения в постановление Правительства Ростовской области от 12.08.2016 N 569



В целях уточнения объемов, источников финансирования, целевых показателей и способов переселения граждан в рамках областной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 - 2023 годах" Правительство Ростовской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Ростовской области от 12.08.2016 N 569 "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 - 2023 годах" изменение, изложив приложение к нему в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Сильвестрова Ю.Ю.



Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ


Постановление вносит
министерство строительства,
архитектуры и территориального
развития Ростовской области



Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 04.09.2023 N 645



ОБЛАСТНАЯ АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, А ТАКЖЕ ДОМОВ БЛОКИРОВАННОЙ ЗАСТРОЙКИ, ПРИЗНАННЫХ АВАРИЙНЫМИ ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ 2012 Г., В 2017 - 2023 ГОДАХ"



1. Паспорт областной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 - 2023 годах"

Наименование Программы

-

областная адресная программа "Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 - 2023 годах" (далее - Программа)

Основание для принятия Программы

-

Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ), постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 604 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области" (признано утратившим силу 31 декабря 2018 г.), постановление Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 642 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области"

Государственный заказчик Программы

-

министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области

Основной разработчик Программы

-

министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области

Главный распорядитель бюджетных средств

-

министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области

Основная цель и задачи Программы

-

основной целью Программы является обеспечение безопасных и благоприятных условий для проживания граждан путем расселения жилищного фонда, признанного в период с 1 января 2012 г. по 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды (за исключением мероприятий, реализуемых в рамках Указа).

Для достижения данной цели решаются следующие основные задачи:

разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, в том числе с привлечением средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (до 13 декабря 2022 г., далее - публично-правовой компании "Фонд развития территорий") (далее - Фонд)

Сроки и этапы реализации Программы

-

в 2017 - 2018 годах формирование перечня домов, подлежащих расселению;

средства, предусмотренные Программой, запланировано освоить в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2023 г.;

переселение граждан запланировано в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2023 г.:

этап 2018 - 2019 годов (срок реализации 2018 - 2019 годы);

этап 2019 - 2020 годов (срок реализации 2019 - 2020 годы);

этап 2020 - 2021 годов (срок реализации 2020 - 2021 годы);

этап 2021 - 2022 годов (срок реализации 2021 - 2022 годы);

этап 2022 - 2023 годов (срок реализации 2022 - 2023 годы)

Основные направления реализации Программы

-

принятие муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

проведение организационных мероприятий по реализации Программы;

разработка предложений по внесению изменений в областное законодательство по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

сбор и обобщение информации о сносе расселенных аварийных домов

Исполнитель Программы

-

министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области

Соисполнители Программы

-

органы местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области, на территории которых расположены дома, признанные аварийными до 1 января 2017 г. (далее - органы местного самоуправления):

город Гуково;

город Донецк;

город Зверево;

город Каменск-Шахтинский;

город Новочеркасск;

город Новошахтинск;

город Ростов-на-Дону;

город Таганрог;

город Шахты;

Азовский район:

Александровское сельское поселение;

Аксайский район:

Аксайское городское поселение;

Багаевский район:

Манычское сельское поселение;

Белокалитвинский район:

Белокалитвинское городское поселение;

Богураевское сельское поселение;

Горняцкое сельское поселение;

Коксовское сельское поселение;

Синегорское сельское поселение;

Шолоховское городское поселение;

Каменский район:

Глубокинское городское поселение;

Красносулинский район:

Долотинское сельское поселение;

Ковалевское сельское поселение;

Красносулинское городское поселение;

Октябрьский район:

Персиановское сельское поселение;

Мартыновский район:

Большеорловское сельское поселение;

Малоорловское сельское поселение;

Миллеровский район:

Ольхово-Рогское сельское поселение;

Миллеровское городское поселение;

Мальчевское сельское поселение;

Сальский район:

Сальское городское поселение;

Тацинский район:

Тацинское сельское поселение;

Углегорское сельское поселение;

Жирновское сельское поселение;

Михайловское сельское поселение;

Усть-Донецкий район:

Усть-Донецкое городское поселение;

Цимлянский район:

Цимлянское городское поселение;

Саркеловское сельское поселение

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет 6525427538,64 рубля, из них:

4296587937,49 рубля - средства Фонда;

1791257520,29 рубля - средства областного бюджета;

437582080,86 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 34,16 процента от общей суммы средств, направленных на реализацию мероприятий);

общий объем финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых с привлечением средств Фонда, составляет 5709222605,25 рубля, из них:

4296587937,49 рубля - средства Фонда;

1112435753,01 рубля - средства областного бюджета;

300198914,75 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 24,74 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда);

общий объем финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 816204933,39 рубля, из них:

678821767,28 рубля - средства областного бюджета;

137383166,11 рубля - средства местных бюджетов.

Распределение средств с разбивкой по этапам:

общий объем финансирования по этапу 2018 - 2019 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 768288146,72 рубля, в том числе:

637532454,89 рубля - средства областного бюджета;

130755691,83 рубля - средства местных бюджетов;

общий объем финансирования по этапу 2019 - 2020 годов составляет 1106858168,41 рубля, в том числе:

498094930,51 рубля - средства Фонда;

489754468,72 рубля - средства областного бюджета;

119008769,18 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 55,00 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия);

общий объем финансирования по этапу 2019 - 2020 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, 1101901468,41 рубля, в том числе:

498094930,51 рубля - средства Фонда;

485422639,83 рубля - средства областного бюджета;

118383898,07 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 54,80 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия);

общий объем финансирования по этапу 2019 - 2020 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 4956700,00 рубля, в том числе:

4331828,89 рубля - средства областного бюджета;

624871,11 рубля - средства местных бюджетов;

общий объем финансирования по этапу 2020 - 2021 годов составляет 999334358,35 рубля, в том числе:

618105784,32 рубля - средства Фонда;

274701527,60 рубля - средства областного бюджета;

106527046,43 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 38,15 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия);

общий объем финансирования по этапу 2020 - 2021 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 987475247,93 рубля, в том числе:

618105784,32 рубля - средства Фонда;

264597421,97 рубля - средства областного бюджета;

104772041,64 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 37,41 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда);

общий объем финансирования по этапу 2020 - 2021 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 11859110,42 рубля, в том числе:

10104105,63 рубля - средства областного бюджета;

1755004,79 рубля - средства местных бюджетов;

общий объем финансирования по этапу 2021 - 2022 годов составляет 1389421147,35 рубля, в том числе:

1009084476,84 рубля - средства Фонда;

319623104,57 рубля - средства областного бюджета;

60713565,94 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 27,37 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия);

общий объем финансирования по этапу 2021 - 2022 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 1368725040,26 рубля, в том числе:

1009084476,84 рубля - средства Фонда;

301593055,75 рубля - средства областного бюджета;

58047507,67 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 26,28 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда);

общий объем финансирования по этапу 2021 - 2022 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 20696107,09 рубля, в том числе:

18030048,82 рубля - средства областного бюджета;

2666058,27 рубля - средства местных бюджетов;

общий объем финансирования по этапу 2022 - 2023 годов составляет 2261525717,81 рубля, в том числе:

2171302745,82 рубля - средства Фонда;

69645964,51 рубля - средства областного бюджета;

20577007,48 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 3,99 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия);

общий объем финансирования по этапу 2022 - 2023 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 2251120848,65 рубля, в том числе:

2171302745,82 рубля - средства Фонда;

60822635,46 рубля - средства областного бюджета;

18995467,37 рубля - средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 3,55 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда);

общий объем финансирования по этапу 2022 - 2023 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 10404869,16 рубля, в том числе:

8823329,05 рубля - средства областного бюджета;

1581540,11 рубля - средства местных бюджетов

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

выполнение обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.;

обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасных и благоприятных условий проживания граждан;

ликвидация 164687,69 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 9090 жителей из жилых помещений, в том числе:

по мероприятиям, реализуемым при финансовой поддержке за счет средств Фонда, 135504,88 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 7318 жителей из жилых помещений, которые расположены в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

по мероприятиям, реализуемым за счет средств областного и местных бюджетов, 21445,47 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 1248 жителей из жилых помещений, расположенных в домах блокированной застройки, многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды;

в рамках иных мероприятий 7737,34 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 524 жителей из жилых помещений, которые расположены в аварийных и подлежащих сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды, многоквартирных домах

Оценка эффективности реализации Программы

-

реализация гражданами права на безопасные и благоприятные условия проживания;

снижение доли населения Ростовской области, проживающего в домах блокированной застройки, многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды

Управление Программой и система организации контроля за ее реализацией

-

министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области осуществляет общее руководство и координацию деятельности соисполнителей Программы, представляет отчеты о ходе реализации Программы в Правительство Ростовской области, Фонд;

контроль за ходом реализации Программы осуществляют Фонд, Правительство Ростовской области в соответствии с полномочиями, установленными областным законодательством



2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Одной из основных задач государственной жилищной политики в Ростовской области, направленной на системное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан, безопасные и благоприятные условия их проживания, является обеспечение реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в домах блокированной застройки, многоквартирных домах, признанных аварийными, подлежащими сносу или реконструкции.


В муниципальных образованиях в Ростовской области решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда усложнено отсутствием жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда для переселения граждан, в том числе жилых помещений маневренного фонда, а также отсутствием в местных бюджетах средств, необходимых для переселения граждан.


Решение проблемы возможно при условии привлечения финансовой поддержки из федерального, областного бюджетов, а также внебюджетных источников.



3. Цели и задачи Программы


Программа реализуется, в том числе в рамках Указа.


Основной целью Программы является обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания граждан путем расселения жилищного фонда, признанного в период с 1 января 2012 г. по 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды.


Для достижения данной цели решаются следующие основные задачи:


разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;


формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда;


формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, в том числе с привлечением средств Фонда.


Органы местного самоуправления - соисполнители Программы разрабатывают и принимают муниципальные адресные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда (далее - муниципальная программа). Муниципальная программа может предусматривать план действий органа местного самоуправления, порядок переселения граждан, эффективное управление бюджетными и внебюджетными средствами, направленными на финансирование программных мероприятий, перечень домов блокированной застройки, многоквартирных домов аварийного жилищного фонда, признанного таковым в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды, планируемые показатели выполнения муниципальной программы.


Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области ежегодно утверждается адресный перечень домов, признанных аварийными после 1 января 2012 г., подлежащих расселению в каждом конкретном этапе Программы в соответствии с предложениями соисполнителей Программы.


В рамках настоящей Программы подлежат расселению признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды дома блокированной застройки, многоквартирные дома общей отселяемой площадью жилых помещений 156950,35 кв. метра.


Кроме того, в рамках иных мероприятий подлежат расселению признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды, многоквартирные дома общей отселяемой площадью жилых помещений 7737,34 кв. метра.



4. Основные направления реализации Программы


Реализация Программы осуществляется по следующим основным направлениям:


4.1. При реализации мероприятий Программы необходимо исходить из следующих положений:


4.1.1. Принятие решений и проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда производятся в соответствии со статьями 32, 86, 87.2, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации:


граждане, являющиеся собственниками жилых помещений в домах, входящих в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на возмещение за изымаемые у них жилые помещения либо, по соглашению с ними, на предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. В случае принятия собственниками соответствующего решения уплата части средств за приобретаемые помещения в сумме, превышающей размер возмещения стоимости за изымаемое жилое помещение, может быть произведена ими за счет собственных средств. В случае признания граждан нуждающимися в жилищных помещениях им может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма с учетом нормы предоставления. Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение после признания дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых возникло в порядке наследования, имеют право исключительно на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение. Гражданам - собственникам жилых помещений - также могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда, построенные для целей реализации Программы;


граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма, выселяемые в порядке, предусмотренном статьями 86, 87.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеют право на предоставление им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда. Граждане, занимающие по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма по норме предоставления, установленной органами местного самоуправления.


4.1.2. В случае отсутствия подходящего по площади жилого помещения в связи с проектным решением общая площадь приобретаемого за счет средств Фонда и областного бюджета жилого помещения может отличаться от установленной нормы предоставления не более чем на 10 процентов. При этом гражданам может быть предоставлено несколько жилых помещений, общая площадь которых не отличается от установленной нормы более чем на 10 процентов.


4.1.3. При переселении граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, у которых отсутствуют основания для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, соисполнители Программы, в случае отсутствия на рынке недвижимости жилых помещений необходимой номенклатуры, с учетом положений Областного закона от 07.10.2005 N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области", свода правил 54.13330 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные", утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.12.2016 N 883/пр, вправе предоставлять таким гражданам жилые помещения общей площадью не менее 25 кв. метров. При этом приобретение площади, превышающей общую площадь ранее занимаемого жилого помещения, осуществляется за счет средств местного бюджета.


4.1.4. Средства, предусмотренные Программой, могут расходоваться на:


приобретение жилых помещений, в том числе:


индивидуальных домов (по мероприятиям, реализуемым за счет средств областного и местных бюджетов, не относящимся к мероприятиям, реализуемым в рамках исполнения Указа);


в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено);


строительство многоквартирных домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), а также домов блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;


строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов (по мероприятиям, реализуемым в рамках Указа);


выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;


предоставление лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»