ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2023 года N 444-п
О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 августа 2021 года N 289-п "О порядке разработки и реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета при Департаменте образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 23 августа 2023 года), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Внести в приложение 1 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 октября 2021 года N 468-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования" изменение, заменив в строке 2.3 таблицы 2 слова "на 2022 - 2025 годы" словами "до 2025 года".
2. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 декабря 2021 года N 634-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования" следующие изменения:
2.1. В подпункте 1.44 пункта 1 слова "на 2022 - 2025 годы" заменить словами "до 2025 года".
2.2. В пункте 4 приложения 36:
2.2.1. Абзац второй изложить в следующей редакции:
"S = (C + V) x Y, где:".
2.2.2. Абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"V - объем средств на оснащение объектов капитального ремонта, определяемый по формуле:".
2.2.3. После абзаца четвертого дополнить абзацами следующего содержания:
"V = V1 + V2 + V3, где:
V1 - размер субсидии, предоставленной из федерального бюджета на оснащение объекта капитального ремонта, рассчитанный в соответствии с пунктом 19 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 (далее - Правила);
V2 - размер средств бюджета автономного округа, предусмотренных на софинансирование расходного обязательства на оснащение объекта капитального ремонта, рассчитанный в соответствии с пунктом 20 Правил;
V3 - размер средств бюджета муниципального образования на софинансирование расходного обязательства по оснащению объекта капитального ремонта, определяемый по формуле:
V3 = (V1 + V2) / Y x (100 - Y);".
2.2.4. Абзац пятый признать утратившим силу.
2.3. Приложение 44 изложить в следующей редакции:
"Приложение 44
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 30 декабря 2021 года N 634-п
КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ДО 2025 ГОДА (ДАЛЕЕ - КОМПЛЕКС МЕР)
Комплекс мер разработан в целях создания организационно-управленческих условий для реализации мероприятий, направленных на ранний и осознанный выбор обучающимися будущей образовательной и профессиональной траектории с учетом приоритетных и перспективных направлений развития экономики и социальной сферы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, актуализации программ профессиональной ориентации школьников с учетом развития современных производств и внедрения интерактивных технологий в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 29 апреля 2023 года N Пр-872 по итогам пленарного заседания съезда и встречи с членами бюро Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей" 16 марта 2023 года.
Региональным координатором, ответственным за реализацию Комплекса мер, определен Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - региональный координатор, автономный округ).
Региональным оператором, ответственным за методическое, организационное и информационное сопровождение реализации Комплекса мер, определено бюджетное учреждение высшего образования автономного округа "Сургутский государственный университет" (далее - региональный оператор).
Соисполнителями Комплекса мер являются исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, осуществляющие управление в сфере образования (далее также - ОМСУ), общеобразовательные организации (далее также - ОО), профессиональные образовательные организации (далее также - ПОО) и организации высшего образования (далее также - ОВО), осуществляющие деятельность в автономном округе.
Оценку эффективности и результативности реализации Комплекса мер осуществляет Общественный совет при Департаменте образования и науки автономного округа.
Комплекс мер ("дорожная карта") по самоопределению и ранней профессиональной ориентации обучающихся Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2025 года (далее также - Комплекс мер)
N п/п | Наименование мероприятия | Ответственный исполнитель | Срок исполнения | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Направление 1. Создание условий для осознанного выбора дальнейшей траектории обучения выпускниками уровня основного общего образования. Задачи: обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности; выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации; сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью; развитие единой информационной среды профориентации, обеспечивающий педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся; совершенствование организационно-управленческих, информационно-методических и кадровых условий, способствующих самоопределению и самореализации обучающихся с учетом потребностей рынка труда автономного округа | ||||
1.1. | Проведение открытых лекций (очных, онлайн) в целях ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей) с профессиями и специальностями, с направлениями подготовки наиболее востребованными, перспективными и приоритетными для социально-экономического развития автономного округа (согласно карте промышленности Югры) | Региональный координатор, региональный оператор (по согласованию), ОМСУ (по согласованию), ПОО (по согласованию), ОВО (по согласованию), ОО (по согласованию) | до 31 мая 2024 года, до 31 мая 2025 года | Доля от общей численности обучающихся 5 - 9 классов, принявших участие в открытых лекциях (очных, онлайн): 2024 год - не менее 60%, 2025 год - не менее 70% |
1.2. | Информирование участников образовательного процесса об открытых информационных ресурсах, дающих представление о востребованных профессиях, вовлечение в профориентационные проекты: "Билет в будущее" (https://bvbinfo.ru/), Шоу профессий https://шоупрофессий.рф/ | Региональный координатор, региональный оператор (по согласованию), ОМСУ (по согласованию), ПОО (по согласованию), ОВО (по согласованию), ОО (по согласованию) | до 20 декабря 2023 года, до 20 декабря 2024 года, до 20 декабря 2025 года | Количество обучающихся 6 - 11 классов, принявших участие в профессиональных пробах проекта "Билет в будущее": 2023 год - не менее 2600 человек, 2024 год - не менее 3000 человек, 2025 год - не менее 3500 человек. Численность обучающихся 1 - 11 классов, принявших участие в открытых профориентационных онлайн-уроках "Шоу профессий": 2023 год - не менее 69000 человек, 2024 год - не менее 80800 человек, 2025 год - не менее 83000 человек |
1.3. | Вовлечение обучающихся в региональный этап Чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы" в возрастной категории "Юниоры" от 14 лет, Чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" в возрастной категории от 14 лет | Региональный координатор, региональный оператор (по согласованию), ОМСУ (по согласованию), ПОО (по согласованию), ОО (по согласованию) | до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года | Доля от общей численности обучающихся 8 - 11 классов, посетивших площадки регионального этапа Чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы", Чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс": 2023 год - не менее 1,2%, 2024 год - не менее 1,5%, 2025 год - не менее 2%. Количество участников регионального этапа Чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы" в возрастной категории от 14 лет, Чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" в возрастной категории от 14 лет: 2023 год - 105 человек, 2024 год - 115 человек, 2025 год - 130 человек |
1.4. | Проведение профориентационных занятий в детских технопарках "Кванториум", центрах цифрового образования детей "IT-куб", центрах молодежного инновационного творчества, центрах "Точка роста" | Региональный координатор, ОМСУ (по согласованию), ОО (по согласованию) | до 31 мая 2024 года, до 31 мая 2025 года | Доля от общей численности обучающихся 5 - 11 классов, охваченных программами детских технопарков "Кванториум", центров цифрового образования детей "IT-куб", центров молодежного инновационного творчества, центров "Точка роста": 2024 год - не менее 15%, 2025 год - не менее 20% |
1.5. | Проведение региональной информационной кампании "Выбираем профессию" для обучающихся 8 - 10 классов и их родителей (законных представителей) с привлечением представителей образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, представителей предприятий и организаций регионального рынка труда | Региональный координатор, региональный оператор (по согласованию), ОМСУ (по согласованию), ПОО (по согласованию), ОВО (по согласованию), ОО (по согласованию) | до 1 декабря 2023 года, до 1 декабря 2024 года, до 1 декабря 2025 года | Количество обучающихся 8 - 10 классов, принявших участие в региональной информационной кампании "Выбираем профессию": 2023 год - не менее 40%, 2024 год - не менее 50%, 2025 год - не менее 60% |
1.6. | Проведение комплексного тестирования обучающихся 6 - 10 классов общеобразовательных организаций по направлениям: "Способности, навыки, профессиональные роли", "Рекомендуемый профиль обучения", "Уровень развития надпрофессиональных навыков", "Профессиональные роли обучающегося" с последующим участием в профориентационных тренингах "Ретроспектива технологий", "Дизайнер профессий будущего", "Один день в своем будущем", "Профессии будущего" на платформах https://proforientator.ru/about/, https://bvbinfo.ru/ | Региональный координатор, ОМСУ (по согласованию), ОО (по согласованию) | до 1 декабря 2023 года, до 1 декабря 2024 года, до 1 декабря 2025 года | Доля от общей численности обучающихся 6 - 10 классов, прошедших комплексное тестирование: 2023 год - 50%, 2024 год - 60%, 2025 год - 70% |
1.7. | Повышение квалификации классных руководителей, педагогов-психологов, работников центров занятости, иных педагогических работников по программе дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | Региональный координатор, региональный оператор (по согласованию), ОМСУ (по согласованию), ОО (по согласованию) | до 31 мая 2024 года, до 31 мая 2025 года | Количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации: 2024 год - не менее 200 человек, 2025 год - не менее 300 человек |
1.8. | Разработка и реализация курса для обучающихся и их родителей, направленного на знакомство с современным рынком труда, актуальными профессиями, особенностями профессионального выбора на платформе https://surgu.distant.global/ | Региональный координатор, региональный оператор (по согласованию), ОМСУ (по согласованию), ОО (по согласованию) | до 31 мая 2024 года, до 31 мая 2025 года | Количество обучающихся 9 - 11 классов, прошедших курс: 2024 год - не менее 13200 человек, 2025 год - не менее 13500 человек |
1.9. | Проведение профориентационного конкурса "Будущий профессионал" | Региональный координатор, ОМСУ (по согласованию), ОО (по согласованию), ПОО (по согласованию) | до 31 мая 2024 года, до 31 мая 2025 года | Количество обучающихся 9 - 11 классов, принявших участие в профориентационном конкурсе "Будущий профессионал" и защитивших презентации профессий будущего: 2024 год - не менее 13200 человек, 2025 год - не менее 13500 человек |
1.10. | Проведение на площадках образовательных организаций: цикла открытых научно-популярных лекций об актуальных ИТ-специальностях и направлениях работы на базе образовательных организаций; мастер-классов, интерактивных занятий, кружков, круглых столов, практикумов, посвященных различным направлениям ИТ-сферы; углубленных уроков информатики, дополнительных занятий по информатике и смежным дисциплинам; работы по увеличению профильных ИТ-классов; работы по реализации дополнительных общеобразовательных программ; работы по увеличению количества ИТ-кружков; мероприятий по карьерной навигации школьников и студентов | Региональный координатор, ОМСУ (по согласованию), ОО (по согласованию), ООВО (по согласованию), ПОО (по согласованию) | до 25 декабря 2023 года, до 25 декабря 2024 года, до 25 декабря 2025 года | Проведены образовательно-просветительские мероприятия по популяризации ИТ-специальностей в ООВО и ПОО: 2023 год - не менее 10 мероприятий с общим охватом не менее 30% обучающихся 8 - 11 классов, 2024 год - не менее 11 мероприятий с общим охватом не менее 35% обучающихся 8 - 11 классов, 2025 год - не менее 12 мероприятий с общим охватом не менее 40% обучающихся 8 - 11 классов. Увеличение численности выпускников, выбравших информатику в качестве предмета по выбору в ГИА: 2023 год - не менее 1750 человек, 2024 год - не менее 1760 человек, 2025 год - не менее 1770 человек. В общеобразовательных организациях действуют профильные ИТ-классы: 2023 год - не менее 110 классов 2024 год - не менее 115 классов 2025 год - не менее 120 классов |
Направление 2. Повышение эффективности профилизации на уровне среднего общего образования. Задача: построение кластерной модели системы профессиональной ориентации в автономном округе, направленной на реализацию приоритетной задачи практико-ориентированной подготовки кадров | ||||
2.1. | Проведение анкетирования обучающихся 11 классов по вопросам продолжения образования и выбора профессии для формирования профилей обучения с учетом запросов обучающихся и потребностей регионального рынка труда | Региональный координатор, ОМСУ (по согласованию), ОО (по согласованию) | до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года | Доля от общей численности выпускников 11 классов, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации учебные предметы, соответствующие профилю обучения: 2023 год - не менее 75%, 2024 год - не менее 80%, 2025 год - не менее 85% |
2.2. | Вовлечение обучающихся 10 - 11 классов в практико-ориентированные программы профессиональной ориентации (профессиональные пробы, профессиональное обучение, проектные и тематические образовательные смены и др.), которые отражают востребованные в автономном округе профессии | Региональный координатор, региональный оператор (по согласованию), ОМСУ (по согласованию), ОО (по согласованию), ОВО (по согласованию), ПОО (по согласованию) | до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года | Доля от общей численности обучающихся 10 - 11 классов, принявших участие в практико-ориентированных программах: 2023 год - не менее 5%, 2024 год - не менее 10%, 2025 год - не менее 15% |
2.3. | Разработка программ (учебных курсов, программ внеурочной деятельности, дополнительных общеразвивающих программ, практик или др.) по сопровождению профессионального самоопределения, включающих модули по формированию функциональной, технологической, финансовой, экологической грамотности, технопредпринимательству | Региональный координатор, ОМСУ (по согласованию), ОО (по согласованию), ОВО (по согласованию), ПОО (по согласованию) | до 25 августа 2024 года, до 25 августа 2025 года | Доля от общей численности обучающихся 5 - 11 классов, принявших участие в программах: 2024 год - не менее 10%, 2025 год - не менее 15% |
2.4. | Реализация Единой модели профессиональной ориентации - профориентационного минимума (далее - Профминимум) в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы | Региональный координатор, региональный оператор (по согласованию), ОМСУ (по согласованию), ОО (по согласованию) | до 31 мая 2024 года, до 31 мая 2025 года | Доля от общего количества образовательных организаций, реализующих Профминимум на продвинутом уровне: 2024 год - не менее 17%, 2025 год - не менее 50% |
Направление 3. Совершенствование структуры среднего профессионального образования. Задачи: создание условий для профессионального становления; удовлетворение потребности в кадрах на основе рынка труда автономного округа; создание единого информационного портала о региональном рынке труда, атласе перспективных профессий в экономике автономного округа | ||||
3.1. | Включение представителей работодателей в профориентационную работу со школьниками и студентами | Региональный координатор, региональный оператор (по согласованию), ОМСУ (по согласованию) | до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года | Созданы и функционируют межведомственные координационные советы, в состав которых входят представители работодателей, в каждом муниципальном образовании автономного округа. Привлечены работодатели автономного округа для организации экскурсий и мастер-классов для школьников 6 - 11 классов: 2023 год - не менее 9 работодателей, 2024 год - не менее 10 работодателей |
3.2. | Взаимодействие обучающихся общеобразовательных организаций 9 - 11 классов с потенциальными работодателями (предприятиями, учреждениями), образовательными организациями ВО и ПОО, центрами профориентационной работы для знакомства с профессией через прохождение стажировок | Региональный координатор, региональный оператор (по согласованию), ОМСУ (по согласованию), ПОО (по согласованию), ОВО (по согласованию), ОО (по согласованию) | до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года | Доля от общей численности обучающихся 9 классов, охваченных стажировками: 2023 год - не менее 30%, 2024 год - не менее 40%, 2025 год - не менее 50%. Доля обучающихся 10 - 11 классов, охваченных стажировками: 2023 год - не менее 30%, 2024 год - не менее 35%, 2025 год - не менее 45% |
3.3. | Привлечение работодателей в систему среднего профессионального образования посредством создания сети коммуникативных, информационных и стажировочных площадок | Региональный координатор, региональный оператор (по согласованию), ПОО (по согласованию), ОВО (по согласованию), ОМСУ (по согласованию) | до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года | Созданы и функционируют информационные и стажировочные площадки: 2023 - не менее 1, 2024 - не менее 3, 2025 - не менее 5 |
Показатели эффективности реализации Комплекса мер
N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | 2023 год | 2024 год | 2025 год |
1. | Доля обучающихся 5 - 9 классов, принявших участие в открытых лекциях (очных, онлайн), направленных на ознакомление с наиболее востребованными, перспективными и приоритетными для социально-экономического развития автономного округа направлениями подготовки (согласно карте промышленности Югры) | процент | 50 | 60 | 70 |
2. | Доля выпускников начальной школы, у которых представление о профессиях и их значимости по результатам всероссийских проверочных работ сформированы полностью (задание выполнено на максимальный балл) | процент | 55 | 57 | 60 |
3. | Количество обучающиеся 6 - 11 классов, принявших участие в профессиональных пробах проекта "Билет в будущее" | тысяч человек | 2,6 | 3 | 3,5 |
4. | Численность обучающиеся 1 - 11 классов, принявших участие в открытых онлайн-уроках "Шоу профессий", реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "ПроеКТОриЯ" | тысяч человек | 69 | 80,8 | 83 |
5. | Доля обучающихся 8 - 11 классов, посетивших площадки регионального этапа Чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы", Чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" | процент | 1,2 | 1,5 | 2 |
6. | Количество участников регионального этапа Чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы" в возрастной категории "Юниоры" от 14 лет, Чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" в возрастной категории от 14 лет | тысяч человек | 0,105 | 0,115 | 0,130 |
7. | Доля обучающихся 5 - 9 классов, охваченных программами и мероприятиями детских технопарков "Кванториум", центров цифрового образования детей "IT-куб", центров молодежного инновационного творчества, центров "Точка роста" | процент | 10 | 15 | 20 |
8. | Количество обучающихся 8 - 10 классов, принявших участие в региональной информационной кампании "Выбираем профессию" | процент | 40 | 50 | 60 |
9. | Доля обучающихся 6 - 10 классов, прошедших комплексное тестирование | процент | 50 | 60 | 70 |
10. | Доля выпускников 11 классов, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации учебные предметы, соответствующие профилю обучения | процент | 75 | 80 | 85 |
11. | Доля обучающихся 10 - 11 классов, принявших участие в практико-ориентированных программах профессиональной ориентации | процент | 5 | 10 | 15 |
12. | Доля обучающихся 9 классов, охваченных стажировками | процент | 30 | 40 | 50 |
13. | Доля обучающихся 11 классов, охваченных стажировками | процент | 30 | 35 | 45 |
14. | Доля выпускников, поступивших в профессиональные образовательные организации в автономном округе | процент | 45 | 50 | 55 |
15. | Доля выпускников, поступивших в образовательные организации высшего образования в автономном округе | процент | 35 | 40 | 45 |
".
3. Настоящее постановление вступает в силу с даты его подписания.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА