(с изменениями на 17 апреля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 19.10.2023 N 1026-пп, от 17.04.2024 N 344-пп)
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 16 апреля 2020 года N 297-пп "О мероприятиях по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Оренбургской области" Правительство Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемой на территории Оренбургской области, согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике - министра здравоохранения Оренбургской области.
3. Постановление вступает в силу после дня его официального опубликования.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР
Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемой на территории Оренбургской области
(в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 19.10.2023 N 1026-пп, от 17.04.2024 N 344-пп)
1. Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемой на территории Оренбургской области (далее - модель), разработана в целях реализации федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество.
2. В модели используются следующие понятия:
1) долговременный уход - ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни;
2) система долговременного ухода - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии;
3) уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;
4) социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;
5) социальный пакет долговременного ухода - гарантированные перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
6) граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
7) граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.
3. Внедрение системы долговременного ухода осуществляется на основании Федеральных законов от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Оренбургской области.
4. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами, проживающие на территориях Оренбургской области, определенных для создания системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в 2023 и 2024 годах в рамках пилотного проекта согласно приложению N 3 к постановлению Правительства Оренбургской области от 16 апреля 2020 года N 297-пп "О мероприятиях по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Оренбургской области".
(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 17.04.2024 N 344-пп)
Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, лица, указанные в абзацах втором и третьем подпункта "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 года N 232 "О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества.
(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 19.10.2023 N 1026-пп)
5. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, в соответствии со статьями 14, 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ и моделью.
6. Цели внедрения системы долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.
7. Задачи внедрения системы долговременного ухода:
1) совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;
2) совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
4) совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
5) организация оказания содействия гражданам, осуществляющим уход;
(в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 17.04.2024 N 344-пп)
6) создание и развитие инфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций;
7) подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;
8) организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;
9) обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;
10) обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.
8. Участниками системы долговременного ухода являются:
1) уполномоченные органы:
министерство социального развития Оренбургской области;
министерство здравоохранения Оренбургской области;
министерство труда и занятости населения Оренбургской области;
2) уполномоченные организации, расположенные на территории Оренбургской области (далее - уполномоченные организации):
государственные организации (учреждения) социального обслуживания населения Оренбургской области (далее - поставщики социальных услуг);
медицинские организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (далее - медицинские организации);
региональный и территориальные координационные центры, созданные на базе государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения", в отношении которого функции и полномочия учредителя осуществляет министерство социального развития Оренбургской области (далее - региональный и территориальные координационные центры);
3) работники уполномоченных организаций, участвующие в оказании социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода, а также в обеспечении функционирования системы долговременного ухода;
4) граждане, осуществляющие уход;
5) граждане, нуждающиеся в уходе.
9. Деятельность уполномоченных органов и уполномоченных организаций в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия участников системы долговременного ухода основывается на соблюдении законности и основывается на следующих принципах: