(с изменениями на 14 октября 2024 года)
(в ред. Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 27.02.2024 N 460-па, от 09.08.2024 N 2661-па, от 14.10.2024 N 3372-па)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 37 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск", постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2023 N 1178-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ", распоряжением администрации города Южно-Сахалинска от 23.12.2022 N 1049-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы" администрация города Южно-Сахалинска постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие в городском округе "Город Южно-Сахалинск" сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2024 - 2030 годы" (приложение).
2. Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и разместить на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.
4. Контроль исполнения постановления администрации города возложить на директора Департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка аппарата администрации города Южно-Сахалинска (Кузенкова Р.Б.).
Исполняющий обязанности
мэра г. Южно-Сахалинска
Д.Ф.Хайбриев
Утверждена
постановлением
администрации г. Южно-Сахалинска
от 31.07.2023 N 2267-па
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА 2024 - 2030 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Администрации города Южно-Сахалинска от 27.02.2024 N 460-па, от 09.08.2024 N 2661-па, от 14.10.2024 N 3372-па)
Наименование муниципальной программы | "Развитие в городском округе "Город Южно-Сахалинск" сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2024 - 2030 годы" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель программы | Администрация города Южно-Сахалинска в лице Департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка |
Обоснование разработки программы | Государственная программа "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 30.06.2023 N 344; |
(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 27.02.2024 N 460-па) | |
Цель программы | Содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" |
Задачи программы | 1. Создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, уменьшение рисков потери урожая; 2. Поддержка малых форм хозяйствования; 3. Поддержка садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ; 4. Создание условий для расширения рынка сбыта сельскохозяйственной продукции |
Целевые индикаторы и показатели программы | 1. Урожайность картофеля в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах; 2. Урожайность овощей открытого грунта в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах; 3. Удой молока на 1 фуражную корову в год в сельхозпредприятиях; 4. Численность поголовья коров и северных оленей в ЛПХ; 5. Численность поголовья сельскохозяйственных животных в ЛПХ; 6. Количество садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, получивших поддержку; 7. Количество проведенных городских сельскохозяйственных ярмарок |
Этапы и сроки реализации программы | Программа реализуется в 1 этап. 2024 - 2030 годы |
Объемы и источники финансирования | Общий объем средств, направляемых на реализацию программы 126054,2 тыс. руб., в том числе по годам и источникам финансирования: |
Годы | Всего, тыс. руб. | Областной бюджет | Местный бюджет | |
2024 | 11153,9 | 4316,6 | 6837,3 | |
2025 | 16310,1 | 6493,5 | 9816,6 | |
2026 | 13515,0 | 6493,5 | 7021,5 | |
2027 | 20893,8 | 5574,4 | 15319,4 | |
2028 | 21393,8 | 5574,4 | 15819,4 | |
2029 | 21393,8 | 5574,4 | 15819,4 | |
2030 | 21393,8 | 5574,4 | 15819,4 | |
Итого | 126054,2 | 39601,2 | 86453,0 |
Объемы финансирования из бюджета городского округа могут быть скорректированы с учетом обеспеченности бюджета | |
(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 14.10.2024 N 3372-па) | |
Ожидаемые результаты реализации программы | К 2030 году: 1. Увеличение урожайности картофеля в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах с 262,5 ц/га до 285,2 ц/га; 2. Увеличение урожайности овощей открытого грунта в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах с 470,6 ц/га до 489,6 ц/га; 3. Увеличение удоя молока на 1 фуражную корову в год в сельхозпредприятиях с 6537 кг до 6870 кг; 4. Сохранение численности поголовья коров и северных оленей в ЛПХ на уровне 39 голов; 5. Сохранение численности поголовья сельскохозяйственных животных в ЛПХ на уровне 350 условных голов; 6. Оказание финансовой поддержки 5 садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам ежегодно; 7. Организация 15 городских сельскохозяйственных ярмарок ежегодно |
Сельское хозяйство городского округа "Город Южно-Сахалинск" специализируется на производстве картофеля, овощей открытого и защищенного грунта, мяса, молока, яиц.
В настоящее время в городском округе "Город Южно-Сахалинск" функционируют 6 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 24 крестьянских (фермерских) хозяйства (далее - КФХ), 3,4 тысячи семей занимаются личным подсобным хозяйством (далее - ЛПХ).
Современное состояние отрасли позволяет за счет собственного производства удовлетворить потребности населения в картофеле на 94%, яйце - 92%, молоке - 71,9%. Высокий уровень обеспеченности по овощам открытого и защищенного грунта (98%). Потребность в мясе за счет местного производства удовлетворяется на 23%.
По сравнению с 2019 годом в 2021 году увеличилось производство молока на 10,5%, мяса скота и птицы на 43,5%, яиц на 0,7%. Данное увеличение стало возможным за счет финансового оздоровления АО "Совхоз "Южно-Сахалинский", улучшения содержания и рациона кормления животных, а также за счет бройлерного производства и реконструкции птичников в АО "Птицефабрика Островная".
Значительное увеличение производства картофеля почти в 2 раза по сравнению с 2019 годом произошло за счет перераспределения в 2020 году земельных ресурсов АО "Совхоз "Южно-Сахалинский". Посевная площадь картофеля в Южно-Сахалинском отделении совхоза составляет 555 га. Ранее посадку картофеля АО "Совхоз "Южно-Сахалинский" осуществлял в Анивском городском округе.
Производство овощей открытого грунта осталось на уровне 2019 года.
Решение вопроса в обеспечении населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" доступными и качественными продуктами питания видится через развитие фирменной торговой сети и ярмарочной торговли. Ярмарки с участием предприятий сельского хозяйства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, предприятий пищевой, перерабатывающей и рыбной промышленности востребованы населением за счет расширения возможности приобретения свежей качественной продукции местного производства по ценам производителя, без наценки посредника.
Несмотря на достигнутые положительные результаты, потенциал агропромышленного комплекса городского округа "Город Южно-Сахалинск" используется не полностью.
Сельское хозяйство муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" имеет ряд проблем, ограничивающих развитие данной отрасли.
Основные проблемы сельского хозяйства, на решение которых направлены мероприятия программы.
1. Снижение плодородия и деградация земель.
Качественное состояние мелиорируемых земель ежегодно ухудшается, снижается их плодородие. Оборотных средств предприятий не хватает для проведения мероприятий по улучшению плодородия земель. Увеличиваются площади закисленных почв. Более 75% сельхозугодий сегодня относятся к кислым почвам. Из-за кислой реакции почвенной среды сельхозтоваропроизводители не добирают до 30% урожая. Недостаток средств негативно отражается не только на урожайности картофеля и овощей, но и на состоянии кормовой базы, от качества которой, зависит продуктивность животноводства и производство молока.
2. Низкий уровень проведения мероприятий по защите растений.
Сельскохозяйственное производство осложнено многолетней фитосанитарной дестабилизацией сельскохозяйственных угодий, увеличивается численность и вредоносность фитосанитарных объектов, что ведет к снижению урожайности картофеля и овощей и в итоге к уменьшению производства растениеводческой продукции в целом.
Проведение мероприятий по защите растений позволит многократно уменьшить риски потери урожая, что обеспечит стабильность в производстве сельскохозяйственной продукции.
3. Снижение поголовья молочного стада и производства молока в личных подсобных хозяйствах.
Продолжается тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота, и в том числе дойного стада, в личных подсобных хозяйствах. В связи с отводом сельхозугодий под жилищную застройку, недостатком пастбищ и сенокосов, социально-демографическими факторами, население вынуждено отказываться от содержания и разведения в хозяйствах крупного рогатого скота.
4. Недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры.
В связи с тем, что не всегда обеспечивается связь между производителем и потребителем продовольствия, ограничивается возможность сбыта продуктов местными сельскохозяйственными товаропроизводителями по приемлемым ценам, что снижает уровень конкуренции, ведет к завышению цен на продукты питания.
Особенно это касается малых форм хозяйствования: крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, членов садоводческих или огороднических товариществ, желающих реализовать продукцию собственного производства.
В целях создания условий для расширения рынка сбыта сельскохозяйственной продукции местного производства необходимо осуществлять выездную торговлю в села и планировочные районы городского округа "Город Южно-Сахалинск", а также проводить ярмарки, где производители смогут реализовывать, а население приобретать качественную продукцию без посредников по ценам производителя.
Проведение данных мероприятий позволит увеличить объемы продаж местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, что в свою очередь повлечет повышение доходности сельскохозяйственного производства. С другой стороны, у горожан, в том числе проживающих в селах и планировочных районах, появится возможность покупать свежую сельскохозяйственную продукцию по отпускным ценам производителей, без посреднических наценок.
Комплексная оценка социально-экономической ситуации в сельском хозяйстве свидетельствует о том, что сельскохозяйственные товаропроизводители функционируют в сложных экономических условиях, которые определяются дефицитом финансовых ресурсов, недостаточной материально-технической базой, неблагоприятными ценовыми соотношениями на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, недостаточным уровнем инвестиций.
Отличительными особенностями сельскохозяйственного производства Сахалинской области, в том числе и городского округа "Город Южно-Сахалинск", являются:
- значительная его отдаленность от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (удобрения, сельскохозяйственная техника, запчасти и т.д.);