Действующий

Об утверждении государственной программы Костромской области "Развитие транспортной системы Костромской области" (с изменениями на 29 июля 2024 года)



Раздел I. Оценка текущего состояния транспортной системы Костромской области


1. Положение в транспортной системе определяется состоянием двух ее основных подсистем - транспортной и дорожной инфраструктуры. Среди 18 регионов Центрального федерального округа Костромская область одна из самых крупных по протяженности дорожной сети, которая составляет около 13 861,5 тыс. км (включая улично-дорожную сеть). Развитие многих ведущих отраслей экономики Костромской области: лесопромышленного комплекса, ювелирной промышленности, машиностроения, торговли, сельского хозяйства и туризма, ориентированных на обслуживание автотранспортом, во многом зависит от состояния сети автомобильных дорог. Благодаря автотранспорту и дорожной сети промышленность и сельское хозяйство Костромской области получают сырье и заготовки из различных субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, а также отправляют готовую продукцию для реализации в субъектах Российской Федерации и за рубежом.


2. Дорожное хозяйство - крупнейший сегмент общественного достояния России. Без сети автомобильных дорог не могут быть реализованы конституционные права на свободу передвижения граждан, единство экономического пространства, решение социальных задач. Существенно усиливается роль автомобильных дорог с активизацией участия России в глобальном развитии мировой экономики. В последние годы оживление производства и повышение уровня доходов населения привели к резкому увеличению парка автотранспортных средств и объемов перевозок транспортом. Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 3363-р (далее - Транспортная стратегия Российской Федерации), развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечивать потребности в перевозках в соответствии с темпом автомобилизации.


В настоящее время социально-экономическое развитие Костромской области во многом сдерживается из-за отставания в развитии автомобильных магистралей в составе международных транспортных коридоров, неудовлетворительного состояния дорожной сети, высокой степени износа значительной части дорог и искусственных сооружений. Именно поэтому особое значение приобретает осуществление мероприятий, направленных на сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования, улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дорожной сети и повышение безопасности движения, ликвидацию транспортной дискриминации населения Костромской области.


3. В транспортной системе Костромской области огромная роль принадлежит автомобильному транспорту. Его основная задача - перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении. На долю автомобильного транспорта ежегодно приходится более 85 процентов объема перевозок пассажиров.


4. В Костромской области сложились следующие основные проблемы в дорожной отрасли:


1) неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние и высокая степень износа сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального, местного значения и искусственных сооружений на них, отставание в развитии дорожной сети от потребностей экономики и населения Костромской области;


2) прочностные характеристики региональных дорог и мостовых сооружений на них не позволяют осуществлять движение тяжеловесных транспортных средств. Существующая дорожная сеть Костромской области, в основном, формировалась по старым нормативам;


3) значительное количество сельских населенных пунктов не имеет связи с сетью дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, следовательно, население этих населенных пунктов в межсезонье становится отрезанным от автодорог с твердым типом покрытия;


4) недостаточные объемы финансирования дорожного хозяйства Костромской области за счет бюджетных средств.


В Костромской области отмечается недостаточность финансовых ресурсов как для обеспечения нормативного транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети, так и для строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Удельная обеспеченность дорожной сети средствами консолидированного областного бюджета Костромской области существенно меньше по сравнению с другими субъектами Центрального федерального округа Российской Федерации;


5) недостаточное развитие предприятий дорожного хозяйства и обеспечивающих отраслей;


6) недостаток квалифицированных кадров как инженерно-технических, так и рабочих. Средний возраст трудящихся в организациях близок к пенсионному. Отсутствие престижа профессии, низкая заработная плата.


5. В Костромской области сложились следующие основные проблемы в транспортной отрасли:


1) высокий уровень социальной нагрузки (высокая доля граждан, обладающих правом льготного проезда) и низкий платежеспособный спрос на услуги общественного транспорта привели к убыточности пассажирских перевозок.