Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2030 года



Вводная часть. Ключевые положения стратегии


"Стратегия социально-экономического развития Белгородской области до 2030 года" (далее - Стратегия) подготовлена в 2022 году министерством экономического развития и промышленности Белгородской области в рамках деятельности Рабочей группы по стратегическому планированию при Губернаторе Белгородской области <1>.


________________


<1> Состав Рабочей группы включал представителей исполнительных органов области и группы разработчиков, в которую вошли Фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" (г. Санкт-Петербург), Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я.Горина (г. Белгород), Ассоциация по проведению исследований и разработок в области общественных и гуманитарных наук (г. Москва), ООО "Ленгипрогор" (г. Санкт-Петербург), НП "Российская гильдия управляющих и девелоперов" (г. Санкт-Петербург), АНО "Институт реформирования общественных финансов" (г. Москва).


Идеологическую основу документа составляет Концепция "Белгородская область - 2030: образцовый регион России" - публично ориентированный материал. Особенностью процесса формирования Концепции стало прямое участие жителей Белгородской области <2>. Сформулированные в Концепции приоритетные предложения отражены в Стратегии.


________________


<2> Концепция формировалась под эгидой Правительства Белгородской области и лично В.В.Гладкова. В рамках работы было внесено более 11 тыс. предложений от белгородцев, которые нашли свое отражение в формулировании ключевых принципов и приоритетов развития региона. Представлена на форуме "Время новых возможностей" в 2021 году.


В рамках подготовки Стратегии, при сохранении общей преемственности целей регионального развития, задачи подверглись более детальной проработке, были предложены механизмы и решения. Предложения сформированы на базе ситуационного анализа данных, динамики рынков, демографического и макроэкономического прогнозов в контексте страновых тенденций, геоэкономической повестки, федеральных и региональных проектов развития. Решения носят научно обоснованный характер, опираются на теоретическую базу регионального развития, практику других регионов, планы региональных органов власти, инициативы субъектов регионального развития. Приоритетные проекты опираются на ресурсные возможности инициаторов и участников, с учетом складывающихся условий.


Документ подготовлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", методическими рекомендациями по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2017 года N 132 (в редакции от 6 апреля 2021 года). Стратегия подлежит согласованию с федеральными органами власти в установленном законом порядке, на уровне Белгородской области планируется к принятию постановлением Правительства Белгородской области. Мониторинг реализации Стратегии возложен на министерство экономического развития и промышленности Белгородской области.


Время вносит и еще будет вносить коррективы в реализацию намеченного пути развития региона. С момента обнародования Концепции "Белгородская область - 2030" внешние условия регионального развития радикально поменялись. Имея все возможности и мощную ресурсную базу для роста, область столкнулась с непредвиденными ранее обстоятельствами, новыми условиями внешней среды. Ключевыми рисками для Белгородской области рассматриваются: появление террористических угроз, риски устойчивости инфраструктуры в случае провокаций различного рода, риски биологической и техногенной угрозы, риски дестабилизации производственно-технологических цепочек в связи с санкционными ограничениями, риски бюджетной недостаточности в связи с рыночной конъюнктурой. Последствия эскалации рисков напрямую не зависят от действий Правительства Белгородской области, однако планирование действий и расчет последствий позволят сформулировать адаптационные меры, защитить благополучие граждан.


Задача Стратегии - ответить на вызовы, перед которыми стоит Белгородская область и которые не могут быть решены в рамках текущей деятельности, используя имеющиеся инструменты и доступные сегодня ресурсы. Ответ на вызовы, которые сформировались в результате накопления структурных процессов и противоречий в развитии территории, потребует применения новых инструментов, вовлечения новых ресурсов. Ключевыми вызовами для Белгородской области до 2030 года рассматриваются:


- исчерпание потенциала роста сложившейся экономической модели и необходимость перехода к новой структуре экономики, формирования новой специализации в опоре на новые, высокотехнологические отрасли;


- недостаточность социального потенциала - демографического и трудового капитала - для формирования новой экономики; необходимость достижения нового социального баланса, значительного расширения доли молодежи, роста ее участия в процессах регионального развития;


- недостаточно конкурентоспособная для населения и инвестиций нового типа пространственная модель - необходимость формирования нового качества урбанизированной среды, условий для справедливого и сбалансированного муниципального развития, современного в экологическом и технологическом плане инфраструктурного обеспечения; коридора развития в пределах приграничной территории.


Долгосрочные цели развития Белгородской области: