В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия в области лесных отношений по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Предметом федерального государственного лесного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней.
В лесах, расположенных на особо охраняемых территориях федерального значения, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляет Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, федеральный государственный лесной контроль (надзор) осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства и его территориальные органы.
Организация и осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре) утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1098.
Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на плановой и внеплановой основе.
Основными административными нарушениями, выявляемыми на территории Курской области, являются нарушения правил пожарной и санитарной безопасности в лесах.
В целях повышения эффективности федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда предусмотрены мероприятия по переподготовке и повышению квалификации государственных лесных инспекторов, систематической организации производственных совещаний и семинаров по совершенствованию организации федерального государственного лесного контроля (надзора).
Полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13 и 14 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, реализуются через Министерство природных ресурсов Курской области.
Также в структуре САУ КО "Лесопожарный центр" функционирует специализированная диспетчерская служба, которая представляет собой службу по приему, обработке и учету информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах в границах земель лесного фонда на территории Курской области.
Согласно государственной программе Курской области "Развитие лесного хозяйства в Курской области", утвержденной постановлением Администрации Курской области от 27.09.2013 N 682-па, отношение количества случаев с установленными нарушителями лесного законодательства к общему количеству зарегистрированных случаев нарушений лесного законодательства определено следующим образом: в 2012 - 2016 годах - 95%, а отношение суммы возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства к сумме нанесенного ущерба от нарушений лесного законодательства: в 2012 году - 56,1%, в 2013 году - 56,7%, в 2014 году - 57,1%, в 2015 году - 57,6%, в 2016 году - 58,1%.