ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2023 года N 298-п
О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 декабря 2021 года N 633-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие экономического потенциала"
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2023 года N 128 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности и признании утратившими силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 326 и внесенных в него изменений", Законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 августа 2021 года N 289-п "О порядке разработки и реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета при Департаменте экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 14 июня 2023 года N 18), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 декабря 2021 года N 633-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие экономического потенциала" следующие изменения:
1. Подпункт 1.11 пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1.11. Региональную программу снижения доли населения с доходами ниже границы бедности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года (приложение 11).".
2. Приложение 11 изложить в следующей редакции:
"Приложение 11
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 30 декабря 2023 года N 633-п
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ГРАНИЦЫ БЕДНОСТИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (ДАЛЕЕ ТАКЖЕ - РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА)
I. Паспорт региональной программы
Наименование | Региональная программа снижения доли населения с доходами ниже границы бедности <*> в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года |
Срок реализации | 2023 - 2030 годы |
Ответственный исполнитель | Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Соисполнители | Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Департамент молодежной политики, гражданских инициатив и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Департамент физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (по согласованию) Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (по согласованию) Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (по согласованию) Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (по согласованию) |
Цели | Цель 1. Снижение уровня бедности к 2030 году в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года. Цель 2. Обеспечение устойчивого роста доходов населения, уровня пенсионного обеспечения, оплаты труда работников не ниже уровня инфляции |
Задачи | Задача 1. Повышение уровня доходов граждан и превышение темпов их роста, в т.ч. средней заработной платы, над темпом роста инфляции. Задача 2. Развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам. Задача 3. Развитие системы социального контракта |
Ожидаемые результаты | Снижение уровня бедности до 5,5% к 2030 году. Увеличение реальных денежных доходов населения до уровня 102,0% ежегодно. Ежегодное превышение дохода пенсионера над величиной прожиточного минимума пенсионера более чем в 1,5 раза |
________________
* постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 года N 2049 "Об утверждении Правил определения границ бедности в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, используемых в оценках показателя "Уровень бедности" в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, и о внесении изменений в Федеральный план статистических работ"
II. Основные тенденции социально-экономического развития автономного округа
Социально-экономическое положение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ, регион) характеризуется макроэкономическими показателями, указанными в таблице 1.
Таблица 1
Показатели социально-экономического развития
Показатель | Российская Федерация | автономный округ | ||||
2020 | 2021 | 2022 | 2020 | 2021 | 2022 | |
Валовой региональный продукт, млрд руб. в текущих ценах | 107658,1 | 135295,0 | 153435,2 | 3341,8 | 5651,9 | 6367,0 |
Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб. | 735,07 | 927,54 | 1045,81 | 1987,81 | 3334,56 | 3697,14 |
Отгружено товаров, выполнено работ и услуг промышленного производства, млрд руб. | 72350,2 | 94888,2 | 98458,8 | 3480,0 | 5683,6 | 6653,0 |
Индекс физического объема промышленного производства, % | 97,9 | 106,3 | 99,4 | 91,6 | 102,0 | 102,6 |
Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб. | 20393,7 | 23239,5 | 27865,2 | 1006,0 | 1056,9 | 1329,4 |
Индекс физического объема инвестиции в основной капитал, % | 99,9 | 108,6 | 104,6 | 102,6 | 101,0 | 110,3 |
Ввод в действие жилых домов, % | 100,2 | 112,7 | 111,0 | 123,8 | 90,4 | 97,7 |
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. | 36240,0 | 40304,0 | 44937,0 | 54588,0 | 57012,0 | 62796,0 |
Реальные денежные доходы населения, % | 98,6 | 103,9 | 98,5 | 100,1 | 100,6 | 103,1 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата 1 работника, руб. | 51343,9 | 57243,7 | 65338,3 | 79821,5 | 85446,8 | 97562,0 |
Реальная заработная плата, % | 103,8 | 104,5 | 100,3 | 103,5 | 102,3 | 105,2 |
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. | 11381 | 11653 | 13919 | 15952 | 16281 | 18625 |
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, % | 318,4 | 345,9 | 322,8 | 342,2 | 350,2 | 337,2 |
Соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы 1 работника с величиной прожиточного минимума, % | 451,1 | 491,2 | 469,4 | 500,4 | 524,8 | 523,8 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли, % | 96,8 | 107,8 | 93,3 | 96,2 | 107,1 | 94,7 |
Индекс физического объема платных услуг населению, % | 85,2 | 116,7 | 103,2 | 87,1 | 119,2 | 105,0 |
Индекс потребительских цен, на конец периода (к декабрю предшествующего года), % | 104,9 | 108,4 | 111,9 | 103,9 | 105,5 | 107,1 |
Численность населения (среднегодовая), тыс. человек | 146459,8 | 145864,3 | 146713,7 | 1681,2 | 1694,9 | 1722,1 |
Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению (на конец периода), % | 3,7 | 1,0 | 0,8 | 3,01 | 0,49 | 0,38 |
III. Денежные доходы населения
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ (выраженных в денежной форме), полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Денежные доходы населения включают все поступления денежных средств в виде оплаты труда наемных работников, доходов от предпринимательской деятельности, социальных выплат, доходов от собственности и прочие денежные поступления.
Таблица 2
Динамика объема и структура денежных доходов населения автономного округа по источникам поступления
Год | Всего, млрд руб. | Доходы от предпринимательской деятельности | Оплата труда наемных работников | Социальные выплаты | Доходы от собственности | Прочие денежные поступления | |||||
доля, % | млрд руб. | доля, % | млрд руб. | доля, % | млрд руб. | доля, % | млрд руб. | доля, % | млрд руб. | ||
2000 | 109,1 | 4,2 | 4,6 | 66,8 | 72,9 | 5,4 | 5,9 | 10,6 | 11,6 | 13,0 | 14,2 |
2005 | 318,5 | 6,3 | 20,1 | 62,2 | 198,1 | 6,7 | 21,3 | 17,5 | 55,7 | 7,2 | 22,9 |
2010 | 594,3 | 7,5 | 44,6 | 65,7 | 390,5 | 12,3 | 73,1 | 3,6 | 21,4 | 10,9 | 64,8 |
2015 | 898,2 | 4,4 | 39,1 | 74,8 | 671,6 | 15,4 | 138,2 | 4,1 | 36,6 | 1,4 | 12,8 |
2020 | 1101,3 | 3,4 | 37,7 | 72,8 | 801,7 | 19,2 | 211,4 | 3,6 | 39,9 | 1,0 | 10,5 |
2021 | 1159,6 | 3,6 | 42,0 | 73,3 | 850,5 | 18,9 | 219,2 | 3,1 | 36,0 | 1,0 | 11,9 |
2022 <*> | 1297,7 | 3,3 | 43,1 | 74,3 | 964,5 | 18,2 | 236,7 | 2,8 | 36,2 | 1,4 | 17,2 |
________________
* 2022 год - оценка Департамента экономического развития автономного округа на основании предварительных данных Федеральной службы государственной статистики
Заработная плата является одним из основных индикаторов, характеризующих уровень жизни населения и определяющих дифференциацию доходов общества, в регионе играет ключевую роль в формировании доходов населения - более 74% от общего объема денежных доходов населения. В 2022 году заработная плата работников увеличилась во всех наблюдаемых видах экономической деятельности.
В регионе оказываются населению 84 вида социальной поддержки. В 2022 году 476,9 тыс. человек или 27,6% от общей численности населения автономного округа получили более 970 тыс. выплат по мерам социальной поддержки.
Всего малоимущим за счет средств бюджета автономного округа предоставляется 11 видов мер поддержки, в том числе 2 вида государственной социальной помощи.
По итогам 2022 года меры социальной поддержки предоставлены 70252 гражданам из числа малообеспеченных или 4,1% от общей численности населения автономного округа (в 2021 году - 67353 гражданам).
В 2022 году согласно социологическому исследованию Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Экспертно-координационный центр Правительства Югры "Открытый регион" (опрос 1100 жителей автономного округа старше 18 лет, проведенный в августе 2022 года) большая часть респондентов (61,6%) удовлетворена своим материальным положением; 33,4% опрошенных жителей автономного округа заявили о своей неудовлетворенности материальным положением.
Превалирующее большинство семей респондентов не имеют семейного бизнеса и, как следствие, доходов от него. В среднем доля доходов от бизнеса составляет 2% в структуре семейных доходов всех опрошенных респондентов; 66% пользуются услугами кредитования; 72,7% респондентов не имеют возможности откладывать (копить или вкладывать) деньги, не ограничив свои расходы в повседневной жизни.
Наиболее уязвимыми по данным опроса являются семьи с 3 и более детьми, а также пенсионеры.
Повышение цен стало самой упоминаемой респондентами причиной ухудшения материального положения (74%). Респонденты, которые ранее отметили ухудшение своего материального положения, в большинстве своем не имеют права на государственную социальную поддержку (79,3%) и иные меры социальной поддержки (83%).
Информированы о деятельности органов социальной защиты 62,8% опрошенных.
В пятерку часто встречаемых причин бедности, по мнению респондентов, вошли "низкие заработные платы и пенсии" - 53,8%, "высокие цены на продукты и товары первой необходимости" - 52,6%, "лень, неприспособленность к жизни" - 21,2%, "безработица, отсутствие рабочих мест" - 14,9% и "безынициативность" - 10,3%.
Самыми востребованными региональными мерами поддержки населению, которые могли бы способствовать решению проблемы бедности, названы:
сдерживание цен на продукты и товары первой необходимости (16%);
повышение уровня доходов населения, заработных плат в регионе (15,8%);