ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2023 года N 281-п
О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 августа 2021 года N 289-п "О порядке разработки и реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета при Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 29 мая 2023 года N 26), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Внести в таблицу 2 приложения 1 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 октября 2021 года N 469-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальное и демографическое развитие" следующие изменения:
1.1. Строку 1.1 изложить в следующей редакции:
"
1.1 | Региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей" | Назначение и выплата социальных гарантий семьям при рождении и воспитании детей | Региональная программа по повышению рождаемости в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период 2023 - 2025 годов (приложение 21 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 декабря 2021 года N 596-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальное и демографическое развитие" (далее - постановление N 596-п)) |
".
1.2. В графе 4 строки 1.2 слова "приложение 1 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 декабря 2021 года N 596-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальное и демографическое развитие" (далее - постановление N 596-п)" заменить словами "приложение 1 к постановлению N 596-п".
1.3. Графу 4 строки 3.2 после слов "тяжелобольными гражданами")" дополнить словами ", План мероприятий по сокращению (профилактике) очередности пожилых граждан и инвалидов для помещения в стационарные организации социального обслуживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2023 - 2025 годы (приложение 22 к постановлению N 596-п)".
1.4. Строку 5.2 изложить в следующей редакции:
"
5.2. | Основное мероприятие "Оснащение организаций реабилитационным оборудованием, оказание ранней помощи, обучение специалистов, предоставляющих услуги по реабилитации и абилитации детей-инвалидов, оказывающих раннюю помощь" | 1. Определение потребности в реабилитационных и (или) абилитационных услугах и услугах ранней помощи: 1.1. Разработка критериев для определения показаний к реабилитации детей-инвалидов в учреждениях разного уровня (социального обслуживания, медицинских), формирование перечня и содержания реабилитационных и социальных услуг, которые необходимо оказать ребенку-инвалиду на определенном для него этапе реабилитации. 1.2. Организация межведомственного взаимодействия в процессе социальной реабилитации и (или) абилитации детей-инвалидов на уровне каждого муниципального образования автономного округа (участковая социальная служба). 1.3. Выявление медицинскими организациями детей с признаками нарушения здоровья, в том числе психического, с целью оказания ранней помощи и профилактики инвалидности. 1.4. Создание служб ранней помощи на базе медицинских, образовательных организаций и организаций социального обслуживания. 1.5. Информирование медицинскими организациями службы ранней помощи о детях целевой группы. 1.6. Выявление медицинскими организациями женщин с риском рождения ребенка с патологией. 1.7. Выявление и направление ребенка и его семьи в организации, предоставляющие услуги ранней помощи. 1.8. Оценка уровня развития и реабилитационного потенциала детей целевой группы с использованием современного оборудования и эффективных диагностических практик. 1.9. Реализация мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов в целях выбора сферы деятельности (профессии). 2. Формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативно-правовой и методической базы по организации комплексной реабилитации и (или) абилитации детей-инвалидов, а также по организации ранней помощи детям-инвалидам: 2.1. Разработка и внедрение типовых моделей реабилитации или абилитации детей-инвалидов в зависимости от возраста, нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности, предложений по их доработке и апробации. 2.2. Разработка методических рекомендаций по организации социальной реабилитации и абилитации детей-инвалидов в учреждениях социального обслуживания. 2.3. Разработка и внедрение типовых программ физкультурно-спортивной направленности для детей-инвалидов. 2.4. Разработка и внедрение типовых моделей по организации ранней помощи, обеспечивающей преемственность в работе с детьми-инвалидами, и их сопровождение, предложений по их доработке и внедрению. 3. Формирование условий комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, а также ранней помощи: 3.1. Осуществление межведомственного взаимодействия и координации при осуществлении комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов, ранней помощи. 3.2. Оснащение организаций, в том числе многопрофильных реабилитационных центров, включенных в реестр реабилитационных организаций, осуществляющих мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации и (или) абилитации ребенка-инвалида, современным реабилитационным оборудованием с учетом уровня структурно-функциональной модели организации. 3.3. Организация основных направлений реабилитации и (или) абилитации детей-инвалидов, включая социокультурную реабилитацию и (или) абилитацию. 3.4. Внедрение услуг ранней помощи и сопровождения в систему комплексной реабилитации и (или) абилитации детей-инвалидов. 3.5. Распространение среди населения информационных материалов об оказании ранней помощи и раннем выявлении признаков нарушения функций организма, в том числе психических. 3.6. Обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) специалистов по медицинской и социальной реабилитации, в том числе оказанию ранней помощи детям-инвалидам и их семьям. 3.7. Обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) специалистов, обеспечивающих социокультурную реабилитацию и (или) абилитацию детей-инвалидов. 3.8. Обучение специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди детей-инвалидов. 3.9. Обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) специалистов организаций, реализующих адаптированные образовательные программы в части реализации социально-бытовой адаптации детей-инвалидов. 4. Поддержка жизненного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, в том числе с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями: 4.1. Обучение членов семей с детьми-инвалидами и детьми, имеющими особенности развития, навыкам ухода и реабилитации в домашних условиях, подбору и использованию технических средств реабилитации, в том числе с применением технологий "Школа эффективного родителя", "Школа для обучения родителей навыкам ухода и реабилитации в домашних условиях за детьми с инвалидностью, а также с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями". 4.2. Развитие комплекса реабилитационных мероприятий в домашних условиях с применением технологий "Домашний микрореабилитационный центр", "Телереабилитация". 4.3. Оказание помощи в организации общения родителей и детей, имеющих нарушения слуха, зрения, расстройства аутистического спектра, в том числе путем обучения невербальным средствам общения и внедрения технологии "Семейный абонемент". 4.4. Разработка сборника методических материалов о лучших муниципальных практиках и эффективных технологиях по поддержке семей, воспитывающих детей с инвалидностью и (или) с ментальными нарушениями, и размещение на официальных сайтах организаций, оказывающих реабилитационные услуги. 5. Формирование условий развития сопровождаемого проживания детей-инвалидов: 5.1. Внедрение услуги "Тренировочная квартира" в комплексную систему комплексной реабилитации и (или) абилитации детей-инвалидов. 5.2. Проведение мониторинга материально-технической базы учреждений сферы социального обеспечения, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, задействованных в системе социально-реабилитационной работы с семьями, воспитывающими детей с ментальной инвалидностью, с целью развития механизмов государственно-частного партнерства при организации реабилитационной работы и анализа применения практики государственно-частного партнерства | План мероприятий ("дорожная карта") по развитию ранней помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2025 года (приложение 23 к постановлению N 596-п) |
".
2. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 декабря 2021 года N 596-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социальное и демографическое развитие" следующие изменения:
2.1. Пункт 1 после подпункта 1.20 дополнить подпунктами 1.21 - 1.23 следующего содержания:
"1.21. Региональную программу по повышению рождаемости в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период 2023 - 2025 годов (приложение 21).
1.22. План мероприятий по сокращению (профилактике) очередности пожилых граждан и инвалидов для помещения в стационарные организации социального обслуживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2023 - 2025 годы (приложение 22).
1.23. План мероприятий ("дорожную карту") по развитию ранней помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2025 года (приложение 23).".
2.2. Таблицу "Мониторинг выполнения плана мероприятий ("дорожной карты") повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в автономном округе за _______ год*" приложения 12 после строки 45 дополнить строкой 46 следующего содержания:
"
46 | Количество объектов, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения в сфере бытового обслуживания, от общего количества таких объектов | единиц/единиц | органы местного самоуправления |
".
2.3. После приложения 20 дополнить приложениями 21 - 23 следующего содержания:
"Приложение 21
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 27 декабря 2021 года N 596-п
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПОВЫШЕНИЮ РОЖДАЕМОСТИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД 2023 - 2025 ГОДОВ (ДАЛЕЕ - РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Региональная программа подготовлена с целью выработки мер по повышению рождаемости, включает в себя оценку демографического потенциала Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ, регион), анализ действующих мер повышения рождаемости, целевые значения общего числа рождений на период 2023 - 2025 годов и на перспективу до 2030 года, план мероприятий по повышению рождаемости в автономном округе.
1.2. Срок реализации региональной программы: 2023 - 2025 годы.
1.3. Ответственные исполнители региональной программы:
Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Департамент физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Департамент молодежной политики, гражданских инициатив и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (по согласованию) (далее также - органы местного самоуправления);
медицинские организации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (по согласованию);
социально ориентированные некоммерческие организации (по согласованию).
1.4. Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа осуществляет координацию и контроль реализации региональной программы.
Раздел II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Целью региональной программы является выработка эффективных мер, влияющих на репродуктивное поведение населения и общее число рождений.
2.2. Задачи региональной программы:
укрепление репродуктивного здоровья и сокращение числа абортов;
поддержка молодых студенческих семей, многодетных семей с детьми;
содействие улучшению жилищных условий семей с детьми;
создание условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей;
содействие занятости родителей, имеющих несовершеннолетних детей;
реализация мероприятий, направленных на популяризацию и укрепление традиционных семейных ценностей, профилактику разводов, ценностной основы повышения рождаемости.
Раздел III. ЦЕЛЕВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОЖДАЕМОСТИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
3.1. Целевые значения показателей рождаемости в автономном округе указаны в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год |
Общее число рождений | 18211 | 17767 | 18259 | 18163 | 18147 | 18200 | 18275 | 18390 |
Раздел IV. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЗА ПЕРИОД С 1 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА ПО 1 ЯНВАРЯ 2022 ГОДА
4.1. Анализ и оценка демографического потенциала автономного округа осуществлены с учетом Методических рекомендаций по оценке демографического потенциала субъекта Российской Федерации и разработке региональных программ по повышению рождаемости, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2023 года N 436.
4.2. Численность, структура, движение населения автономного округа.
Численность населения автономного округа за указанный период увеличилась на 56 162 человека или на 3,4% (таблица 2).
Таблица 2
Численность населения автономного округа