(с изменениями на 26 июля 2024 года)
(в ред. Распоряжений Правительства Иркутской области от 04.09.2023 N 575-рп, от 18.12.2023 N 841-рп, от 26.07.2024 N 396-рп)
В целях обеспечения согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования на всех уровнях государственного управления, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года N 3268-р, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 67 Устава Иркутской области:
1. Утвердить стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (прилагается).
2. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).
Председатель Правительства
Иркутской области
К.Б.ЗАЙЦЕВ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ПРОГНОЗОМ ДО 2035 ГОДА
(в ред. Распоряжений Правительства Иркутской области от 04.09.2023 N 575-рп, от 18.12.2023 N 841-рп, от 26.07.2024 N 396-рп)
Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (далее - Стратегия) разработана в целях определения приоритетов, целей и задач строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области и является основным документом стратегического планирования, разрабатываемым в рамках целеполагания на уровне субъекта Российской Федерации.
Стратегия разработана в согласовании с основными существующими в настоящее время документами стратегического планирования, принятыми на федеральном и региональном уровнях. Основными документами, которые учитывались при разработке настоящей Стратегии, являются:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года N 3268-р;
иные документы стратегического планирования.
Основной целью Стратегии является обеспечение достижения к 2030 году национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", в том числе национальных целей "комфортная и безопасная среда для жизни" и "цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы".
(в ред. Распоряжения Правительства Иркутской области от 26.07.2024 N 396-рп)
Задачами для достижения указанной цели являются:
создание условий для преодоления последствий кризисных явлений за счет строительной отрасли как основы для восстановления экономики;
повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды;
формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
повышение энергоэффективности строящихся и существующих объектов капитального строительства и коммунальных систем;
вовлечение в хозяйственный оборот ранее не задействованных для строительства земельных участков, повышение эффективности использования земельных участков, предназначенных для строительства;
минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду.
Стратегическое развитие строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства базируется на реализации наиболее эффективных мер и инструментов, а также на ресурсном обеспечении реализации Стратегии, предусмотренном главой 14 Стратегии. Стратегией также предусмотрена взаимосвязь мероприятий национального проекта "Жилье и городская среда" с мероприятиями других национальных проектов, в том числе в случае принятия решений о продлении сроков реализации соответствующих национальных проектов.
За счет новых подходов к градостроительной политике Стратегией формулируются задачи для смежных отраслей, прежде всего промышленности, энергетики и транспорта. Это стало возможным за счет определения в Стратегии приоритетов развития для городских агломераций и опорных населенных пунктов, систематизации пространственных данных, а также упрощения правил стратегического планирования и их синхронизации с порядками и сроками принятия градостроительных решений на местах.
Формирование новых жилищных возможностей для граждан позволяет определить основные стратегические приоритеты жилищной политики, создать условия для комплексного обновления населенных пунктов и повышения качества жизни граждан. Жилищное строительство и обновление городов с учетом социальных и экономических эффектов являются ключевыми элементами Стратегии, которые формируют задачи по развитию строительной отрасли и ее ресурсному обеспечению.
Новый ритм строительству должны придать три направления его трансформации - административная, цифровая и профессиональная. Ключевыми задачами этих направлений являются:
сокращение продолжительности инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30 процентов;
обеспечение максимальной прозрачности его процедур за счет их цифровизации;
установление целевых ориентиров для совершенствования правил допуска на рынок строительных услуг новых организаций;
привлечение необходимых для выполнения поставленных задач строительных ресурсов и повышение производительности труда.
В целях развития и модернизации коммунальной инфраструктуры Стратегией предусмотрена реализация долгосрочной комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры, благодаря которой отрасль жилищного хозяйства сможет выдержать нагрузку в связи с увеличивающимися темпами строительства, а также повысится качество предоставляемых гражданам коммунальных услуг. Необходимы кардинальные решения, направленные на повышение энергетической эффективности систем инженерно-технического обеспечения путем поэтапного снижения их износа, уменьшения потерь в сетях инженерно-технического обеспечения и аварийности этих систем.
В совокупности весь комплекс мероприятий Стратегии, направленный на повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды, формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечит рост инвестиций и увеличение вклада отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства в валовой внутренний продукт.
Реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа:
первый - с 2023 года по 2025 год;
второй - с 2026 года по 2030 год с ориентиром на достижение прогнозных значений показателей 2035 года.
В качестве базового периода определен 2022 год.
Основные понятия, используемые в Стратегии, означают следующее:
"2 СТУ = норма" - механизм ускоренной актуализации сводов правил, утверждаемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, для внедрения в практику проектирования повторяющихся (2 и более раза) нормативных технических требований, установленных в согласованных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации специальных технических условиях (процедура ускоренной актуализации свода правил сохраняет в своем составе наличие публичного обсуждения и экспертизы);
"аддитивные технологии в строительстве" - технологии создания объектов капитального строительства путем их послойного наращивания и синтеза с помощью электронных геометрических моделей (3D-печать);
"ветхое жилье" - вид жилого дома, техническое состояние основных конструктивных элементов которого в результате высокого физического износа (70 процентов и более) перестает удовлетворять заданным эксплуатационным характеристикам и требованиям;
"городская агломерация" - совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения более 250 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми и социальными, связями;
"здоровые улицы" - это подход, который позволяет принимать взвешенные решения в транспортной и градостроительной политике с учетом приоритетов в области здравоохранения граждан;
"зеленое строительство" - вид строительства и эксплуатации зданий с минимальным воздействием на окружающую среду, в том числе в целях снижения уровня потребления энергетических и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла объекта капитального строительства;
"зеленые здания" - здания, возведенные при помощи технологий, обеспечивающих экологичность и безопасность;
"зеленые решения" - инновационные и экологичные ресурсы и материалы, которые имеют новые и улучшенные технологические характеристики, направленные на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, и их использование существенно отличается от имеющихся альтернативных решений;
"институт технического нормирования в строительстве" - центр компетенций в области технического регулирования в строительстве, организация, выполняющая работы по реализации программы национальной стандартизации в области строительства, разработке сводов правил в области строительства, проведению экспертизы документов по стандартизации в области строительства, информационному обеспечению национальной системы нормирования в строительстве, формированию и ведению реестра документов, содержащих требования, подлежащие применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
"институт экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" - один из механизмов обеспечения безопасности объектов капитального строительства посредством оценки соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, а также проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства;
"креативная экономика" - экономика, которая включает продукты и услуги со значительными креативными и инновационными компонентами, которая помимо отраслей культуры включает сферы информационно-коммуникационных технологий, компьютерных игр, моды, искусства, дизайна, видео, фотографии, кино, архитектуры и др.;
"новая программа расселения" - программа расселения аварийного жилья, признанного таковым в период с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года;
"опорный населенный пункт" - населенный пункт, расположенный вне границ городских агломераций, на базе которого обеспечивается ускоренное развитие социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, обеспечивающих реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территорий одного или нескольких муниципальных образований;
"параметрический метод нормирования" - метод установления нормативных требований, при котором установление обязательных требований применяется только к эксплуатационным (функциональным) характеристикам объекта технического регулирования, в том числе к количественным параметрам, вне зависимости от его конструкции и исполнения. При этом способы достижения этих требований устанавливаются на добровольной основе с возможностью применения иных способов (подходов) на альтернативной основе;