____________________________________________________________________
Снято с контроля на основании
распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия)
от 22 апреля 2024 года N 480-р
____________________________________________________________________
В соответствии с требованиями федеральных законов от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 14 июля 2022 г. N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи", в целях создания единой воспитательной среды в общеобразовательных организациях, организации системного взаимодействия органов ученического самоуправления Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить:
1) модель ступенчатой системы организации школьного ученического самоуправления в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
2) методические рекомендации по внедрению модели ступенчатой системы организации школьного ученического самоуправления в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
2. Рекомендовать общеобразовательным организациям Республики Саха (Якутия) до 1 сентября 2023 года внести изменения в деятельность школьного ученического самоуправления в соответствии с методическими рекомендациями, указанными в подпункте 2 пункта 1 настоящего постановления.
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Местникова С.В.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 16 мая 2023 г. N 216
МОДЕЛЬ СТУПЕНЧАТОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Школьное ученическое самоуправление (далее - ШУС) - формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники, родители (законные представители) реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательной организации и местного сообщества.
Целью создания модели ступенчатой системы организации ШУС является обеспечение необходимых организационных, кадровых, информационных и других условий для совершенствования работы органов ученического самоуправления.
Модель ступенчатой системы организации ШУС включает:
совет ШУС;
активы классных коллективов;
звенья.
Совет ШУС состоит из председателя ШУС, членов совета, которые возглавляют направления деятельности ШУС.
Актив класса состоит из старосты и звеньевых.
Классный коллектив состоит из звеньев, микрогрупп в количестве от пяти до десяти обучающихся в зависимости от количества обучающихся в классе.
Староста класса входит в состав совета ШУС.
Руководителями микрогрупп являются звеньевые.
К классным коллективам с 1 по 8 классы назначаются вожатые из числа активистов российского движения детей и молодежи "Движение первых". Функция вожатых - работа на командообразование и вовлечение детей в члены российского движения детей и молодежи "Движение первых", помощь классному руководителю, советнику директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями при формировании воспитательного пространства на уровне детского коллектива.
Логотип ШУС в Республике Саха (Якутия) размещается в центрах детских инициатив, создаваемых в школах, или при входе в образовательную организацию.
Председатель ШУС, члены совета ШУС, старосты классов, звеньевые имеют опознавательные знаки в виде нагрудных значков.
Для образовательной организации с численностью обучающихся более 500 человек совет ШУС может состоять из 12 центров по направлениям, которые возглавляет председатель ШУС и координирует педагог-предметник, связанный с определенным направлением. Центры делятся на дополнительные секторы по профилю, общей координацией центра или клуба занимается лидер данного направления.
Для образовательной организации с численностью обучающихся от 120 до 500 человек для работы совета ШУС создаются объединения по каждому из 12 направлений деятельности без дробления на конкретный профиль. Лидеры направлений входят в состав совета ШУС и принимают участие в руководстве данной структурой.
Для образовательной организации с численностью обучающихся менее 120 человек формируется единый актив ШУС, в котором определяются ответственные по каждому направлению.
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 16 мая 2023 г. N 216
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ МОДЕЛИ СТУПЕНЧАТОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Данные методические рекомендации определяет цели и организационные основы модели ступенчатой системы организации школьного ученического самоуправления (далее - ШУС).
1.1. ШУС - формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов, преследующее следующие цели:
1) содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи;
2) содействие воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей и молодежи;
3) создание равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи;
4) подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями, иные общественно полезные цели.
1.2. Учредительным документом ШУС является его устав. В порядке, предусмотренном уставом ШУС, могут быть приняты внутренние документы ШУС, обязательные для всех участников ШУС. Устав и внутренние документы ШУС должны соответствовать требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2.1. Организация ШУС должна соответствовать главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его прав на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.
2.2. Организация ШУС должна опираться на следующие принципы:
1) ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей);
2) деятельностная основа, позволяющая направлять подрастающее поколение на социально полезные дела;
3) тесное взаимодействие с органами местного самоуправления.
3.1. Цели ШУС - становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива, реализация интересов и потребностей обучающихся, приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы.
3.2. Задачи ШУС:
1) реализация права обучающихся на участие в процессе управления общеобразовательной организацией;
2) приобретение детьми знаний, умений и навыков управленческой деятельности;
3) создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;
4) включение обучающихся в коллективные творческие дела;
5) развитие творчества, инициативы, организаторских способностей, формирование активной преобразующей гражданской позиции обучающихся;
6) воспитание сознательной дисциплины, создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.
4.1. Основная деятельность ШУС включает:
1) участие в реализации программы воспитательной работы образовательной организации;