ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 мая 2023 года N 206-пп


Об утверждении государственной программы Еврейской автономной области "Оказание содействия добровольному переселению в Еврейскую автономную область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2023 - 2027 годы"

(с изменениями на 14 декабря 2023 года)

(в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 16.06.2023 N 264-пп, от 17.11.2023 N 473-пп, от 14.12.2023 N 552-пп)




В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.09.2012 N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.12.2022 N 3748-р правительство Еврейской автономной области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Еврейской автономной области "Оказание содействия добровольному переселению в Еврейскую автономную область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2023 - 2027 годы".


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.



Вице-губернатор области - первый заместитель
председателя правительства области
Д.Ф.БРАТЫНЕНКО



УТВЕРЖДЕНА
постановлением правительства
Еврейской автономной области
от 04.05.2023 N 206-пп



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В ЕВРЕЙСКУЮ АВТОНОМНУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, НА 2023 - 2027 ГОДЫ"

(в ред. постановлений правительства Еврейской автономной области от 16.06.2023 N 264-пп, от 17.11.2023 N 473-пп, от 14.12.2023 N 552-пп)




I. Паспорт государственной программы Еврейской автономной области "Оказание содействия добровольному переселению в Еврейскую автономную область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2023 - 2027 годы"

Дата согласования проекта государственной программы Еврейской автономной области "Оказание содействия добровольному переселению в Еврейскую автономную область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2023 - 2027 годы" (далее - Программа) Правительством Российской Федерации

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2022 г. N 3748-р

Уполномоченный орган исполнительной власти Еврейской автономной области, ответственный за реализацию Программы

Департамент по труду и занятости населения правительства Еврейской автономной области (далее - уполномоченный орган)

Цели Программы

1. Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 (далее - Государственная программа), на территории Еврейской автономной области.

2. Обеспечение социально-экономического развития Еврейской автономной области

Задачи Программы

1. Создание социально-экономических и информационных условий для адаптации и интеграции участников Государственной программы и членов их семей в принимающее сообщество, оказание им мер социальной поддержки, в том числе содействие в жилищном обустройстве, с целью содействия их добровольному переселению и закреплению на территории Еврейской автономной области.

2. Сокращение дефицита квалифицированных кадров

Исполнители основных мероприятий Программы

Уполномоченный орган, департамент социальной защиты правительства Еврейской автономной области, департамент образования Еврейской автономной области, департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области

Этапы и сроки реализации Программы

2023 - 2027 годы (этапы не выделяются)

Объемы и источники финансирования Программы

Программа финансируется за счет средств федерального и областного бюджетов.

Прогнозируемый объем финансирования Программы на 2023 - 2027 годы за счет областного бюджета составляет 156,00 тыс. руб., в том числе по годам:

2023 год - 38,00 тыс. руб.;

2024 год - 38,00 тыс. руб.;

2025 год - 42,00 тыс. руб.;

2026 год - 38,00 тыс. руб.;

2027 год - 0,00 тыс. руб.

В соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Еврейской автономной области на реализацию мероприятий, предусмотренных региональной программой переселения, включенной в Государственную программу, общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Еврейской автономной области, составляет не более 1378,30 тыс. руб., в том числе по годам:

в 2023 году - 342,00 тыс. руб.;

в 2024 году - 307,80 тыс. руб.;

в 2025 году - 357,20 тыс. руб.;

в 2026 году - 371,30 тыс. руб.;

в 2027 году - 0,00 тыс. руб.

(в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 17.11.2023 N 473-пп)

Основные показатели эффективности Программы

1. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Еврейскую автономную область и поставленных на учет в УМВД России по Еврейской автономной области, человек.

2. Доля участников Государственной программы и членов их семей, которым оказано содействие в трудоустройстве, от общего числа обратившихся в уполномоченный орган участников Государственной программы и членов их семей трудоспособного возраста, %.

3. Количество презентаций Программы в государствах постоянного проживания соотечественников, проведенных уполномоченным органом, в том числе с использованием технических каналов связи, единиц.

4. Доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших помощь во временном жилищном обустройстве, от общего числа обратившихся в уполномоченный орган участников Государственной программы и членов их семей за указанной помощью, %.

5. Доля участников Государственной программы и членов их семей, охваченных мероприятиями, направленными на социальную, культурную адаптацию и интеграцию в принимающее сообщество, от общего числа обратившихся в уполномоченный орган участников Государственной программы и членов их семей за данной поддержкой, %.

6. Доля участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Еврейскую автономную область и поставленных на учет в УМВД России по Еврейской автономной области, %.

7. Доля участников Государственной программы и членов их семей, прошедших профессиональное обучение, получивших дополнительное профессиональное образование в образовательных организациях на территории Еврейской автономной области, от общего числа обратившихся в уполномоченный орган участников Государственной программы и членов их семей, %

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит обеспечить:

1. Создание социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников на постоянное место жительства в Еврейскую автономную область, адаптации и интеграции участников Государственной программы и членов их семей в принимающее сообщество, оказание им мер социальной поддержки, содействие в жилищном обустройстве:

1.1. Переселение на территорию Еврейской автономной области 270 соотечественников (из них 130 участников Государственной программы и 140 членов их семей) с разбивкой по годам:

2023 год - 25 участников Государственной программы и 25 членов их семей;

2024 год - 25 участников Государственной программы и 25 членов их семей;

2025 год - 25 участников Государственной программы и 30 членов их семей;

2026 год - 25 участников Государственной программы и 30 членов их семей;

2027 год - 30 участников Государственной программы и 30 членов их семей.

1.2. Доля участников Государственной программы и членов их семей, которым оказано содействие в трудоустройстве, от общего числа обратившихся в уполномоченный орган участников Государственной программы и членов их семей трудоспособного возраста составит не менее 80%:

в 2023 году - не менее 80%;

в 2024 году - не менее 80%;

в 2025 году - не менее 80%;

в 2026 году - не менее 80%;

в 2027 году - не менее 80%.

1.3. Проведение 10 презентаций Программы в государствах постоянного проживания соотечественников, в том числе с использованием технических каналов связи, с разбивкой по годам:

2023 год - 2 презентации;

2024 год - 2 презентации;

2025 год - 2 презентации;

2026 год - 2 презентации;

2027 год - 2 презентации.

1.4. Доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших помощь во временном жилищном обустройстве, от общего числа обратившихся в уполномоченный орган участников Государственной программы и членов их семей за указанной помощью составит не менее 10%:

в 2023 году - не менее 10%;

в 2024 году - не менее 10%;

в 2025 году - не менее 10%;

в 2026 году - не менее 10%;

в 2027 году - не менее 10%.

1.5. Доля участников Государственной программы и членов их семей, охваченных мероприятиями, направленными на социальную, культурную адаптацию и интеграцию в принимающее сообщество, от общего числа обратившихся в уполномоченный орган участников Государственной программы и членов их семей за данной поддержкой составит не менее 70%:

в 2023 году - не менее 70%;

в 2024 году - не менее 70%;

в 2025 году - не менее 70%;

в 2026 году - не менее 70%;

в 2027 году - не менее 70%.

2. Содействие обеспечению потребности экономики Еврейской автономной области в квалифицированных кадрах:

2.1. Доля участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Еврейскую автономную область и поставленных на учет в УМВД России по Еврейской автономной области, составит не менее 40%:

в 2023 году - не менее 40%;

в 2024 году - не менее 40%;

в 2025 году - не менее 40%;

в 2026 году - не менее 40%;

в 2027 году - не менее 40%.

2.2. Доля участников Государственной программы и членов их семей, прошедших профессиональное обучение, получивших дополнительное профессиональное образование в образовательных организациях, расположенных на территории Еврейской автономной области, от общего числа обратившихся в уполномоченный орган участников Государственной программы и членов их семей составит 100%:

в 2023 году - 100%;

в 2024 году - 100%;

в 2025 году - 100%;

в 2026 году - 100%;

в 2027 году - 100%



II. Общая характеристика сферы реализации Программы


На 1 января 2022 года численность постоянного населения Еврейской автономной области (далее - область) составила 153,8 тыс. человек (на 1 января 2021 года - 156,5 тыс. человек, а на 1 января 2020 года - 158,3 тыс. человек). За истекшие 3 года вследствие естественной убыли численность населения уменьшилась на 2,7 тыс. человек, вследствие миграционной убыли - на 3,2 тыс. человек.


С учетом указанных факторов в период с 2019 года по 2021 год численность рабочей силы (экономически активного населения) снизилась с 77,5 тыс. человек до 77,0 тыс. человек. Количество занятых экономической деятельностью в отчетном периоде в среднем составило 72,7 тыс. человек. Количество безработных (по методологии МОТ) также снизилось до 4,3 тыс. человек.


Отрицательное сальдо миграции в основном сложилось в результате перемещения населения в другие регионы России. При этом наиболее значительный отток населения наблюдался в Хабаровский край и Краснодарский край.


В целях улучшения демографической ситуации в регионе осуществляется выполнение Плана мероприятий Еврейской автономной области по реализации Концепции демографической политики Дальнего Востока, утвержденного распоряжением правительства Еврейской автономной области от 12.07.2019 N 248-рп "Об утверждении Плана мероприятий Еврейской автономной области по реализации Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года", который предусматривает мероприятия по формированию здорового образа жизни, меры по содействию занятости женщин, имеющих детей, профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, сокращению рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, государственной поддержке семей, имеющих детей, повышению миграционной привлекательности области.


На территории области приняты такие законы, как:


- закон области от 27.06.2012 N 96-ОЗ "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим троих и более детей, земельных участков на территории Еврейской автономной области";


- закон области от 29.06.2011 N 965-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей". Данный закон предусматривает дополнительную меру социальной поддержки многодетных семей в виде областного материнского (семейного) капитала в размере 120 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.


На рынке труда области реализуется комплекс мероприятий по обеспечению социальной стабильности, повышению занятости населения и защите от безработицы.


В течение 2021 года в областные государственные казенные учреждения центры занятости населения за предоставлением государственных услуг в поиске подходящей работы обратился 7241 гражданин, что составляет 81,8 процента к аналогичному периоду прошлого года. Признано безработными 4444 человека, что составляет 63,5 процента к аналогичному периоду прошлого года. Среднегодовая численность безработных в 2021 году составила 1677 человек, в 2020 году - 2596 человек.


В 2021 году в службу занятости населения области заявлено 13,6 тыс. вакансий, что составляет 111,7 процента к 2020 году. По состоянию на 1 января 2022 года число свободных рабочих мест (вакантных должностей) составило 9,6 тыс. единиц.


На 1 января 2022 года на учете в органах службы занятости области состояло 1227 безработных граждан, из них 992 человека в возрасте 30 - 49 лет, молодежь в возрасте 16 - 29 лет - 235 человек.


Для укрепления стабильного состояния рынка труда в области реализуется государственная программа области "Содействие занятости населения и обеспечение безопасности труда" на 2020 - 2025 годы, утвержденная постановлением правительства области от 29.10.2019 N 381-пп.


Наиболее востребованы профессии квалифицированных рабочих: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, водитель автомобиля, монтер путей, машинист (бульдозера, экскаватора, трелевочной машины, компрессорных установок и др.), электрогазосварщик. Работодателям в качестве квалифицированных рабочих требуются готовые профессионалы - преимущественно трудоспособные мужчины среднего возраста, имеющие опыт работы.


Среди должностей специалистов и служащих наиболее востребованы специалисты в области здравоохранения (медицинские сестры), инженеры (технологи, электрики, программисты, проектировщики, мастера, техники по бурению), средний персонал в сфере финансовой и торговой деятельности (бухгалтер, кассир, экономист) и другие.


Указанные выше особенности рынка труда области приводят к тому, что значительная часть вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения, не заполняется местными трудовыми ресурсами. Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в центре занятости населения, на одну заявленную вакансию составляет 0,2 человека.


Возможности привлечения на территорию области трудовых ресурсов из других регионов Российской Федерации на сегодняшний день ограничены в силу низкой мобильности населения, географической отдаленности региона и демографических проблем в других регионах России.


Для дальнейшего подъема экономики, повышения инвестиционной привлекательности, развития малого и среднего предпринимательства и сельскохозяйственного производства область нуждается как в квалифицированных специалистах, так и в квалифицированных рабочих.


Кроме того, нехватка трудовых ресурсов в среднесрочной перспективе будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации на территории области инвестиционных проектов.


Потребность вновь создаваемых предприятий в квалифицированных специалистах и рабочих лишь частично можно восполнить за счет привлечения местных трудовых ресурсов и организации профессионального обучения. Поэтому потребность в кадрах планируется обеспечивать за счет привлечения квалифицированных специалистов и рабочих - соотечественников, проживающих за рубежом.


Реализация Программы будет способствовать обеспечению экономики области квалифицированными кадрами, успешной реализации намеченных на среднесрочную перспективу планов инвестиционной деятельности, а также дальнейшему стабильному социально-экономическому развитию и демографической стабилизации.


В агропромышленном комплексе области (далее - АПК) в 2021 году насчитывались 41 сельскохозяйственная организация, 178 крестьянских (фермерских) хозяйств, 23,7 тыс. личных подсобных хозяйств.


Площадь земель сельскохозяйственного назначения области составляет 501,4 тыс. га. В составе земель сельскохозяйственного назначения присутствуют сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. Площадь сельскохозяйственных угодий в данной категории земель составляет 251,2 тыс. га, в том числе 147,9 тыс. га пашни, 65,2 тыс. га сенокосов, 41,6 тыс. га пастбищ, 2,5 тыс. га многолетних насаждений.


Приоритетными и наиболее перспективными, по оценке специалистов, являются следующие направления сельскохозяйственного производства: производство соевых бобов; животноводство (развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, поддержка начинающих фермеров).


Для реализации поставленных задач необходимо привлечение дополнительных трудовых ресурсов в АПК области. В настоящее время в сферах растениеводства и животноводства имеет место дефицит рабочих, в том числе трактористов-машинистов, водителей, операторов машинного доения, работников животноводческих комплексов по выращиванию и откорму скота.


В целях формирования условий для устойчивого развития сельского хозяйства на территории области разработаны и реализуются меры государственной поддержки, направленные на повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей; техническое переоснащение сельскохозяйственного производства; развитие животноводства, растениеводства и увеличение производства молока.


В области предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на поддержку производства продукции растениеводства и животноводства, развитие систем страхования и кредитования отраслей растениеводства и животноводства, создание условий для увеличения количества субъектов малых форм хозяйствования, организацию сельскохозяйственных потребительских кооперативов, стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования, и другие мероприятия, в том числе по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, включая молодые семьи и молодых специалистов, грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.


В настоящее время система образования области является полной и достаточной для удовлетворения образовательных потребностей и запросов населения региона.


На территории области функционируют 160 образовательных организаций, в том числе: 60 дошкольных образовательных организаций, 66 общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, основного общего образования и начального общего образования, 7 профессиональных образовательных организаций, 3 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 20 организаций дополнительного образования, 4 организации дополнительного профессионального образования.


В области полностью ликвидирована очередь в дошкольные образовательные организации для детей старше 3 лет. Продолжается работа по обеспечению местами в дошкольных образовательных организациях детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.


Укомплектованность образовательных организаций области педагогическими работниками в настоящий период времени составляет 100 процентов, вместе с тем существует проблема "старения" педагогических работников.


На территории области имеется потребность в педагогических работниках - учителях по учебным предметам: математике, иностранному языку (английский), физике, химии, а также педагогических работниках - учителях начальных классов.


В профессиональных образовательных организациях требуются педагогические работники и мастера производственного обучения по специальностям: "Ветеринария", "Механизация сельского хозяйства", а также по профессиям: "Ремонтник горного оборудования", "Машинист локомотива" и ряду других.


Нормативными правовыми актами области предусмотрены меры социальной поддержки педагогическим работникам:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»