В целях уточнения отдельных положений нормативного правового акта Чукотского автономного округа, Правительство Чукотского автономного округа постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 6 ноября 2020 года N 518 "Об утверждении Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Чукотском автономном округе" следующее изменение:
приложение изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (Яковлев А.В.).
Временно исполняющая обязанности
Первого заместителя
Председателя Правительства
А.А.КАЛИНОВА
"Приложение
к Постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 6 ноября 2020 г. N 518
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Наименование региональной программы | Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в Чукотском автономном округе | |
Ответственный исполнитель региональной программы | Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа | |
Участники региональной программы | Органы местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа (по согласованию); региональные операторы по обращению с ТКО | |
Цели региональной программы | Создание эффективной региональной системы управления отходами, в том числе ТКО, обеспечивающей минимизацию накопленного экологического ущерба; предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду; вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья; ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности | |
Задачи региональной программы | Создание устойчивой системы обращения с ТКО, обеспечивающей снижение объема отходов, направляемых на полигоны в два раза, в том числе с использованием наилучших доступных технологий посредством обезвреживания отходов термическим способом; обеспечение экологически безопасного обращения с отходами; ликвидация негативного воздействия на окружающую среду накопленными отходами производства и потребления; восстановление нарушенных естественных экологических систем накопленными отходами производства и потребления; формирование экологической культуры населения в сфере обращения с отходами | |
Целевые индикаторы (показатели) региональной программы | Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) ТКО, в общей массе образованных ТКО; доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО; доля направленных на захоронение ТКО, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО; доля импорта оборудования для обработки и утилизации ТКО; доля разработанных электронных моделей | |
Сроки и этапы реализации региональной программы | 2019 - 2030 годы (без разделения на этапы) | |
Перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с ТКО | Оказание государственной поддержки инвестиционным проектам в сфере обращения с ТКО, в том числе через механизм концессии; заключение концессионного соглашения с целью строительства объектов в сфере обращения с ТКО; создание инфраструктуры по раздельному накоплению отходов, обезвреживанию, захоронению ТКО, соответствующей требованиям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства; формирование экологической культуры населения путем организации и проведения экологических акций и мероприятий; приобретение контейнеров для раздельного накопления отходов; увеличение количества ТКО, подлежащих обработке, обезвреживанию, утилизации в целях сокращения количества их захоронения; установка фандоматов с целью увеличения вторичных ресурсов, направленных на утилизацию | |
Объемы финансовых ресурсов региональной программы | Финансирование региональной программы осуществляется в рамках подпрограммы "Реализация комплекса мероприятий по обращению с отходами" Государственной программы "Охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования в Чукотском автономном округе", утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15 января 2015 года N 20. Объемы финансирования региональной программы ежегодно уточняются при формировании бюджетов всех уровней на соответствующий финансовый год и плановый период исходя из возможностей окружного бюджета, местных бюджетов и затрат, необходимых для реализации региональной программы, а также инвестиционных программ в области обращения с ТКО | |
Ожидаемые результаты реализации региональной программы | Создание в Чукотском автономном округе инфраструктуры по обращению с ТКО, позволяющей сократить объемы размещения отходов, а также сформировать экологическую культуру населения для раздельного накопления отходов с целью их направления на утилизацию |
Чукотский автономный округ образован 10 декабря 1930 года. Статус самостоятельного субъекта Российской Федерации имеет с 17 июня 1992 года. Статус подтвержден в 1993 году решением Конституционного Суда Российской Федерации. Площадь территории округа 721,5 тыс. км, что составляет 4,2 процента территории Российской Федерации и 11,7 процентов - территории Дальневосточного федерального округа. Численность населения на 1 января 2022 года составила 50,04 тыс. человек.
Чукотский автономный округ относится к сухопутной территории Арктической зоны Российской Федерации, расположенной в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Российской Федерации до Северного полюса.
Климат Чукотской тундры очень неоднородный, что связано с ее географическим положением, влиянием двух океанов, сложной атмосферной циркуляцией и разнообразием рельефа. В Чукотском автономном округе проявляются многие климатические рекорды: здесь отмечены наименьший для этих широт радиационный баланс, максимум дней без солнца (о. Врангеля), минимум часов солнечного сияния (на северо-восточном побережье), максимум среднегодовой скорости ветра и повторяемости штормов и ураганов (мыс Наварин) в России.
Территория Чукотской тундры омывается тремя шельфовыми морями - Восточно-Сибирским и Чукотским - бассейна Северного Ледовитого океана и Беринговым - бассейна Тихого океана. Самое холодное из них - Восточно-Сибирское море - большую часть года покрыто льдом, а плавучие льды часто остаются вблизи берегов и летом. Чукотское море очень холодное, с сильно изменчивым ледовым режимом в летние месяцы - из-за мощного восточного холодного течения, приносящего лед через пролив Лонга, но благодаря более теплому аляскинскому течению оно бывает свободно ото льда два-три летних месяца. Берингово море - более теплое, даже зимой покрывается льдом на 80 - 90 процентов, в него поступает основная часть стока (55 процентов) рек Чукотки.
Все большие и малые реки имеют дождевое и снеговое питание и крайне неравномерное внутригодовое распределение стока. Почти весь сток - 95 - 100 процентов - проходит во время теплого сезона. Зимой многие реки промерзают до дна. На многих из них летом развиты наледи. Самая крупная река - Анадырь - берет начало на восточных склонах Анадырского нагорья и впадает в Анадырский лиман.
В Чукотском автономном округе семь муниципальных образований, в том числе четыре городских округа, три муниципальных района. На территории муниципальных образований округа находятся сорок пять населенных пунктов: городской округ Анадырь (город Анадырь, село Тавайваам), Анадырский муниципальный район (городские поселения Угольные копи, Беринговский, сельские поселения Алькатваам, Ваеги, Канчалан, Ламутское, Марково, Мейныпильгыно, Снежное, Усть-Белая, Хатырка, Чуванское и Краснено, являющееся межселенной территорией Анадырского муниципального района), Билибинский муниципальный район (городское поселение Билибино (город Билибино и сельское поселение Кепервеем), сельские поселения Анюйск, Илирней, Омолон, Островное), городской округ Эгвекинот (поселки городского типа Эгвекинот, Мыс Шмидта, поселки сельского типа Амгуэма, Ванкарем, Конергино, Рыркайпий, Уэлькаль, Нутэпэльмен), Провиденский городской округ (поселок городского типа Провидения, поселки сельского типа Новое Чаплино, Сиреники, Нунлигран, Энмелен, Янракыннот), городской округ Певек (город Певек, поселки сельского типа Айон, Биллингс, Рыткучи), Чукотский муниципальный район (сельские поселения Лаврентия, Инчоун, Лорино, Нешкан, Уэлен, Энурмино).
Основные направления экономической деятельности Чукотского автономного округа, с учетом специфических особенностей Крайнего Севера, связаны с развитием добывающих отраслей, проведением геологоразведки с целью более полного и эффективного освоения минерально-сырьевой базы, а также развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Коренное население занято традиционными видами промысла и хозяйственной деятельности. Недостаточная инфраструктурная обеспеченность территории является основным негативным фактором, влияющим на развитие территории.
Чукотский автономный округ отличается крайне низким уровнем развития транспортного комплекса, полным отсутствием железнодорожных путей. При отсутствии железнодорожного транспорта и коротком навигационном периоде, дороги с покрытием присутствуют только в городах и прилегающих к ним поселках, на всей остальной территории используются автозимники. Авиация является безальтернативным круглогодичным видом транспорта для осуществления пассажироперевозок как между населенными пунктами округа, так и за его пределы, а в некоторых населенных пунктах округа воздушный транспорт остается единственным средством сообщения.
Золотодобывающая отрасль является основной составляющей в экономике Чукотского автономного округа. С 1958 года начата добыча россыпного золота, в 1996 году анюйскими геологами было открыто крупное золото-серебряное месторождение Купол. Чукотский автономный округ обладает высокими и достаточно надежными запасами и ресурсным потенциалом рудного золота, поэтому перспективы развития добычи золота в округе связаны с освоением рудных месторождений. Всероссийским научно-исследовательским геологическим институтом имени А.П.Карпинского по заказу Правительства Чукотского автономного округа для формирования стратегии дальнейшего развития геологоразведочных и добычных проектов на территории округа был проведен анализ минерально-сырьевого потенциала округа и разработано геолого-экономическое обоснование перспектив освоения минерально-сырьевой базы Чукотского автономного округа. Выделено семь первоочередных геолого-экономических районов, каждый из которых имеет свою металлогеническую специализацию: Центрально-Чукотский (золото, олово, вольфрам), Баимский, (медь, золото, полиметаллы), Билибинский (золото, серебро), Купольный (золото, серебро), Валунистый (золото, серебро, олово), Эргувеемский (золото, серебро, уран), Беринговский (уголь каменный, нефть, газ, золото).
Экологическая обстановка на территории округа в целом благоприятная, отсутствуют вредные производства, города с большим количеством населения.
На территории Чукотского автономного округа эксплуатируется 30 объектов размещения отходов, включенных в установленном порядке в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО). Отходы производства и потребления образуются в основном в результате осуществления хозяйственной деятельности предприятий золотодобывающей отрасли (отходы добычи руд и песков драгоценных металлов) горнодобывающих предприятий (вскрышные породы), предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства (золошлаковая смесь от сжигания углей), а также ТКО образующиеся в результате жизнедеятельности населения, деятельности учреждений и организаций.
В 2021 году согласно данным формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления", утвержденной Приказом Росстата от 9 октября 2020 года N 627 на территории Чукотского автономного округа всего образовано 26 195 196 тонн I - IV класса опасности, из них ТКО - 26 099 тонн.
В столице Чукотского автономного округа в городе Анадырь эксплуатируется один объект размещения отходов - "Полигон твердых бытовых отходов в г. Анадырь Чукотского АО", включенный в ГРОРО под номером 87-00018-З-00294-020818 в 2018 году (введен в эксплуатацию в 2019 году), проектная мощность которого составляет 109 862 м3, остаточная емкость объекта по состоянию на 31 декабря 2021 года составляет 98 378,5 м3. Полигон оборудован установками по обезвреживанию отходов, работающих методом термической обработки отходов по принципу замкнутого цикла, исключающего попадание вредных веществ в почву (Инсинератор ИКН-7 Роси, инсинератор ИУ-4000, Brener ЭКО-Б, суммарная мощность 11 000 тонн в год).
На территории Чукотского автономного округа осуществляют деятельность 9 региональных операторов по обращению с ТКО в 21 зоне деятельности.
Объекты размещения ТКО, включенные в Перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской (далее - Перечень), порядок формирования и изменения которого утвержден приказом Минприроды России от 19 октября 2021 года N 765, в регионе отсутствуют.
Из 42 объектов размещения ТКО, не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не включенных в ГРОРО и в Перечень, 10 с соответствующим назначением земельного участка, значительная часть объектов расположена на землях населенных пунктов, 10 объектов - в границах водоохранной зоны Берингова, Чукотского, Восточно - Сибирского морей; 3 объекта - на землях лесного фонда, 9 объектов - в границах шестой подзоны приаэродромной территории аэродромов аэропортов.
В Чукотском автономном округе 9 аэропортов и 30 посадочных площадок. Все аэропорты внесены в Государственный реестр аэродромов и вертодромов, для 8 из 9 аэродромов утверждено Решение об установлении приаэродромной территории. Решения об установлении приаэродромной территории содержат ограничение на размещение объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, в границах шестой подзоны: полигонов ТКО, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, объектов сортировки мусора. Отсутствие влияния объектов на безопасность полетов в границах шестой подзоны приаэродромной территории аэродромов устанавливается на основании авиационно-орнитологического обследования.
Единую государственную политику в области экологии определяет Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р.
В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, стратегической целью государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений граждан Российской Федерации, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" одной из целей разрабатываемого национального проекта "Экология" определено эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов.
Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Одной из основных задач в области экологии является снижение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Деление отходов на классы осуществляется в соответствии с критериями, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 декабря 2014 года N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду".