В целях определения долгосрочных целей и задач, соответствующих показателей в строительной отрасли и отрасли жилищно-коммунального хозяйства Омской области:
Утвердить прилагаемую Стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Омской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Омской области
В.П.Хоценко
СТРАТЕГИЯ
развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Омской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года
Основной целью настоящей Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Омской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (далее - Стратегия) является обеспечение достижения к 2030 году национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Законом Омской области "О стратегическом планировании в Омской области", Стратегией социально-экономического развития Омской области, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п, и Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года N 3268-р.
Задачами для достижения указанной цели являются:
1) создание условий для преодоления последствий кризисных явлений за счет строительной отрасли как основы для восстановления экономики;
2) повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды;
3) формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
4) повышение энергоэффективности строящихся и существующих объектов капитального строительства и коммунальных систем;
5) вовлечение в хозяйственный оборот ранее не задействованных для строительства земельных участков, повышение эффективности использования земельных участков, предназначенных для строительства;
6) минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду.
Стратегическое развитие строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства базируется на реализации наиболее эффективных мер и инструментов. Стратегией также предусмотрена взаимосвязь мероприятий национального проекта "Жилье и городская среда" с мероприятиями других национальных проектов, в том числе в случае принятия решений о продлении сроков реализации соответствующих национальных проектов.
За счет новых подходов к градостроительной политике Стратегией формулируются задачи для смежных отраслей, прежде всего промышленности, энергетики и транспорта. Это стало возможным за счет определения в Стратегии приоритетов развития для муниципальных образований Омской области, систематизации пространственных данных, а также упрощения правил стратегического планирования и их синхронизации с порядками и сроками принятия градостроительных решений на местах.
Формирование новых жилищных возможностей для граждан позволяет определить основные стратегические приоритеты государственной политики Омской области в сфере жилищных отношений, создать условия для комплексного обновления населенных пунктов и повышения качества жизни граждан. Жилищное строительство и обновление городов с учетом социальных и экономических эффектов являются ключевыми элементами Стратегии, которые формируют задачи по развитию строительной отрасли и ее ресурсному обеспечению.
Новый ритм строительству должны придать 3 направления его трансформации: административная, цифровая и профессиональная. Ключевыми задачами этих направлений являются:
1) сокращение продолжительности инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30 процентов;
2) обеспечение максимальной прозрачности процедур строительства за счет их цифровизации;
3) исключение избыточных ограничений по использованию земельных участков для строительства, в том числе с учетом реформы регулирования зон с особыми условиями использования территорий;
4) установление целевых ориентиров для совершенствования правил допуска на рынок строительных услуг новых организаций;
5) привлечение необходимых для выполнения поставленных задач строительных ресурсов и повышение производительности труда.
В целях развития и модернизации коммунальной инфраструктуры Стратегией предусмотрена реализация долгосрочной комплексной программы модернизации коммунальной инфраструктуры, благодаря которой отрасль жилищного хозяйства сможет выдержать нагрузку в связи с увеличивающимися темпами строительства, а также повысится качество предоставляемых гражданам коммунальных услуг. Необходимы кардинальные решения, направленные на повышение энергетической эффективности систем инженерно-технического обеспечения путем поэтапного снижения их износа, уменьшения потерь в сетях инженерно-технического обеспечения и аварийности этих систем.
В совокупности весь комплекс мероприятий Стратегии, направленный на повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды, формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечит рост инвестиций и увеличение вклада отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства в валовой внутренний продукт.
Реализация Стратегии осуществляется в два этапа:
1) первый - с 2022 года по 2024 год;
2) второй - с 2025 года по 2030 год с ориентиром на достижение прогнозных значений показателей до 2035 года.
Показатели развития отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства указаны в приложении к Стратегии.
В качестве базового периода определен 2021 год.
Для целей Стратегии используются основные понятия, установленные в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года N 3268-р.
Омская область исторически является важным логистическим, промышленным центром Российской Федерации в ее Сибирско-Дальневосточной части.
Омская область граничит с Республикой Казахстан на юге, с Тюменской областью на западе и на севере, с Новосибирской и Томской областями на востоке.
Территория Омской области составляет более 140 тыс. кв. километров, 1/15 Западной Сибири. Географическое положение и климатические условия, в которых расположен регион, обусловили дифференциацию территории по условиям проживания для населения, ведения хозяйственной деятельности и иным аспектам социально-экономического развития.
В регионе расположено 6 городов: Омск (областной центр, численность населения - 1147,2 тыс. человек), Тара (28,3 тыс. человек), Калачинск (22,4 тыс. человек), Исилькуль (22,2 тыс. человек), Называевск (10,8 тыс. человек), Тюкалинск (10,2 тыс. человек).
Для региона строительство является одной из самых значимых отраслей экономики, определяет динамику экономического развития, обеспечивает занятость, доходы граждан, вносит непосредственный вклад в создание комфортных и удобных условий жизнедеятельности граждан.
В отношении градостроительной деятельности на территории Омской области разработаны:
1) Схема территориального планирования Омской области, утвержденная постановлением Правительства Омской области от 19 августа 2009 года N 156-п (далее - Схема территориального планирования Омской области);
2) схемы территориального планирования муниципальных районов Омской области, утвержденные для 32 муниципальных районов Омской области, что составляет 100%;
3) генеральные планы (далее - ГП) муниципальных образований Омской области (городских и сельских поселений, городского округа), обеспеченность составляет 100%, в том числе:
- Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 года N 43;
- утвержденные ГП 26 городских поселений Омской области;
- утвержденные ГП 353 сельских поселений Омской области (часть ГП сельских поселений Омской области, утвержденных до 2011 года, требует актуализации);
- 10 сельских поселений Омской области приняли решение об отсутствии необходимости разработки ГП;
4) правила землепользования и застройки, утвержденные в муниципальном образовании городском округе город Омск Омской области, городских и сельских поселениях Омской области. Обеспеченность составляет 100%.
Динамика и приоритеты развития в области строительства социальной инфраструктуры тесно связаны с целями по развитию жилищного строительства. Одной из главных задач развития социальной инфраструктуры является обеспечение социальных гарантий граждан, существенное повышение качества жизни, в том числе путем реализации проектов комплексного развития территорий в целях создания современной, качественной городской среды, обеспеченной необходимыми объектами инфраструктуры.
Строительство и реконструкция объектов сферы образования и здравоохранения осуществляются в рамках национальных проектов "Образование", "Демография" и "Здравоохранение".
В период с 2018 по 2021 год в регионе построены: поликлиника на 1000 посещений в смену в г. Омске, общеобразовательная школа в мкр-не "Амурский-2" на 1 122 места, 7 детских садов в городе Омске (по ул. 22-я Рабочая на 110 мест, по ул. Лисицкого на 110 мест, в мкр-не N 13 на 196 мест, по ул. Краснознаменная на 140 мест, по ул. Осоавиахимовская на 296 мест, по ул. Светловская на 140 мест, по ул. 1-я Станционная на 140 мест), реконструирован объект культурного наследия "Здание страхового товарищества "Саламандра", 1913 - 1914 годов строительства, для размещения бюджетного учреждения культуры "Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля" по улице Музейная, дом 4", 67 фельдшерско-акушерских пунктов, жилой корпус на 100 мест со столовой, спортивным и культурно-досуговым блоками автономного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области "Омский психоневрологический интернат".
В 2022 году введены в эксплуатацию 4 детских сада: в пос. Биофабрика, по ул. С. Тюленина, в мкр-не "Большие Поля", мкр-не "Прибрежный" г. Омска, завершено строительство значимого для Омской области и хоккейного клуба "Авангард" объекта - "Многофункционального спортивного комплекса "Арена", рассчитанного на 12 тыс. зрителей, и крытого катка с искусственным льдом, расположенного на проспекте Мира, дом 15 в г. Омске.
Сокращение объемов строительства наблюдалось в период 2014 - 2018 годов в связи с корректировкой планов, отказом от масштабных проектов, сокращением персонала, приостановкой технологических процессов строительства крупными застройщиками. Причиной отрицательной динамики развития отрасли в указанный период послужил недостаточный уровень финансовой обеспеченности строительных организаций, а также низкий платежеспособный спрос населения.