Правительство Тамбовской области постановляет:
1. Внести в постановление администрации области от 20.06.2013 N 640 "Об утверждении государственной программы "Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области" (в редакции от 23.12.2022) (далее - постановление) следующие изменения:
преамбулу постановления изложить в следующей редакции:
"В соответствии с постановлением администрации области от 16.11.2021 N 840 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" администрация области постановляет:";
государственную программу "Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области", утвержденную постановлением, изложить в редакции согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.
Глава Тамбовской области
М.Егоров
Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 20.06.2013 N 640
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
Куратор государственной программы | Е.В.Зименко, исполняющий обязанности заместителя Главы Тамбовской области |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области |
Соисполнители государственной программы | Министерство финансов Тамбовской области |
Направления (подпрограммы) государственной программы | "Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог"; "Развитие транспортного комплекса"; "Расширение использования газомоторного топлива" |
Структурные элементы государственной программы | Региональный проект "Региональная и местная дорожная сеть" <*>; региональный проект "Создание и развитие объектов транспортной инфраструктуры и капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения (Тамбовская область)"; региональный проект "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения (Тамбовская область)"; региональный проект "Создание и развитие сети автомобильных дорог общего пользования местного значения (Тамбовская область)"; региональный проект "Поддержка и развитие автомобильного транспорта (Тамбовская область)"; региональный проект "Поддержка и развитие железнодорожного транспорта (Тамбовская область)"; региональный проект "Поддержка и развитие аэропорта (Тамбовская область)"; региональный проект "Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива (Тамбовская область)"; комплекс процессных мероприятий "Развитие и поддержка транспортного комплекса"; комплекс процессных мероприятий "Обеспечение реализации госпрограммы в сфере дорожной деятельности и транспорта" |
Цели государственной программы | Повышение доступности транспортных услуг для населения; доведение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 53,88%; обеспечение доли дорожной сети в городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85% |
Задачи государственной программы | Реализация мероприятий по субсидированию отдельных видов пассажирского транспорта и отдельных направлений перевозки пассажиров; повышение качества автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, в том числе улично-дорожной сети; повышение качества дорожной сети в крупнейших городских агломерациях |
Показатели государственной программы, их значения на последний год реализации | Транспортная подвижность населения - 0,7 тысяч пассажиро-километров на 1 жителя; доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям - 53,88%; доля дорожной сети городских агломераций, соответствующая нормативным требованиям - 85% |
Сроки и этапы реализации государственной программы | Этап I: 2014 - 2022 гг.; этап II: 2023 - 2030 гг. |
Объемы и источники финансирования государственной программы | Общие затраты на реализацию II этапа госпрограммы в 2023 - 2030 гг. за счет всех источников финансирования - 51022334,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 7658876,8 тыс. рублей; 2024 год - 8049550,9 тыс. рублей; 2025 год - 5815651,2 тыс. рублей; 2026 год - 5855651,2 тыс. рублей; 2027 год - 5855651,2 тыс. рублей; 2028 год - 5929651,2 тыс. рублей; 2029 год - 5891651,2 тыс. рублей; 2030 год - 5635651,2 тыс. рублей; федеральный бюджет - 1804,352,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 811299,3 тыс. рублей; 2024 год - 993053,5 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 год - 0,0 тыс. рублей; 2027 год - 0,0 тыс. рублей; 2028 год - 0,0 тыс. рублей; 2029 год - 0,0 тыс. рублей; 2030 год - 0,0 тыс. рублей; бюджет области - 43195933,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 6096227,2 тыс. рублей; 2024 год - 6264700,4 тыс. рублей; 2025 год - 5089167,6 тыс. рублей; 2026 год - 5089167,6 тыс. рублей; 2027 год - 5159167,6 тыс. рублей; 2028 год - 5163167,6 тыс. рублей; 2029 год - 5165167,6 тыс. рублей; 2030 год - 5169167,6 тыс. рублей; местный бюджет - 16048,9 тыс. рублей: 2023 год - 2900,3 тыс. рублей; 2024 год - 2747,0 тыс. рублей; 2025 год - 1733,6 тыс. рублей; 2026 год - 1733,6 тыс. рублей; 2027 год - 1733,6 тыс. рублей; 2028 год - 1733,6 тыс. рублей; 2029 год - 1733,6 тыс. рублей; 2030 год - 1733,6 тыс. рублей; внебюджетные источники - 6006000,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 748450,0 тыс. рублей; 2024 год - 789050,0 тыс. рублей; 2025 год - 724750,0 тыс. рублей; 2026 год - 764750,0 тыс. рублей; 2027 год - 724750,0 тыс. рублей; 2028 год - 764750,0 тыс. рублей; 2029 год - 724750,0 тыс. рублей; 2030 год - 764750,0 тыс. рублей |
________________
* Региональный проект обеспечивает достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть", входящего в состав национального проекта "Безопасные качественные дороги".
Транспортный комплекс Тамбовской области играет ключевую роль в развитии региона и имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода экономики к инновационному пути развития, для повышения трудовой мобильности и возможностей коммуникации. Доказано, что одним из важнейших признаков успешного экономического развития является высокая мобильность населения.
В 2020 году мировое сообщество столкнулось с вызовом, который существенно изменил экономику и жизнь людей. Закрытие границ, волатильность на мировых сырьевых рынках, сокращение деловой активности, сжатие спроса на товары и услуги, включая транспортные, оказали значительное влияние на транспортный комплекс.
Текущее состояние транспортного комплекса области характеризуется следующими показателями и параметрами.
Объем перевозок грузов автомобильным транспортом по итогам 2021 года составил 13503,1 тыс. тонн (60,1 процента к уровню 2020 года), грузооборот - 776735,8 тыс. тонно-км (43,7 процента к уровню 2020 года).
В отрасли пассажирских перевозок ситуация более благоприятная. Пассажирооборот, выполненный автомобильным транспортом, в 2021 году составил 779451,8 тыс. пассажиро-км, рост к уровню 2020 года 4,1%, перевезено пассажиров автомобильным транспортом 55749,9 тыс. человек (95,4 процента к уровню 2020 года).
В 2021 году из аэропорта "Тамбов" выполнено 432 парных авиарейса, перевезено 31,5 тыс. человек.
Развитие человеческого потенциала, улучшение условий жизни и качества социальной среды требуют качественно нового уровня обеспечения общей транспортной подвижности населения.
Дальнейшему развитию транспортного комплекса области препятствуют следующие проблемы и ограничения.
Одной из основных проблем является убыточность перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
В сфере регулярных перевозок пассажиров происходит снижение объемов транспортной работы, особенно в сельской местности, по ряду объективных причин:
снижение численности населения;
активная автомобилизация населения;
рост услуг легкового такси.
Кроме того, постоянно растут цены на топливо, автошины, запасные части, электрическую и тепловую энергию.
Следствием трудного финансового положения транспортного комплекса области являются большой износ и недостаток транспортных средств.
В предприятиях и организациях пассажирского транспорта преобладает морально и физически устаревшая техника, работающая в большинстве случаев за пределами нормативного срока службы.
40% автобусов имеют срок эксплуатации свыше 13 лет. Изношенность подвижного состава не обеспечивает в полной мере безопасности перевозок пассажиров, ухудшает экологическую ситуацию.
Следующей проблемой является убыточность перевозок пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении.
Следствием данной проблемы является значительный износ подвижного состава, недостаток специализированного подвижного состава пригородных вагонов, особенно в летний период, недостаточный уровень механизации, высокий уровень эксплуатационных расходов.
Изношенность подвижного состава не обеспечивает в полной мере безопасности перевозок пассажиров, ухудшает экологическую ситуацию.
Выполняемый объем авиаперевозок и изношенность оборудования аэропорта "Тамбов" сдерживают сегодня развитие воздушного сообщения в Тамбовской области.
Основной причиной является высокий износ наземной авиационной инфраструктуры, что влияет на экономическую эффективность перевозок и безопасность полетов.
Несмотря на некоторые достижения и объем инвестиций, направляемый в транспортный комплекс, его уровень развития в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям социально-экономического развития региона.
Существенным ограничением решения задач ускорения экономического роста являются состояние и доступность транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.
Большая часть протяженности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, что приводит к росту себестоимости автомобильных перевозок и снижению конкурентоспособности продукции предприятий, 54,7% автомобильных дорог местного значения не имеют твердого покрытия при среднем показателе 60% по Российской Федерации.
По состоянию на 01 января 2022 г. 47,33% общей протяженности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения не соответствует нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям.
Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям в экономике, является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития Российской Федерации.
В области автомобильных дорог это привело к занижению роли автотранспортной инфраструктуры. Дорожные конструкции не рассчитывались на обслуживание потоков тяжелых грузовых автомобилей и автопоездов. Конструкции проезжей части дорог, мосты были рассчитаны на пропуск выпускавшихся отечественной промышленностью автомобилей с нагрузками 6 тонн на ось и не соответствуют современным требованиям, что приводит к их ускоренному износу при пропуске эксплуатируемых в настоящее время транспортных средств.
Свыше трети протяженности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и мостовых сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик из-за ускоренной деградации дорожных конструкций и снижения сроков службы между ремонтами вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов.
Более быстрый рост интенсивности движения на автомобильных дорогах области по сравнению с увеличением протяженности и пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту уровня аварийности на сети автомобильных дорог общего пользования. Таким образом, развитие автомобильных дорог является ключевой задачей снятия инфраструктурных ограничений экономического роста.
За период с 2018 по 2021 годов при высоком росте уровня автомобилизации увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования области с твердым покрытием составило 2%.
Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения и продолжительным простоям транспортных средств.
Для решения данных проблем необходимы согласованные действия федеральных, региональных и местных органов власти, а также хозяйствующих субъектов.