Правительство Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 24.12.2018 N 838-пп "Об утверждении государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов Оренбургской области" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 25.12.2019 N 1024-пп, от 19.03.2020 N 197-пп, от 29.12.2020 N 1283-пп, от 01.02.2022 N 69-пп, от 17.01.2023 N 25-пп) следующее изменение:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Постановление вступает в силу после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 14 января 2023 года.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР
Государственная программа "Воспроизводство и использование природных ресурсов Оренбургской области"
1.1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы.
Реализация мероприятий государственной программы направлена на решение приоритетных задач в области охраны, защиты, воспроизводства и использования природных ресурсов Оренбургской области, а также на обеспечение сохранения благоприятной окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем, улучшения состояния здоровья населения.
Леса выполняют защитные, водоохранные, противоэрозионные и рекреационные функции, поэтому сохранение и приумножение лесного богатства Оренбургской области - одна из приоритетных задач.
Сущность лесного хозяйства Оренбургской области - не простое пользование лесом, но и его сохранность и воспроизводство. Усиление экологической функции лесов - одно из основных направлений развития лесного хозяйства области. Общая площадь территории Оренбургской области составляет 12370,0 тыс. гектаров, из них площадь земель лесного фонда составляет 630,7 тыс. гектаров, площадь занятых лесными насаждениями земель - 578,4 тыс. гектаров, лесистость области составляет 4,7 процента территории.
Высокая хозяйственная освоенность территории Оренбургской области, наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных непосредственно вблизи границ земель лесного фонда, повышение рекреационной нагрузки, выжигание сухой растительности на землях сельскохозяйственного назначения (палы сухой травы) зачастую самими землепользователями, часто повторяющиеся засухи, вызывающие иссушение травяного покрова, лесной подстилки, влекут за собой длительные периоды высокой и чрезвычайной пожарной опасности в лесном фонде.
Прилегающие к лесному фонду Оренбургской области земли имеют высокий и обильный травянистый покров и представляют чрезвычайную пожарную опасность из-за наличия огромной массы горючего материала.
Пройденные лесными пожарами, непогибшие, ослабленные насаждения подвергаются нападению стволовых вредителей, способствуют их массовому распространению.
Выполнение лесами средообразующих функций, их благоприятное влияние на экологическую обстановку области существенно зависят от биологического и санитарного состояния насаждений.
В настоящее время в связи с запрещением рубок обновления (рубок спелого и перестойного леса) наблюдается накопление в лесах значительных площадей спелых и перестойных насаждений с пониженной естественной возобновительной способностью. Это ослабляет насаждения и приводит к возникновению очагов опасных заболеваний леса.
Наличие больших участков поврежденных и погибших насаждений в виде завалов, захламленности и сухостойной древесины создает угрозы высокой пожарной опасности в лесах, возникновения и распространения очагов вредителей леса.
Для ликвидации последствий лесных пожаров требуется проведение организованных мероприятий по вырубке погибших насаждений и расчистке участков под лесовосстановление. На большей части поврежденных пожарами участках находится неликвидная древесина, которая не пользуется спросом у населения. Разработка горельников убыточна и требует больших финансовых вложений.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.
В рамках государственной программы реализуются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности лесов, повышению эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов Оренбургской области.
Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На территории Оренбургской области охотничьи животные составляют неотъемлемую часть природного богатства, обеспечивают ее разнообразие и используются как объекты любительской и спортивной охоты.
Площадь охотничьих угодий Оренбургской области составляет 12,27 млн. гектаров, из которых около 7,9 млн. гектаров (64,4 процента) являются общедоступными.
Негативными факторами, влияющими на численность охотничьих животных, являются аномально высокая температура в летний период, морозы, многоснежье, эпидемии среди животных, изменение среды обитания объектов животного мира в результате хозяйственной деятельности человека.
Значительный урон животному миру наносят браконьеры, имеющие современные средства связи, оружие и технику повышенной проходимости.
В рамках государственной программы реализуются мероприятия, которые позволят повысить численность и сохранить видовое разнообразие имеющихся на территории Оренбургской области объектов животного мира, и будут способствовать сохранению среды их обитания и дальнейшему развитию охотничьего хозяйства Оренбургской области в современных экономических условиях.
Обеспечение охраны объектов животного мира осуществляется путем проведения плановых проверок и рейдовых мероприятий.
Биотехнические мероприятия направлены на поддержание и увеличение численности охотничьих ресурсов.
В целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществлено территориальное охотустройство, которое направлено на обеспечение рационального использования, сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Оренбургской области. Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий, утвержденная указом Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 года N 8-ук.
Водные биологические ресурсы, обитающие на территории Оренбургской области, являются неотъемлемой частью ее природного богатства, обеспечивают его биологическое разнообразие, используются как объекты промышленного, любительского и спортивного рыболовства и составляют основу рыбохозяйственного комплекса. Рыбохозяйственный комплекс одновременно является поставщиком продукции для перерабатывающей промышленности и торговли, потребителем продукции других секторов экономики (услуг сферы транспорта, водоснабжения и других), а также обеспечивает занятость населения. Его развитие позволит обеспечить продовольственную безопасность Оренбургской области и окажет положительное влияние на установленные приоритеты социально-экономического развития смежных секторов экономики.
В рыбохозяйственном комплексе наметились негативные тенденции, связанные с сокращением запасов водных биоресурсов в водоемах Оренбургской области, замещением ценных пород рыб менее ценными породами, ухудшением ситуации, связанной с незаконным выловом водных биоресурсов, что, в свою очередь, отрицательно влияет на рыбное хозяйство.
Значительный урон водным биологическим ресурсам наносят браконьеры, имеющие современные средства связи, оружие и технику повышенной проходимости.
Недостаточное количество автотранспортных средств, их изношенность не позволяют специалистам, обеспечивающим охрану водных биологических ресурсов, в полной мере обеспечить снижение уровня браконьерства.
Загрязнению водоемов способствуют брошенные браконьерские синтетические сети. В целях предотвращения ущерба водным биоресурсам, наносимым браконьерскими сетями, проводятся рыбохозяйственные мероприятия по очистке водных объектов от брошенных орудий лова.
Потребности в разнообразных рыбных продуктах требуют увеличения вылова ценных видов рыб. В то же время, ставшее неизбежным элементом развитой экономики комплексное использование водных ресурсов часто связано с нарушением сложного механизма воспроизводства рыбных запасов и сложившихся условий размножения и обитания рыб. Наряду с естественным формированием популяций необходимо участие человека, содействующего этим процессам на более уязвимых этапах, а в некоторых случаях - и новое формирование ихтиоценоза с целью повышения продуктивности водоемов.
Эффективное управление рыбохозяйственным комплексом со стороны соответствующих органов исполнительной власти Оренбургской области будет способствовать поддержанию водных биоресурсов и их восстановлению до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая их добыча и биологическое разнообразие.
Оренбургская область расположена в бассейнах двух крупных рек - Урала - 78,2 тыс. кв. километров (63,0 процента) и Волги - 38,2 тыс. кв. километров (31,0 процента). Водосборная площадь реки Тобол, входящей в состав бассейна реки Оби, составляет 2,2 тыс. кв. километров (2,0 процента) территории. На бессточную зону области приходится 4,9 тыс. кв. километров (4,0 процента).
Речной фонд Оренбургской области представлен 3492 водотоками общей протяженностью 31584 километра, из них 23,3 процента - мельчайшие водотоки длиной менее 10 километров, 21,7 процента - самые малые реки длиной от 10 до 25 километров, 21,1 процента - малые реки длиной от 26 до 100 километров, 16,3 процента - средние реки длиной от 101 километра до 500 километров и 17,6 процента - большие реки длиной более 500 километров.
К большим рекам относятся реки: Урал (2428 километров, в том числе в границах Оренбургской области - 856 километров), Сакмара (798 километров, в том числе в границах Оренбургской области - 412 километров), Илек (623 километра), Самара (594 километра, в том числе в границах Оренбургской области - 290 километров).
В Оренбургской области расположены более 250 озер (22,0 гектара). Большинство озер области - это небольшие пойменные водоемы основных рек. Наиболее богат озерами юго-восточный Светлинский район Оренбургской области.
Большая доля водных ресурсов Оренбургской области приходится на искусственные водоемы. Самым крупным является Ириклинское водохранилище на реке Урал, остальные созданы на его притоках и других реках.
Водные объекты, расположенные на территории Оренбургской области, используются на нужды промышленности, сельского хозяйства и населения, а также для рекреации и рыборазведения.
Часть населенных пунктов Оренбургской области находится в зонах, подверженных берегообрушению. Активизация процессов берегообрушения происходит, как правило, во время весеннего паводка и приводит к уничтожению и опасным разрушениям приусадебных участков, жилых и хозяйственных построек, коммуникаций (дорог, водопроводов, газопроводов, линий электропередачи) либо к значительному сокращению площадей террас - естественных площадок, наиболее благоприятных для перспективного освоения, и к выведению из землепользования значительных территорий сельскохозяйственных и лесных угодий.
Для обеспечения защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод требуется дальнейшая реализация мероприятий по строительству сооружений инженерной защиты, расчистке, дноуглублению и русловыпрямлению рек.
Обострение проблемы наводнений в Оренбургской области непосредственно связано и с прогрессирующим старением основных фондов водного хозяйства вследствие постоянного уменьшения объемов капиталовложений в водную отрасль в течение последних 30 лет.
Улучшение экологического состояния поверхностных водных объектов, восстановление их народнохозяйственного значения и увеличение водности, уменьшение негативного воздействия паводков на прибрежные территории - проблемы, решение которых необходимо для сохранения уровня благосостояния и комфортности проживания населения и создания условий, способствующих стабильному социально-экономическому развитию Оренбургской области.
Государственная политика в сфере реализации государственной программы направлена на обеспечение рационального использования и воспроизводства природоресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений.