ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2023 года N 272-пп


О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 18 декабря 2019 года N 940-пп



Правительство Оренбургской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 18 декабря 2019 года N 940-пп "Об утверждении государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий Оренбургской области" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 2 июня 2020 года N 471-пп, от 24 декабря 2020 года N 1174-пп, от 29 декабря 2021 года N 1306-пп, от 28 марта 2022 года N 263-пп, от 27 декабря 2022 года N 1463-пп) следующее изменение:


приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Постановление вступает в силу после дня его официального опубликования.



Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР



Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 31 марта 2023 г. N 272-пп



Государственная программа "Комплексное развитие сельских территорий Оренбургской области"



I. Стратегические приоритеты развития государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий Оренбургской области" (далее - государственная программа)


Сельские территории Оренбургской области обладают обширным природным, экономическим и историко-культурным потенциалом.


Под комплексным развитием сельских территорий следует понимать создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни в целях сохранения социального и экономического потенциала сельских территорий.


Уровень жизни сельского населения намного ниже городского, остро стоит проблема инфраструктурных ограничений, затруднен доступ сельского населения к социальным услугам, информационным технологиям и средствам массовых коммуникаций.


Вместе с тем при грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий может быть обеспечено устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения региона.


Среди основных проблем, ограничивающих развитие сельских территорий области, можно выделить следующие:


низкие темпы инфраструктурного развития сельских территорий, особенно дорожной сети и современных средств связи, не позволяющие преодолеть существующий пространственный и коммуникационный разрыв между городом и селом;


сложная демографическая ситуация в сельской местности. Жизнь в сельских территориях не является привлекательной для молодежи, отток молодежи из сельской местности в города является ощутимым препятствием для формирования кадровой базы.


На начало 2022 года сельское население Оренбургской области составляло 749,164 тыс. человек, что на 189,736 тыс. человек меньше показателя 2000 года.


На протяжении ряда лет происходит старение сельского населения, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населенных пунктов в города.


На начало 2022 года на сельских территориях водопроводом оборудовано 78,7 процента жилищного фонда, водоотведением - 67,5 процента, отоплением - 99,0 процента, газом - 98,7 процента, горячим водоснабжением - 51,7 процента.


Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 2,2 тыс. километров локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и восстановлении.


Доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" имеют 73 процента сельских домохозяйств.


В регионе 37,6 процента школьников проживают в сельской местности, 76,7 процента школ - сельские.


За 2020 - 2021 годы на территории сельских населенных пунктов ввод в действие объектов социальной инфраструктуры составил: общеобразовательные организации - 814 ученических мест, дошкольные образовательные организации - 400 мест, амбулаторно-поликлинические организации - 595 посещений в смену.


В 2021 году выполнены ремонтные работы спортивных залов в 25 сельских школах, капитальный ремонт кровель и замена оконных блоков в 16 школах.


Большое внимание уделяется сельским учреждениям культуры. В 2020 - 2021 годах проведен капитальный ремонт 18 сельских домов культуры, построено 2.


Темпы депопуляции сельских территорий на фоне высокого уровня безработицы и бедности, снижения доступности для населения важнейших объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур имеют негативный характер.


Сложившаяся практика организации инвестирования в социальное развитие и инженерное обустройство сельских территорий в силу недостаточности налогооблагаемой базы регионального и местных бюджетов для финансирования указанных расходов привела к резким диспропорциям в развитии сельских территорий и области в целом.


Государственная программа предусматривает комплекс процессных мероприятий.


В целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений" предусмотрено предоставление за счет средств федерального и областного бюджетов социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, в том числе путем участия в долевом строительстве, гражданам Российской Федерации, проживающим и работающим на сельских территориях либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории и работать там.


Агропромышленный комплекс ежегодно модернизируется и становится все более высокотехнологичным, увеличиваются объемы производства сельскохозяйственной продукции и, как следствие, увеличивается потребность отрасли в специалистах с высоким уровнем профессиональной подготовки и мотивацией к трудовой деятельности.


В рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Содействие занятости сельского населения" предусмотрено предоставление за счет средств федерального и областного бюджетов субсидий индивидуальным предпринимателям и организациям, осуществляющим деятельность на сельских территориях Оренбургской области, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), либо осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян и подобных лесных ресурсов, относящихся к пищевой продукции, и продукции их переработки, в обеспечении квалифицированными специалистами. Порядки предоставления субсидий на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами и в целях привлечения студентов к прохождению производственной практики устанавливаются Правительством Оренбургской области.


Приоритетами государственной политики в сфере реализации государственной программы являются создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях. Кроме того, в основу государственной программы заложен проектный принцип ее реализации, что позволяет комплексно развивать сельские территории и сельские агломерации, целенаправленно повышая их экономический и социальный потенциал.


Для достижения устойчивого развития сельских территорий в Оренбургской области определены следующие цели государственной политики в сфере реализации государственной программы:


сохранение к 2031 году доли сельского населения в общей численности населения Оренбургской области на уровне 38,9 процента;


достижение к 2031 году соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 80,6 процента;


повышение к 2031 году доли общей площади благоустроенных жилых помещений, расположенных на сельских территориях, до 66,4 процента.


Достижение целей государственной политики в сфере реализации государственной программы будет осуществляться с учетом следующих подходов:


комплексное планирование развития сельских территорий и размещение объектов социальной и инженерной инфраструктур в соответствии с документами территориального планирования (схемой территориального планирования Оренбургской области, муниципальных районов (городских округов) Оренбургской области и генеральными планами сельских поселений);


преимущественное обустройство объектами социальной, инженерной инфраструктур и автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса;


использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий подпрограммы, включая средства населения и организаций.



II. Паспорт государственной программы


Паспорт государственной программы представлен в приложении N 1 к государственной программе.



III. Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Оренбургской области в рамках реализации государственной программы


Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Оренбургской области представлены в приложениях N 2 - 5 к государственной программе.



Приложение 1
к государственной программе
"Комплексное развитие
сельских территорий
Оренбургской области"



Паспорт государственной программы

Ответственный исполнитель государственной программы

министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области

Период реализации государственной программы

2023 - 2030 годы

Цели государственной программы

сохранение к 2031 году доли сельского населения в общей численности населения Оренбургской области на уровне 38,93 процента;

достижение к 2031 году соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 80,6 процента;

повышение к 2031 году доли общей площади благоустроенных жилых помещений, расположенных на сельских территориях, до 66,4 процента

Направления (подпрограммы)

-

Показатели государственной программы

доля сельского населения в общей численности населения Российской Федерации;

количество семей, проживающих в сельской местности и улучшивших жилищные условия с государственной поддержкой;

численность специалистов, прошедших обучение либо привлеченных на работу на сельских территориях в результате оказания государственной поддержки;

количество сельских населенных пунктов, транспортная доступность которых улучшена;

соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств;

доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах;

количество реализованных проектов, направленных на создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях

Объем бюджетных ассигнований государственной программы, в том числе по годам реализации

2909555,4 тыс. рублей, в том числе:

2023 год - 646644,2 тыс. рублей;

2024 год - 68287,6 тыс. рублей;

2025 год - 314172,8 тыс. рублей;

2026 год - 316028,7 тыс. рублей;

2027 год - 339165,4 тыс. рублей;

2028 год - 445073,5 тыс. рублей;

2029 год - 411513,2 тыс. рублей;

2030 год - 368670,0 тыс. рублей

Влияние реализации государственной программы на достижение национальных целей развития Российской Федерации

-

Связь с иными государственными программами Оренбургской области

-



Приложение 2
к государственной программе
"Комплексное развитие
сельских территорий
Оренбургской области"



Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств по развитию жилищного строительства на сельских территориях и повышению уровня благоустройства домовладений


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»