Правительство Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 N 888-пп "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Оренбургской области" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 30.09.2019 N 755-пп, от 20.12.2019 N 955-пп, от 19.03.2020 N 203-пп, от 27.03.2020 N 260-пп, от 02.04.2020 N 264-пп, от 18.05.2020 N 425-пп, от 28.09.2020 N 828-пп, от 24.12.2020 N 1233-пп, от 22.03.2021 N 192-пп, от 25.01.2022 N 40-пп, от 27.09.2022 N 1008-пп, от 27.12.2022 N 1485-пп) следующее изменение:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Постановление вступает в силу после дня его официального опубликования.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР
Государственная программа "Экономическое развитие Оренбургской области"
Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и достижение других стратегических целей социально-экономического развития Оренбургской области.
Оренбургская область - это одна из крупнейших областей Российской Федерации площадью 124 тыс. кв. километров, является географическим мостом между Европой и Азией, граничит с Республикой Башкортостан, Республикой Татарстан и Челябинской областью на севере и востоке, Самарской областью на западе, Республикой Казахстан (Костанайская, Актюбинская и Западно-Казахстанская области) на юге. Протяженность общей границы с Республикой Казахстан - 1876 километров.
По данным Федеральной службы государственной статистики, численность населения Оренбургской области на 1 января 2023 года составила 1841,4 тыс. человек, что на 14,4 тыс. человек меньше численности на 1 января 2022 года.
В Оренбургской области 1105,5 тыс. человек (59,8 процента) - городские жители и 743,1 тыс. человек (40,2 процента) - сельские жители.
В 2022 году в Оренбургской области зарегистрировано 16216 родившихся (89,5 процента к уровню 2021 года) и 25590 умерших (70 процентов к уровню 2021 года). Естественная убыль населения за 2022 год составила 9374 человека.
Экономический рост в Оренбургской области за 2021 год, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области (далее - Оренбургстат), составил 102,0 процента к уровню 2020 года.
Валовой региональный продукт (далее - ВРП) на душу населения составил 721,0 тыс. рублей. По данному показателю среди субъектов Российской Федерации Оренбургская область занимает 24 место, среди субъектов Приволжского федерального округа (далее - ПФО) - 2 место.
Исходя из условий, характеризующих состояние базовых отраслей экономики Оренбургской области, в 2022 году ВРП оценивается на уровне 1382,3 млрд. рублей, или 97,1 процента в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года.
К началу 2022 года экономика Оренбургской области постепенно восстановилась, преодолевая последствия ограничений, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
За 2022 год по сравнению с 2021 годом основные показатели социально-экономического развития Оренбургской области сложились следующим образом:
индекс промышленного производства - 96,5 процента;
индекс продукции сельского хозяйства - 136,9 процента;
объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "строительство", - 86,7 процента;
ввод в действие жилых домов - 86,3 процента;
индекс оборота розничной торговли - 93,3 процента;
индекс объема платных услуг населению - 104,5 процента.
За 2022 год в экономику Оренбургской области направлено 234,7 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, индекс физического объема инвестиций составил 104,6 процента к 2021 году.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в 2022 году составила 43481,0 рубля, или 113,9 процента к уровню 2021 года.
В связи с изменившимися внешними условиями, связанными с международными санкциями (ограничениями), действовавшими в 2022 году, ряд показателей социально-экономического развития Оренбургской области за январь - декабрь 2022 года свидетельствует об отрицательной динамике:
индекс промышленного производства составил 96,5 процента по сравнению с 2021 годом. Снижение обусловлено возникшими у промышленных предприятий проблемами, связанными с исполнением заказов компаний, расположенных на территории Европы, а также с логистическими сложностями в поставках продукции. Нехватка импортных комплектующих и нарушения в логистике стали серьезными проблемами для предприятий. Развитие региональных поставок в дружественные страны затрудняет проблема зависимости производства ряда предприятий от импорта сырья, материалов и комплектующих, ранее поставляемых из недружественных стран.
Индекс оборота розничной торговли составил 93,3 процента. Причинами снижения данного показателя являются падение реальных доходов населения (снижение потребительского спроса), падение курса рубля в конце I квартала 2022 года, нарушение логистических цепочек поставок товаров, рост цен на товары, закрытие магазинов международных сетей.
Правительством Российской Федерации и Правительством Оренбургской области оперативно разработаны планы первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях внешнего санкционного давления (далее - планы), которые на регулярной основе дополняются новыми мероприятиями в зависимости от выявленных рисков и потребностей. Реализация мероприятий планов способствуют процессам адаптации бизнеса и экономики к новым экономическим условиям.
В настоящее время внутренний рынок Оренбургской области адаптируется к сложившимся условиям достаточно быстрыми темпами. Появляются каналы параллельного импорта электроники, автозапчастей и других товаров народного потребления через ОАЭ, Турцию, Иран, страны Средней Азии и Китай.
Объем регионального экспорта за 2022 год вырос к уровню 2021 года на 7,5 процента.
Более половины оренбургского экспорта составляет продукция топливно-энергетического комплекса (53,9 процента регионального экспорта). С учетом санкционной политики, проводимой в отношении Российской Федерации рядом западных стран, являвшихся основными покупателями ключевых оренбургских несырьевых товаров (хрома и чугуна), требуются переориентация предприятий, производящих данную продукцию, на рынки дружественных стран, создание более конкурентоспособной продукции, встраивание в новые логистические коридоры.
Также, учитывая экспортную специализацию Оренбургской области по таким сельскохозяйственным товарам, как пшеница, подсолнечное масло, семена подсолнечника, корма для животных, видится необходимым развитие глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, привлечение инвестиций и организация экспортно ориентированных производств внутри региона, что впоследствии позволит отправлять на экспорт несырьевую продукцию агропромышленного комплекса верхних переделов.
Оренбургская область является центром дистрибуции товаров в ПФО. Через регион проходят основные товаро- и грузопотоки в страны Центральной и Средней Азии. В радиусе 1000 километров находятся 9 городов-миллионников и 4 ключевых города северо-запада Казахстана.
С целью ускоренного развития региона в 2021 году создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Оренбуржье" (далее - ОЭЗ). Площадки ОЭЗ расположены в центрах пересечения основных транспортных путей и находятся вблизи границы с Казахстаном для максимально удобной логистики импортных и экспортных потоков.
С целью реализации логистического потенциала региона проводится работа по привлечению инвестора для строительства транспортно-логистического комплекса, а также осуществляется координация деятельности по участию Оренбургской области в проектах по экспорту продукции агропромышленного комплекса в Киргизию, Узбекистан и Китай. Приоритетность выбора данных стран подтверждается тем фактом, что по итогам 2021 года Оренбургская область является лидером-экспортером продукции в физическом объеме в Узбекистан среди 14 регионов ПФО. По импорту - абсолютным лидером по закупкам продукции из Узбекистана среди всех субъектов ПФО как в физическом, так и в стоимостном выражении. Относительно оренбургского экспорта в Китай имеются обнадеживающие данные таможенной статистики, свидетельствующие о росте экспорта за последние пять лет в 3,7 раза. Отмечается рост объема экспортных поставок в Киргизию в 2,5 раза.
На 2 площадках в городах Оренбурге и Орске создана ОЭЗ (постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 года N 1616 "О создании на территориях муниципальных образований "город Оренбург" и "Город Орск" Оренбургской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа").
Земельные участки площадью 180 и 380 гектаров соответственно будут обеспечены базовой инфраструктурой: сетями электро- и газоснабжения, водоснабжения и водоотведения за счет средств областного бюджета. Проектирование и создание инфраструктуры будут вестись поэтапно и завершатся в 2024 году.
Дополнительным инструментом, стимулирующим инвестиционное развитие региона, становится создание территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).
На территории Оренбургской области функционируют 2 ТОСЭР (в городах Новотроицке и Ясном), в реестр резидентов которых включена 21 компания.
По состоянию на 1 января 2023 года резидентами ТОСЭР создано 2945 новых рабочих мест, привлечено 8718,3 млн. рублей инвестиций.
В рамках государственной программы реализуется комплекс мер, направленных на развитие малого и среднего бизнеса как важнейшего ресурса экономического развития и обеспечения социальной стабильности региона.
Для решения задач, поставленных в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", с 2021 года реализуются следующие региональные проекты:
"Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами" (поддержка самозанятых граждан);
"Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса" (предакселерация);
"Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" (финансовые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктура для комфортной работы и развития, экспортная и имущественная поддержка).
Одним из направлений деятельности является повышение качества государственного и муниципального управления.
Создаются условия для автоматизации процессов планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Оренбургской области, а также осуществления закупок заказчиками в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", осуществления органами исполнительной власти Оренбургской области предварительного ведомственного контроля, централизации закупок, учета исполнения обязательств по контрактам посредством государственной информационной системы "Региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области" (далее - региональная информационная система в сфере закупок).