МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 31 марта 2023 года N 207


О внесении изменений в приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 23.01.2015 N 22 "Об отдельных вопросах оценки индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении отдельных форм социального обслуживания"



В целях приведения в соответствие с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2022 N 781 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе" приказываю:


1. Внести в приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 23.01.2015 N 22 "Об отдельных вопросах оценки индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении отдельных форм социального обслуживания" (далее - Приказ) следующие изменения:


пункт 3 Приказа изложить в следующей редакции:


"3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра - руководителя департамента по делам инвалидов и организации социального обслуживания Щербицкую О.В.";


пункт 11 после слова "гражданин" дополнить словами "или его законный представитель";


изложить положение об определении индивидуальной потребности граждан в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, а также подборе гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг, в том числе социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в редакции согласно приложению к настоящему Приказу.


2. Контроль за организацией исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя министра - руководителя департамента по делам инвалидов и организации социального обслуживания Щербицкую О.В.


3. Департаменту по делам инвалидов и организации социального обслуживания министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (Щербицкой) обеспечить доведение настоящего Приказа до сведения заинтересованных организаций социального обслуживания.


4. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте министерства в сети Интернет.


5. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.02.2023.



Министр
Р.А.ВОРОБЬЕВА



Приложение
к Приказу
министерства социально-демографической
и семейной политики
Самарской области
от 31 марта 2023 г. N 207



ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ГРАЖДАН В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГАХ ПО УХОДУ, А ТАКЖЕ ПОДБОРЕ ГРАЖДАНАМ, НУЖДАЮЩИМСЯ В УХОДЕ, СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО УХОДУ, ВКЛЮЧЕННЫХ В СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА


1. Положение об определении индивидуальной потребности граждан в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, (далее - Положение) регулирует порядок определения индивидуальной потребности граждан в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, проживающих в муниципальных образованиях Самарской области, определенных пилотными территориями в рамках реализации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, в соответствии с приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство).


2. В настоящем Положении используются следующие понятия: "система долговременного ухода", "социальный пакет долговременного ухода", "уход", "социальные услуги по уходу", "граждане, нуждающиеся в уходе", "граждане, осуществляющие уход" - применяются в значении, установленном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2022 N 781 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе" (далее - приказ от 15.12.2022 N 781).


3. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется в целях принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании или решения об отказе гражданину в социальном обслуживании.


4. Настоящее Положение распространяется на граждан, обратившихся для признания нуждающимися в социальном обслуживании в территориальные координационные центры, которые функционируют в рамках деятельности территориальных комиссий при министерстве по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании и разработке индивидуальных программ предоставления социальных услуг, расположенные на территории муниципальных образований Самарской области, определенных приказом министерства пилотными территориями в рамках реализации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее - ТКЦ).


5. Процедура определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, проводится при:


первичном обращении гражданина за предоставлением социального обслуживания;


пересмотре индивидуальной программы, а также при возникновении обстоятельств, которые улучшили или ухудшили состояние получателя услуг, согласно периодичности, установленной приказом от 15.12.2022 N 781, в соответствии с Порядком пересмотра индивидуальной программы предоставления социальных услуг, утвержденным приказом министерства.


6. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, - экспертная деятельность, состоящая из:


1) оценки (беседа, опрос, наблюдение, анализ документов) потребностей и нужд, обстоятельств и состояния гражданина (далее - оценка);


2) заключения о наличии или об отсутствии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, в целях признания его нуждающимся в социальном обслуживании;


3) заключения о нуждаемости гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и форме социального обслуживания;


4) заключения об уровне нуждаемости гражданина в уходе, рекомендуемом объеме социального пакета долговременного ухода и условиях его предоставления;


5) подбора гражданину социальных услуг по уходу и иных социальных услуг.


Рекомендуемый объем социального обслуживания определяется в соответствии с приказом министерства от 08.02.2019 N 59 "Об утверждении основных требований к объему, периодичности и качеству предоставления социальных услуг, предоставляемых в Самарской области поставщиками социальных услуг" и приказом министерства от 03.02.2023 N 90 "Об отдельных вопросах реализации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в 2023 году";


6) формирования проектов индивидуальной программы предоставления социальных услуг и дополнения к индивидуальной программе предоставления социальных услуг (далее соответственно - индивидуальная программа, дополнение к индивидуальной программе).


7. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется одновременно двумя экспертами по оценке нуждаемости, с учетом структуры и степени ограничений жизнедеятельности гражданина, состояния его здоровья, особенностей поведения, предпочтений.


8. Эксперт по оценке нуждаемости - специалист ТКЦ, уполномоченный в соответствии с приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и формирование проектов индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе, обладающий знаниями и навыками, необходимыми для исполнения должностных обязанностей, а также личными качествами, обеспечивающими способность выполнять возложенные на него задачи. Подбор экспертов по оценке нуждаемости осуществляется руководителем ТКЦ на принципах комплементарности и регулярной ротации.


9. При определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, учитываются сведения, полученные с согласия гражданина, его законного представителя или лиц из числа ближайшего окружения, осуществляющих уход за ним на основе родственных, соседских или дружеских связей (далее - ближайшее окружение), в том числе в порядке информационного обмена в рамках межведомственного взаимодействия в системе долговременного ухода:


1) сведения медицинских организаций, включая результаты медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, иных обследований гражданина, проведенных в медицинских организациях;


2) результаты медико-социальной экспертизы гражданина (при наличии у гражданина инвалидности);


3) иная информация, полученная от участников системы долговременного ухода.


10. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется с использованием анкеты-опросника по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее - анкета-опросник), форма которой предусмотрена приложением N 1 к настоящему Положению, оформляемой в соответствии с правилами заполнения анкеты-опросника, предусмотренными приложением N 2 к настоящему Положению.


11. Анкета-опросник является:


1) основным инструментом для проведения оценки (беседа, опрос, наблюдение, анализ документов) нужд и потребностей, обстоятельств и состояния гражданина, включающим оценочную шкалу индивидуальной потребности в уходе, и назначения социальных услуг по уходу и иных социальных услуг (далее - оценочная шкала);


2) документом, на основании которого принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, либо об отказе в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу.


12. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости в три этапа (подготовительный, основной, завершающий), в соответствии с алгоритмом действий экспертов по оценке нуждаемости при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, а также подбору гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг, в том числе социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, являющимся приложением N 3 к настоящему Положению.


13. Основанием для включения гражданина в систему долговременного ухода является установление ему уровня нуждаемости в уходе, а также для предоставления социального обслуживания на дому - назначение социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода.


14. При признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, исходя из индивидуальной потребности ему устанавливается первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.


15. Инструментом для определения уровня нуждаемости гражданина в уходе является оценочная шкала анкеты-опросника, которая предусматривает балльную систему оценки.


16. Подсчет суммарного количества баллов осуществляется на основании результатов заполнения оценочной шкалы, включающей:


1) проведение опроса гражданина о его способности самостоятельно выполнять наиболее значимые действия повседневной жизни;


2) наблюдение за способностью гражданина выполнять привычные для обеспечения своей жизнедеятельности действия;


3) демонстрацию гражданином навыков самообслуживания, которыми владеет и пользуется.


17. Первый уровень нуждаемости в уходе устанавливается при суммарном количестве баллов от 15,5 до 26.


Второй уровень нуждаемости в уходе устанавливается при суммарном количестве баллов от 26,5 до 35.


Третий уровень нуждаемости в уходе устанавливается при суммарном количестве баллов от 35,5 до 55.


При суммарном количестве баллов от 0 до 15 гражданину не устанавливается уровень нуждаемости в уходе и не назначаются социальные услуги по уходу, включаемые в социальный пакет долговременного ухода.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»