В целях приведения в соответствие с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2022 N 781 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе" приказываю:
1. Внести в приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 23.01.2015 N 22 "Об отдельных вопросах оценки индивидуальной нуждаемости граждан в предоставлении отдельных форм социального обслуживания" (далее - Приказ) следующие изменения:
пункт 3 Приказа изложить в следующей редакции:
"3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра - руководителя департамента по делам инвалидов и организации социального обслуживания Щербицкую О.В.";
пункт 11 после слова "гражданин" дополнить словами "или его законный представитель";
изложить положение об определении индивидуальной потребности граждан в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, а также подборе гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг, в том числе социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в редакции согласно приложению к настоящему Приказу.
2. Контроль за организацией исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя министра - руководителя департамента по делам инвалидов и организации социального обслуживания Щербицкую О.В.
3. Департаменту по делам инвалидов и организации социального обслуживания министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (Щербицкой) обеспечить доведение настоящего Приказа до сведения заинтересованных организаций социального обслуживания.
4. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте министерства в сети Интернет.
5. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.02.2023.
Министр
Р.А.ВОРОБЬЕВА
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ГРАЖДАН В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГАХ ПО УХОДУ, А ТАКЖЕ ПОДБОРЕ ГРАЖДАНАМ, НУЖДАЮЩИМСЯ В УХОДЕ, СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО УХОДУ, ВКЛЮЧЕННЫХ В СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА
1. Положение об определении индивидуальной потребности граждан в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, (далее - Положение) регулирует порядок определения индивидуальной потребности граждан в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, проживающих в муниципальных образованиях Самарской области, определенных пилотными территориями в рамках реализации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, в соответствии с приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство).
2. В настоящем Положении используются следующие понятия: "система долговременного ухода", "социальный пакет долговременного ухода", "уход", "социальные услуги по уходу", "граждане, нуждающиеся в уходе", "граждане, осуществляющие уход" - применяются в значении, установленном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2022 N 781 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе" (далее - приказ от 15.12.2022 N 781).
3. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется в целях принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании или решения об отказе гражданину в социальном обслуживании.
4. Настоящее Положение распространяется на граждан, обратившихся для признания нуждающимися в социальном обслуживании в территориальные координационные центры, которые функционируют в рамках деятельности территориальных комиссий при министерстве по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании и разработке индивидуальных программ предоставления социальных услуг, расположенные на территории муниципальных образований Самарской области, определенных приказом министерства пилотными территориями в рамках реализации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее - ТКЦ).
5. Процедура определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, проводится при:
первичном обращении гражданина за предоставлением социального обслуживания;
пересмотре индивидуальной программы, а также при возникновении обстоятельств, которые улучшили или ухудшили состояние получателя услуг, согласно периодичности, установленной приказом от 15.12.2022 N 781, в соответствии с Порядком пересмотра индивидуальной программы предоставления социальных услуг, утвержденным приказом министерства.
6. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, - экспертная деятельность, состоящая из:
1) оценки (беседа, опрос, наблюдение, анализ документов) потребностей и нужд, обстоятельств и состояния гражданина (далее - оценка);
2) заключения о наличии или об отсутствии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, в целях признания его нуждающимся в социальном обслуживании;
3) заключения о нуждаемости гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и форме социального обслуживания;
4) заключения об уровне нуждаемости гражданина в уходе, рекомендуемом объеме социального пакета долговременного ухода и условиях его предоставления;
5) подбора гражданину социальных услуг по уходу и иных социальных услуг.
Рекомендуемый объем социального обслуживания определяется в соответствии с приказом министерства от 08.02.2019 N 59 "Об утверждении основных требований к объему, периодичности и качеству предоставления социальных услуг, предоставляемых в Самарской области поставщиками социальных услуг" и приказом министерства от 03.02.2023 N 90 "Об отдельных вопросах реализации системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в 2023 году";
6) формирования проектов индивидуальной программы предоставления социальных услуг и дополнения к индивидуальной программе предоставления социальных услуг (далее соответственно - индивидуальная программа, дополнение к индивидуальной программе).
7. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется одновременно двумя экспертами по оценке нуждаемости, с учетом структуры и степени ограничений жизнедеятельности гражданина, состояния его здоровья, особенностей поведения, предпочтений.
8. Эксперт по оценке нуждаемости - специалист ТКЦ, уполномоченный в соответствии с приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и формирование проектов индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе, обладающий знаниями и навыками, необходимыми для исполнения должностных обязанностей, а также личными качествами, обеспечивающими способность выполнять возложенные на него задачи. Подбор экспертов по оценке нуждаемости осуществляется руководителем ТКЦ на принципах комплементарности и регулярной ротации.
9. При определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, учитываются сведения, полученные с согласия гражданина, его законного представителя или лиц из числа ближайшего окружения, осуществляющих уход за ним на основе родственных, соседских или дружеских связей (далее - ближайшее окружение), в том числе в порядке информационного обмена в рамках межведомственного взаимодействия в системе долговременного ухода:
1) сведения медицинских организаций, включая результаты медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, иных обследований гражданина, проведенных в медицинских организациях;
2) результаты медико-социальной экспертизы гражданина (при наличии у гражданина инвалидности);
3) иная информация, полученная от участников системы долговременного ухода.
10. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется с использованием анкеты-опросника по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее - анкета-опросник), форма которой предусмотрена приложением N 1 к настоящему Положению, оформляемой в соответствии с правилами заполнения анкеты-опросника, предусмотренными приложением N 2 к настоящему Положению.
11. Анкета-опросник является:
1) основным инструментом для проведения оценки (беседа, опрос, наблюдение, анализ документов) нужд и потребностей, обстоятельств и состояния гражданина, включающим оценочную шкалу индивидуальной потребности в уходе, и назначения социальных услуг по уходу и иных социальных услуг (далее - оценочная шкала);
2) документом, на основании которого принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, либо об отказе в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу.
12. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости в три этапа (подготовительный, основной, завершающий), в соответствии с алгоритмом действий экспертов по оценке нуждаемости при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, а также подбору гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг, в том числе социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, являющимся приложением N 3 к настоящему Положению.
13. Основанием для включения гражданина в систему долговременного ухода является установление ему уровня нуждаемости в уходе, а также для предоставления социального обслуживания на дому - назначение социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода.
14. При признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, исходя из индивидуальной потребности ему устанавливается первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.
15. Инструментом для определения уровня нуждаемости гражданина в уходе является оценочная шкала анкеты-опросника, которая предусматривает балльную систему оценки.
16. Подсчет суммарного количества баллов осуществляется на основании результатов заполнения оценочной шкалы, включающей:
1) проведение опроса гражданина о его способности самостоятельно выполнять наиболее значимые действия повседневной жизни;
2) наблюдение за способностью гражданина выполнять привычные для обеспечения своей жизнедеятельности действия;
3) демонстрацию гражданином навыков самообслуживания, которыми владеет и пользуется.
17. Первый уровень нуждаемости в уходе устанавливается при суммарном количестве баллов от 15,5 до 26.
Второй уровень нуждаемости в уходе устанавливается при суммарном количестве баллов от 26,5 до 35.
Третий уровень нуждаемости в уходе устанавливается при суммарном количестве баллов от 35,5 до 55.
При суммарном количестве баллов от 0 до 15 гражданину не устанавливается уровень нуждаемости в уходе и не назначаются социальные услуги по уходу, включаемые в социальный пакет долговременного ухода.