АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2023 года N 75-п


О внесении изменений в государственную программу Ненецкого автономного округа "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ненецкого автономного округа"



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 23.07.2014 N 267-п, Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:


1. Внести изменения в государственную программу Ненецкого автономного округа "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ненецкого автономного округа", утвержденную постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 03.10.2014 N 371-п (с изменениями, внесенными постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 25.03.2022 N 73-п), согласно Приложению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Исполняющий обязанности губернатора
Ненецкого автономного округа
А.А.БЛОЩИНСКИЙ



Приложение
к постановлению Администрации
Ненецкого автономного округа
от 17.03.2023 N 75-п
"О внесении изменений
в государственную программу
Ненецкого автономного округа
"Обеспечение эпизоотического
и ветеринарно-санитарного
благополучия на территории
Ненецкого автономного округа"



ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭПИЗООТИЧЕСКОГО И ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"


1. В паспорте государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ненецкого автономного округа":


1) строку "Перечень целевых показателей государственной программы" изложить в следующей редакции:


"

Перечень целевых показателей государственной программы

Доля проведенных Департаментом внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа контрольно-надзорных мероприятий в области обращения с животными в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан от запланированных контрольно-надзорных мероприятий; доля проведенных Департаментом внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа контрольно-надзорных и (или) профилактических мероприятий в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, от количества поступившей информации в адрес Департамента внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа о нарушениях в области обращения с животными

";


2) в строке "Срок реализации государственной программы (при необходимости - этапы реализации)" цифры "2025" заменить цифрами "2026";


3) строку "Объемы бюджетных ассигнований государственной программы (в разбивке по источникам финансирования)" изложить в следующей редакции:


"

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы (в разбивке по источникам финансирования)

Общий объем финансирования программы - 1 211 976,5 тыс. рублей, из них:

за счет средств окружного бюджета - 1 184 272,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год - 135 524,8 тыс. рублей;

2016 год - 97 304,9 тыс. рублей;

2017 год - 73 987,4 тыс. рублей;

2018 год - 91 289,7 тыс. рублей;

2019 год - 99 581,3 тыс. рублей;

2020 год - 93 224,6 тыс. рублей;

2021 год - 91 571,8 тыс. рублей;

2022 год - 97 709,5 тыс. рублей;

2023 год - 106 885,5 тыс. рублей;

2024 год - 101 394,9 тыс. рублей;

2025 год - 97 898,8 тыс. рублей;

2026 год - 97 898,8 тыс. рублей,

за счет средств федерального бюджета - 27 704,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год - 0,0 тыс. рублей;

2016 год - 0,0 тыс. рублей;

2017 год - 0,0 тыс. рублей;

2018 год - 0,0 тыс. рублей;

2019 год - 837,4 тыс. рублей;

2020 год - 0,0 тыс. рублей;

2021 год - 0,0 тыс. рублей;

2022 год - 0,0 тыс. рублей;

2023 год - 0,0 тыс. рублей;

2024 год - 26 867,1 тыс. рублей;

2025 год - 0,0 тыс. рублей;

2026 год - 0,0 тыс. рублей

".


2. Раздел I изложить в следующей редакции:


"Раздел I

Характеристика сферы реализации государственной программы



Ветеринарная медицина обеспечивает благополучие населения посредством защиты здоровья животных и получения безопасной и качественной продукции животного происхождения в необходимом количестве.


В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20, и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в долгосрочном периоде, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей социально-экономической политики, а также необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.


Одним из направлений развития агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа, определенных Стратегией социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на перспективу до 2030 года, утвержденной постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 07.11.2019 N 256-сд, является продвижение продукции агропромышленного комплекса на конкурентные общероссийские и мировые рынки. Этого можно достичь при условии обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов, производимых на территории Ненецкого автономного округа.


Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасными пищевыми продуктами. Для этого необходимо контролировать соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в этой области продукции животного происхождения, в том числе импортированной, на всех стадиях ее производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации.


В настоящее время происходит интенсивное перемещение людей, животных, сырья, продуктов животного и растительного происхождения между отдельными регионами внутри страны и между разными странами и континентами, имеющими различную эпидемиологическую и эпизоотическую ситуацию. В связи с этим задачи государственной ветеринарной службы многократно усложнились: требуется оперативная оценка качества и безопасности продукции животного происхождения и здоровья животных. В системе охраны здоровья населения решающее значение имеет полноценное питание, поэтому обеспечение населения высококачественными и экологически чистыми продуктами животного происхождения является острой проблемой.


Обеспечение безопасности пищевых продуктов регламентируется Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880. Данный Технический регламент устанавливает ряд требований безопасности (включая ветеринарные) к пищевой продукции и связанные с ней процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.


Правилами и принципами Международного эпизоотического бюро (далее - МЭБ) определяется важнейшая задача мирового значения - борьба с инфекционными болезнями животных. В соответствии с требованиями МЭБ государствам необходимо организовать проведение мероприятий по поддержанию статуса свободных от болезней животных списка А. Эта категория болезней, получивших название конвенционных или особо опасных, согласно современному определению МЭБ означает "заразные болезни, которые имеют способность к опасному и быстрому распространению безотносительно к государственным границам, сопровождаются серьезными последствиями в области общественной экономики и здравоохранения, имеют важное значение в международной торговле животными и продуктами животноводства".


Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" решение основных задач в области ветеринарии возложено на Государственную ветеринарную службу Российской Федерации, в систему которой входят уполномоченные в области ветеринарии исполнительные органы субъектов Российской Федерации и подведомственные им организации.


В Ненецком автономном округе полномочия в области ветеринарии осуществляет Департамент внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа и подведомственное ему казенное учреждение Ненецкого автономного округа "Станция по борьбе с болезнями животных".


В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.


Сфера деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации распространяется на проведение специальных ветеринарных мероприятий в отношении заболеваний, определенных приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 09.03.2011 N 62 "Об утверждении перечня заразных и иных болезней животных" и от 19.12.2011 N 476 "Об утверждении перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин)".


Немалую роль в появлении и распространении инфекций играют следующие причины: изменение климата, миграция диких животных (грызунов, мелких хищников), межрегиональный обмен пищевым сырьем и продуктами питания, появление новых, ранее неизвестных торговых партнеров, продукция которых содержит неизученные микроорганизмы, миграция населения. Антропогенные факторы (человеческая деятельность) вызывают мутации микроорганизмов, вследствие чего меняются их фенотипические свойства, изменения закрепляются на уровне генома. Все это приводит к адаптации и выживанию в существующем биоценозе инфекционных агентов, ранее не существовавших или не представлявших угрозы для людей. В связи с изменением свойств микроорганизмов они трудно распознаются как из-за недостаточного опыта у медицинских и ветеринарных работников, так и вследствие отсутствия соответствующих диагностических препаратов.


Экономический ущерб, наносимый в результате появления и распространения очагов заразных болезней животных, складывается из прямых потерь по ликвидации очагов, изъятию и уничтожению опасной для жизни и здоровья граждан продукции, ограничений при производстве, хранении и реализации продукции животного происхождения и измеряется сотнями миллионов рублей. Решение задач, поставленных перед сельскохозяйственными предприятиями Ненецкого автономного округа по повышению продуктивности скота, увеличению объемов производства мяса, молока и другой животноводческой продукции, невозможно без поддержания ветеринарного благополучия.


Ранее на территории Ненецкого автономного округа фиксировался целый ряд особо опасных заболеваний животных. До сороковых годов прошлого столетия почти ежегодно повторялись вспышки сибирской язвы. На тундрах Мезенского уезда Архангельской губернии и Коми края, территории которых входят в состав современного Ненецкого автономного округа, только от сибирской язвы в 1896, 1907 и 1912 годах пало более 100 тысяч голов оленей в каждом году. Исход болезни был настолько губителен, что в некоторых местностях ставил под угрозу само существование оленеводства. На территории Ненецкого автономного округа сейчас насчитывается около 50 районов, так называемых "моровых полей", на которых более 80-ти лет назад происходил массовый падеж оленей от сибирской язвы. С 1932 года на территории Ненецкого национального округа началось проведение поголовной иммунизации северных оленей против сибирской язвы. В результате после 1938 года случаев заболевания животных сибирской язвой на территории Ненецкого национального округа больше не регистрировалось. Ветеринарная служба до сих пор ежегодно продолжает вакцинацию всего поголовья восприимчивых животных против сибирской язвы (в том числе 140 тысяч голов северных оленей) и для подтверждения благополучия земельных участков исследует почву с "падежных" мест на выявление возбудителя сибирской язвы.


Из заразных болезней, относимых к особо опасным, Ненецкий автономный округ стационарно неблагополучен в отношении бешенства животных, которое ежегодно регистрируется в регионе: в 2013 году зарегистрировано 12 случаев заболеваний бешенством, в 2014 году - 6, 2015 году - 18, в 2016 году - 5, в 2017 году - 15, в 2018 году - 2, в 2019 году - 6, в 2020 году - 3, в 2021 году - 3, в 2022 году - 7. По числу случаев заболеваний бешенством Ненецкий автономный округ является "антилидером" среди других регионов Северо-Западного федерального округа. Основным источником распространения возбудителя заболевания бешенством являются дикие лисы и песцы, которые и обеспечивают постоянную циркуляцию вируса в дикой природе.


Казенным учреждением Ненецкого автономного округа "Станция по борьбе с болезнями животных" ежегодно принимаются меры по охвату профилактическими прививками против бешенства, помимо собак и кошек, части поголовья северных оленей, а также диких хищников в зонах стационарного неблагополучия по бешенству. Специалистами государственной ветеринарной службы Ненецкого автономного округа постоянно проводится работа по информированию населения о необходимости проведения вакцинации домашних животных против бешенства и мерах профилактики с помощью средств массовой информации, а также путем распространения памяток и листовок.


В результате ежегодного осуществления ветеринарной службой Ненецкого автономного округа диагностических исследований, вакцинации и профилактических обработок животных против заразных болезней, а также проведения ветеринарно-санитарных мероприятий (дезинфекции, дезинсекции, дератизации, дезинвазии), связанных с выявлением и уничтожением возбудителей инфекций и инвазии во внешней среде, на территории Ненецкого автономного округа в течение последнего десятилетия не было зарегистрировано ни одного случая заболевания животных такими опасными болезнями, как сибирская язва, бруцеллез, лептоспироз, высокопатогенный грипп птиц, классическая чума свиней, сап лошадей, оспа и брадзот овец, трихинеллез свиней, которые в случае их массового возникновения нанесли бы значительный экономический ущерб сельскохозяйственному производству, а также представляли угрозу жизни и здоровью населения Ненецкого автономного округа.


Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Ненецкого автономного округа требует комплексного и системного подхода. В связи с этим реализация государственной программы является оптимальным решением задач, поставленных перед ветеринарной службой, реформирования бюджетного процесса, направленного на достижение конечного результата и переход к программно-целевым методам бюджетного планирования.


Целесообразность использования программно-целевого метода при решении поставленных задач состоит в необходимости планомерного, последовательного выполнения комплекса мероприятий. Мероприятия должны носить организационный, экономически обоснованный, производственный характер и проводиться в строго определенные сроки с использованием финансовых ресурсов.


Применение программно-целевого метода позволит:


выработать комплекс мероприятий по решению вопросов, поставленных перед ветеринарной службой в Ненецком автономном округе, скоординированных по задачам, ресурсам и срокам в рамках государственной программы;


осуществлять расходование бюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области ветеринарии;


объединить усилия исполнительных органов Ненецкого автономного округа, а также иных хозяйствующих субъектов в целях выработки единых решений по вопросам ветеринарии.".


3. В разделе VII:


1) в паспорте подпрограммы 1 "Предупреждение возникновения заболеваний и лечение животных, обеспечение безопасности сельскохозяйственной продукции":


в строке "Срок реализации подпрограммы (при необходимости - этапы реализации)" цифры "2025" заменить цифрами "2026";


строку "Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы (в разбивке по источникам финансирования)" изложить в следующей редакции:


"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»