В соответствии с Законом Хабаровского края от 21 ноября 2022 г. N 334 "О краевом бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" Правительство края постановляет:
Внести в государственную программу Хабаровского края "Развитие рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 27 декабря 2013 г. N 466-пр, следующие изменения:
1) в паспорте:
а) позицию "Участники Государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Участники Государственной программы | - | рыбохозяйственные организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства края (по согласованию)"; |
б) позицию "Задачи Государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Задачи Государственной программы | - | обеспечение эффективной деятельности предприятий рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края с достижением показателей по объему вылова водных биологических ресурсов в крае на уровне не менее 400,0 тыс. тонн, объему производства рыбной продукции на уровне не менее 300,0 тыс. тонн; развитие аквакультуры и воспроизводства водных биологических ресурсов на территории Хабаровского края; модернизация и реконструкция береговых предприятий, ориентированных на выпуск рыбной продукции, в том числе продукции высокой степени переработки, с учетом задач по повышению экологической безопасности производства; оказание государственной поддержки рыбохозяйственным организациям, индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам края; обеспечение реализации мероприятий регионального проекта "Экспорт продукции АПК (Хабаровский край)" по направлению "Рыбохозяйственный комплекс Хабаровского края"; обеспечение цифровизации рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края"; |
в) позицию "Основные мероприятия Государственной программы" дополнить абзацем следующего содержания:
"решение задач в области цифровизации в рыбохозяйственном комплексе";
г) в позиции "Основные показатели (индикаторы) Государственной программы":
- абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"вывоз (продажа) рыбы и продуктов рыбных переработанных по субъектам Российской Федерации (тыс. тонн);";
- абзац девятый изложить в следующей редакции:
"коэффициент эффективности деятельности исполнительного органа края по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, при выполнении которых возникают расходные обязательства края, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации (единиц);";
д) в позиции "Сроки и этапы реализации Государственной программы" цифры "2024" заменить цифрами "2025";
е) позицию "Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, внебюджетных средств" изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, внебюджетных средств | - | общий объем финансирования Государственной программы - 3 995,03232 млн. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 253,24670 млн. рублей, 2015 год - 420,15082 млн. рублей, 2016 год - 438,12020 млн. рублей, 2017 год - 230,12210 млн. рублей, 2018 год - 256,19810 млн. рублей, 2019 год - 226,05970 млн. рублей, 2020 год - 261,04360 млн. рублей, 2021 год - 300,93820 млн. рублей, 2022 год - 391,04250 млн. рублей, 2023 год - 401,03680 млн. рублей, 2024 год - 406,03680 млн. рублей, 2025 год - 411,03680 млн. рублей, из них: из краевого бюджета - 12,53232 млн. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 1,34670 млн. рублей, 2015 год - 1,25082 млн. рублей, 2016 год - 1,22020 млн. рублей, 2017 год - 0,22210 млн. рублей, 2018 год - 1,29810 млн. рублей, 2019 год - 1,05970 млн. рублей, 2020 год - 1,04360 млн. рублей, 2021 год - 0,93820 млн. рублей, 2022 год - 1,04250 млн. рублей, 2023 год - 1,03680 млн. рублей, 2024 год - 1,03680 млн. рублей, 2025 год - 1,03680 млн. рублей, из них: средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 11,18562 млн. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 1,25082 млн. рублей, 2016 год - 1,22020 млн. рублей, 2017 год - 0,22210 млн. рублей, 2018 год - 1,29810 млн. рублей, 2019 год - 1,05970 млн. рублей, 2020 год - 1,04360 млн. рублей, 2021 год - 0,93820 млн. рублей, 2022 год - 1,04250 млн. рублей, 2023 год - 1,03680 млн. рублей, 2024 год - 1,03680 млн. рублей, 2025 год - 1,03680 млн. рублей; из федерального бюджета - 449,50000 млн. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 89,90000 млн. рублей, 2015 год - 89,90000 млн. рублей, 2016 год - 89,90000 млн. рублей, 2017 год - 89,90000 млн. рублей, 2018 год - 89,90000 млн. рублей, 2019 год - 0 млн. рублей, 2020 год - 0 млн. рублей, 2021 год - 0 млн. рублей, 2022 год - 0 млн. рублей, 2023 год - 0 млн. рублей, 2024 год - 0 млн. рублей, 2025 год - 0 млн. рублей; внебюджетные средства (по согласованию) - 3 533,00000 млн. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 162,00000 млн. рублей, 2015 год - 329,00000 млн. рублей, 2016 год - 347,00000 млн. рублей, 2017 год - 140,00000 млн. рублей, 2018 год - 165,00000 млн. рублей, 2019 год - 225,00000 млн. рублей, 2020 год - 260,00000 млн. рублей, 2021 год - 300,00000 млн. рублей, 2022 год - 390,00000 млн. рублей, 2023 год - 400,00000 млн. рублей, 2024 год - 405,00000 млн. рублей, 2025 год - 410,00000 млн. рублей"; |
ж) в позиции "Ожидаемые результаты реализации Государственной программы":
- в абзаце втором цифру "9" заменить цифрами "10";
- в абзаце пятом цифры "120" заменить цифрами "125,0";
- в абзаце шестом цифры "373,5" заменить цифрами "400,0";
- в абзаце седьмом цифры "297,3" заменить цифрами "300,0";
- абзац девятый изложить в следующей редакции:
"вывоз (продажа) рыбы и продуктов рыбных переработанных по субъектам Российской Федерации - 105,0 тыс. тонн;";
- в абзаце десятом цифры "1 000,0" заменить цифрами "1 100,0";
- абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
"коэффициент эффективности деятельности исполнительного органа края по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, при выполнении которых возникают расходные обязательства края, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российской Федерации, - 1,0;";
2) разделы 1 - 3 изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика обоснования разработки Государственной программы
Рыбохозяйственный комплекс Хабаровского края представляет собой сложный сектор экономики. Основными видами деятельности рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей являются добыча водных биологических ресурсов, их переработка и реализация в крае, других регионах Российской Федерации и за рубежом.
Особенностями деятельности отрасли являются сезонность промысла, зависимость от климатических условий, трудности прогнозирования объемов вылова водных биологических ресурсов и определения рациональной доли их изъятия без ущерба для воспроизводства.
Основными районами промысла водных биологических ресурсов для предприятий Хабаровского края являются Охотское и Берингово моря, воды Татарского пролива, а также внутренние водоемы края.
Традиционно основными видами вылавливаемых водных биологических ресурсов в крае являются: минтай - 44 - 49 процентов от общего вылова по краю, сардина иваси и скумбрия (с 2017 года) - 16 - 24 процента, сельдь тихоокеанская - 15 - 16 процентов, лососевые виды рыб - 6 - 7 процентов.
С начала реализации Государственной программы рыбохозяйственный комплекс края демонстрирует стабильную положительную динамику. Наращивается объем добычи водных биологических ресурсов рыбодобывающими организациями края с 285,6 тыс. тонн в 2014 году до 417,3 тыс. тонн в 2021 году. С 2020 года объем добычи водных биологических ресурсов превышает 400 тыс. тонн, что является рекордным значением для края.
Растут объемы производства продукции высокой степени переработки (рост в 2021 году на 59% к уровню 2014 года), экспортных поставок в стоимостном выражении (рост в 2021 году в 4,4 раза к уровню 2014 года).
Перерабатывающие предприятия отрасли ежегодно обновляют ассортимент рыбной продукции с учетом тенденций покупательского спроса и потребностей рынка, а также рентабельности продукции.
За период реализации Государственной программы реализованы инвестиционные проекты, направленные на строительство и модернизацию рыбоперерабатывающих объектов в Николаевском, Охотском, Тугуро-Чумиканском, Ульчском муниципальных районах Хабаровского края, благодаря чему обеспечен прирост береговых перерабатывающих мощностей на 10 тыс. тонн.
Строительство и модернизация рыбоперерабатывающих объектов продолжаются. В результате реализации инвестиционных проектов в крае будут созданы дополнительные мощности по переработке порядка 2 тыс. тонн рыбы в год.
Отмечается ежегодный рост оборота организаций по видам экономической деятельности "Рыболовство и рыбоводство", "Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков". С 2017 года оборот организаций отрасли увеличился в два раза и составил в 2021 году 52,6 млрд. рублей.
Среднемесячная заработная плата работающих в отрасли в 2021 году выросла в 2,3 раза к уровню 2017 года (в 2021 году - 118,7 тыс. рублей).
Деятельность предприятий рыбохозяйственного комплекса обеспечивает налоговые поступления в консолидированный бюджет Хабаровского края порядка 2 млрд. рублей ежегодно (в 2021 году - 1,9 млрд. рублей).
С 2019 года ежегодный объем инвестиций в основной капитал за счет собственных и заемных средств рыбохозяйственных организаций, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств края по отрасли "Рыболовство и рыбоводство" составляет 2,5 - 9,0 млрд. рублей (за 2021 год - 4,9 млрд. рублей) с учетом инвестиций в строительство рыбодобывающими предприятиями края судов, в том числе в результате использования механизма распределения квот на добычу водных биологических ресурсов в инвестиционных целях.
Особое внимание уделяется развитию аквакультуры. На территории края осуществляют деятельность 12 лососевых рыбоводных заводов общей проектной мощностью 116,9 млн. штук молоди в год, из них девять частных заводов проектной мощностью 64,2 млн. штук молоди в год. За счет активизации строительства частных лососевых рыбоводных заводов с 2017 по 2021 год обеспечен прирост мощностей частных лососевых рыбоводных заводов на 74 процента. Лососевыми рыбоводными заводами края ежегодно осуществляется выпуск 40 - 60 млн. штук молоди тихоокеанских лососей, из них более 30 процентов выпускается частными рыбоводными заводами.
Осуществляется реализация инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и создание частных рыбоводных заводов. Строительство и модернизация рыбоводных заводов реализуются на малых реках Хабаровского края, также осуществляется строительство рыбоводных комплексов по выращиванию различных видов рыб в установках замкнутого цикла водоснабжения. На строящихся рыборазводных комплексах планируется воспроизводство кеты, горбуши, сома, рыбы осетровых пород.
В результате реализации таких инвестиционных проектов будут созданы мощности:
- по выпуску молоди лососевых видов рыб до 95 млн. экземпляров в год (проектные мощности);
- по выпуску рыбной продукции из объектов аквакультуры, выращенных в установках замкнутого цикла водоснабжения.
Несмотря на общую позитивную динамику развития рыбохозяйственного комплекса края, существует ряд проблем, препятствующих дальнейшему развитию отрасли и реализации поставленных перед ней стратегических целей:
- истощение естественных запасов водных биологических ресурсов;
- технологическая отсталость и высокий износ промыслового флота;
- отсутствие достаточного количества оборотных средств у рыбохозяйственных предприятий края для масштабного обновления рыбопромыслового флота и недостаток залоговых ресурсов для получения долгосрочных кредитов в российских кредитных организациях на строительство и обновление флота;
- недостаток доступных для использования стимулирующих условий для строительства и модернизации судов рыбопромыслового флота, развития береговой инфраструктуры, высокой степени переработки водных биологических ресурсов;
- недостаток сырья для береговых предприятий, осуществляющих производство рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью;