Действующий

Об утверждении бюджетного прогноза Ивановской области на 2023 - 2035 годы (с изменениями на 14 марта 2024 года)



1. Основные итоги развития и текущее состояние бюджетной системы Ивановской области


Проведение на протяжении последних лет взвешенной консервативной бюджетной политики позволило создать стабильные условия для сбалансированности регионального бюджета, в том числе в условиях режима повышенной готовности - успешно справиться с негативными последствиями распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 и 2021 годах.


Основными итогами развития бюджетной системы Ивановской области к 2022 году стали:


безусловное исполнение всех принятых социальных обязательств;


превышение первоначально запланированных показателей исполнения по налоговым и неналоговым доходам;


устойчивый профицит по исполнению консолидированного и областного бюджетов;


сокращение объема государственного долга Ивановской области и долговой нагрузки на бюджет региона в рамках, установленных соглашениями о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.


В целях обеспечения сбалансированности консолидированного и областного бюджетов Ивановской области реализуются:


1) государственная программа Ивановской области "Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области", утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2013 N 429-п;


2) план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Ивановской области на 2014 - 2024 годы, утвержденный распоряжением Правительства Ивановской области от 19.02.2014 N 27-рп.


Исполнение консолидированного и областного бюджетов Ивановской области на протяжении последних лет характеризуется положительной динамикой поступлений налоговых и неналоговых доходов с ежегодным ростом к предыдущему году.


С 2018 по 2022 год ежегодный прирост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ивановской области находился в диапазоне от 4,3% до 32,5%. Наибольший прирост был достигнут в 2021 году на фоне восстановления экономической активности после окончания действия жестких ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, наименьший - в 2020 году.


Основными бюджетообразующими налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, акцизы по группе подакцизных товаров (нефтепродукты, пиво, крепкая алкогольная продукция), а также налог на имущество организаций. На указанные доходные источники приходится порядка 85,0% от налоговых и неналоговых доходов и порядка 50,0% от всех доходов консолидированного бюджета Ивановской области.


Наиболее высокую динамику из указанных доходов демонстрируют доходы в виде налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в связи с увеличением числа субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих данную систему налогообложения, и улучшением финансовых результатов их деятельности, а также доходы от акцизов в связи с изменением нормативов их зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации и увеличением ставок по акцизам.


Объем безвозмездных поступлений консолидированного и областного бюджетов Ивановской области также ежегодно увеличивается в связи с ежегодным ростом объема безвозмездной помощи из федерального бюджета.