ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 марта 2023 года N 57-р


О концепции развития творческих (креативных) индустрий в Республике Северная Осетия-Алания до 2030 года



Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития творческих (креативных) индустрий в Республике Северная Осетия-Алания до 2030 года.


2. Министерству культуры Республики Северная Осетия-Алания совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и организациями разработать план мероприятий по реализации Концепции развития творческих (креативных) индустрий в Республике Северная Осетия-Алания до 2030 года и представить его в Правительство Республики Северная Осетия-Алания до 14 марта 2023 года.



Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Б.ДЖАНАЕВ



Утверждена
Распоряжением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 2 марта 2023 г. N 57-р



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ (КРЕАТИВНЫХ) ИНДУСТРИЙ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ДО 2030 ГОДА



I. Общие положения


Концепция развития творческих (креативных) индустрий в Республике Северная Осетия-Алания до 2023 года (далее - Концепция) разработана в целях формирования системного подхода к реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года, утвержденной Законом Республики Северная Осетия-Алания от 18 сентября 2019 года N 60-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года", в части создания благоприятных условий для развития творческих (креативных) индустрий, которые являются важнейшими ресурсами для развития экономики и социальной сферы Республики Северная Осетия-Алания. Концепция подготовлена с учетом положений Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года N 2613-р.


Концепцией определяются основные задачи, принципы и направления деятельности республиканских исполнительных органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в сфере креативных (творческих) индустрий.


Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия:


"креативная экономика" - тип экономики, основанный на капитализации интеллектуальной собственности во всех областях человеческой деятельности - научной, научно-технической, культурной и в целом творческой деятельности. Ядром креативной экономики являются творческие (креативные) индустрии;


"креативный кластер" - взаимосвязанные организации и предприятия, размещенные на территории компактно расположенных объектов недвижимости. Креативные кластеры развиваются управляющей компанией под единым брендом и объединяют резидентов (арендаторов) из секторов креативных индустрий, субъектов творческого (креативного) предпринимательства в целом, имеют необходимую инфраструктуру для творческой и (или) предпринимательской деятельности, являются центром для создателей и потребителей творческого продукта и позитивно воздействуют на территорию своего присутствия;


"творческие (креативные) индустрии" - сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества.


К творческим (креативным) индустриям относятся в том числе:


индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия (народно-художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность);


индустрии, основанные на искусстве (театр, музыка, кино, анимация, живопись, деятельность галерей и др.);


современные медиа и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио-, анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, блогерство, печатная индустрия, средства массовой информации, реклама и пр.);


прикладные творческие (креативные) индустрии (архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, гастрономическая индустрия и т.п.).



II. Основные тенденции развития творческих (креативных) индустрий


Креативные (творческие) индустрии занимаются деятельностью, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности.


Инновационные технологии используются и в различных областях творческой деятельности: разработке игр, широком спектре программных продуктов, продуктов виртуальной и дополненной реальности, музыке, искусстве, рекламе, архитектуре, кинематографии, анимации, дизайне и других.


Креативные (творческие) индустрии, являясь новым типом развития культуры, объединяются наличием творческого компонента, но при этом высока и роль новых технологий и открытий. Импульс к развитию креативных индустрий дают технологии, например, цифровизация, отвечающая за оперативный доступ к средствам креативного производства, аддитивные технологии, искусственный интеллект. Креативные индустрии создают новые рабочие места, содействуют диверсификации экономики и формированию комфортной городской среды. На долю этого сектора экономики приходится до 10% ВВП в развитых странах мира. В свою очередь, катализатором развития креативных индустрий - цифровых технологий, медиа, дизайна и культуры - является системная поддержка молодых талантов, малого и среднего бизнеса, внедрение инновационных образовательных программ и реализация эффективной культурной политики.


Таким образом, креативные индустрии - это ключевой сектор инновационной экономики, способствующий экономическому росту и социальному развитию городов и территорий.


По исследованию, проводимому Агентством стратегических инициатив, Республики Северная Осетия-Алания занимает 72 место в рейтинге регионов Российской Федерации по приближенной оценке вклада креативных индустрий в валовый региональный продукт (далее - ВРП).


В 2021 году среднесписочная численность работников организаций, отнесенных к креативным индустриям, в республике составила 1,1 тыс. человек; 7,7% от всех организаций республики приходится на креативные индустрии. Выручка организаций в секторе составила 2 млрд рублей, что составило 1,1% от суммарной выручки всех организаций республики. Приближенная оценка вклада креативных индустрий в ВРП составила 1,1%.


В то же время нельзя не отметить огромный творческий потенциал Республики Северная Осетия-Алания и точки роста в данном секторе экономики. Республика Северная Осетия-Алания - стабильный лидер по количеству участников и победителей федеральных творческих площадок среди республик Северо-Кавказского федерального округа (Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив, форумы "Машук", "Таврида", "Селигер" и др.) В республике зарегистрировано более 300 социально ориентированных некоммерческих организаций, успешно функционируют государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Школа космонавтики имени Р.В. Комаева", федеральная сеть детских технопарков "Кванториум" и центры образования естественно-научной и технологической направленности "Точки роста". Открыт первый в Северо-Кавказском федеральном округе ресурсный центр по поддержке добровольчества "Доброволец Кавказа". Творческие коллективы Республики Северная Осетия-Алания постоянно становятся победителями и лауреатами российских и международных конкурсов и фестивалей.


За последние годы в Республике Северная Осетия-Алания наметились предпосылки для возрождения киноиндустрии: появились творческие коллаборации режиссеров, сценаристов, видеографов, которые создают достойную кинопродукцию, представляющую республику на различных фестивалях.


Город Владикавказ - столица Республика Северная Осетия-Алания - многие годы позиционирует себя как научный и культурный центр Северного Кавказа с большим количеством творческих коллективов и образовательных учреждений.


Памятники архитектуры и природные богатства республики с каждым годом привлекают внимание все большего количества туристов. Причем многие гости Республики Северная Осетия-Алания отмечают не только традиционные для Северного Кавказа преимущества (гостеприимство, ландшафты, национальная кухня и традиции), но и современные креативные достопримечательности (10 арт-объектов в районах республики).


Потенциал развития креативных индустрий в Республики Северная Осетия-Алания определяют следующие конкурентные преимущества:


1) географическое положение республики, ее транспортная доступность являются возможными точками роста внутренней миграции специалистов в области креативных индустрий, прежде всего, IT-сферы;


2) активная культурная жизнь на территории республики является средством реализации творческого потенциала ее жителей, фактором притяжения талантливых людей из других регионов, а также драйвером экономического роста. В г. Владикавказ регулярно проходят культурные, общественные и спортивные мероприятия общероссийского и международного уровня, что является значимым фактором для развития туризма, в том числе событийного;


3) сильный научно-образовательный потенциал. Профессиональное образование Республики Северная Осетия-Алания представляют 11 учреждений начального профессионального образования, 14 учреждений среднего специального образования, 4 филиала учреждений высшего профессионального образования, 5 государственных и 5 негосударственных учреждений высшего образования. Только в государственных вузах республики обучается более 28 000 студентов. В Республике Северная Осетия-Алания имеется 309 докторов наук, 1260 кандидатов наук и 769 аспирантов. Основные направления научной деятельности: гуманитарное (археология, социология, история, языкознание, литературоведение); сельское хозяйство (механизация, биопрепараты, селекция хмеля, садоводство); физика (полупроводники, микроканальные пластины); химия (переработка, синтез соединений); медицина (медико-биологическое направление, экология человека, проблемы диабета, рака и урологии); промышленная экология (утилизация и переработка клинкеров, снижение вредных выбросов, извлечение тяжелых металлов из сточных вод).


4) высокая предпринимательская активность, развитый сектор малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). В республике зарегистрировано 16 343 субъекта МСП, в которых трудится около 32 000 человек. Таким образом, в экономическом потенциале республики значительную долю занимает малый бизнес по удельному весу в ВРП, количеству рабочих мест и численности занятых работников. Деятельность малых и средних предприятий Республики Северная Осетия-Алания ориентирована в наибольшей мере на удовлетворение местных нужд в товарах и услугах и ощутимо способствует обеспечению занятости трудоспособного населения, созданию новых рабочих мест, наполнению доходной части бюджета, снижению социальной напряженности. Структурное распределение малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности на протяжении ряда лет существенно не меняется. Среди микропредприятий 30,3% занято в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, 2% - в сельском хозяйстве; 11,8% составляют обрабатывающие производства; 14,0% - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; 12,3% - строительство.



III. Проблемы и барьеры развития творческих (креативных) индустрий


Инфраструктура, способствующая развитию творческого (креативного) предпринимательства и формирования устойчивых творческих (креативных) индустрий, в Республике Северная Осетия-Алания развита недостаточно. Креативные кластеры, несмотря на высокие риски этого вида предпринимательства, ставятся в один ряд с бизнес- и торговыми центрами.


К сдерживающим факторам развития креативных индустрий в республике можно отнести ряд общих проблем развития Республики Северная Осетия-Алания, в том числе проблемы социокультурной среды и городской инфраструктуры. Среди специфических проблем развития сектора в Республики Северная Осетия-Алания можно выделить следующие:


1) неравный доступ населения к культурным благам, особенно за пределами столицы республики, что является сдерживающим фактором в продвижении создаваемых творческих продуктов, а также оказывает отрицательное влияние на формирование спроса на продукцию креативных индустрий и подготовку кадров в сфере креативных индустрий;


2) недостаток современных культурных объектов;


3) недостаточные мощности и уровень оснащения образовательных учреждений в сфере культуры;


4) кадровые проблемы в государственных и муниципальных учреждениях культуры;


5) недостаточный уровень использования потенциала культурных объектов и объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания;


6) отсутствие профессиональных кадров в области креативной экономики.


Большая часть людей, так или иначе представленных в сфере креативных индустрий, разобщена и занимается своей деятельностью самостоятельно. В настоящее время на первое место выходит получение добавленной стоимости, для чего необходимы менеджеры нового формата, которых в республике нет.


Недостаточное внимание уделяется развитию и усилению присутствия республиканских товаров и услуг с высокой долей творческой, интеллектуальной составляющей на рынке, что создает риски оттока капитала и наиболее талантливой мобильной молодежи.


Предпринимательский корпус республики ориентирован на сиюминутную выгоду и занят, в основном, в секторе оптовой и розничной торговли. Изменение данного вектора экономического развития - одна из главных задач при реализации мер по поддержке креативных индустрий;


7) низкая цифровая доступность республики. Несмотря на планомерное увеличение охвата Интернетом и улучшение качества связи в Республики Северная Осетия-Алания, отдаленные населенные пункты по-прежнему испытывают проблемы с подключением к сети "Интернет". Особенно это касается горной местности, где мобильная связь и интернет работают с перебоями или вовсе отсутствуют.


По данным исследования, проведенного экспертами некоммерческой организации "Диалог" в 2021 году, Республика Северная Осетия-Алания входит в группу 14 субъектов Российской Федерации с низкой доступностью цифровых сервисов. Аналитики поясняют, что даже существующие в республике сервисы недоступны за пределами республиканского центра;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»