Правительство Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2018 года N 886-пп "Об утверждении государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 года N 1027-пп, от 24 декабря 2020 года N 1241-пп, от 25 января 2022 года N 38-пп, от 27 декабря 2022 года N 1541-пп) следующее изменение:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Постановление вступает в силу после дня его официального опубликования.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР
Государственная программа "Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области"
Оренбургская область в современных границах - одна из крупнейших областей Российской Федерации, площадь которой составляет 123,7 тыс. кв. километров. По состоянию на 1 января 2022 года численность населения области - 1924,6 тыс. человек, из них 38,9 процента проживает в сельской местности.
На территории Оренбургской области находятся 487 муниципальных образований, в том числе 12 городских округов, 1 закрытое административно-территориальное образование, 29 муниципальных районов и 445 поселений.
По итогам 2021 года областной бюджет исполнен со следующими параметрами:
доходы - 139,4 млрд. рублей;
расходы - 122,3 млрд. рублей;
профицит - 17,1 млрд. рублей.
Областной бюджет является социально ориентированным: две трети расходов областного бюджета направляются в сферы образования, здравоохранения, социальной политики, культуры и спорта.
При формировании и исполнении областного бюджета соблюдается принцип безусловного обеспечения в полном объеме первоочередных обязательств:
заработная плата (с учетом поддержания достигнутых значений показателей по заработной плате по всем категориям работников бюджетной сферы, поименованным в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - указы Президента Российской Федерации), соблюдения минимального размера оплаты труда, а также с учетом повышающего районного коэффициента);
социальные выплаты населению;
коммунальные расходы;
уплата налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Оренбургской областью реализуются мероприятия по обеспечению устойчивости местных бюджетов, повышению их финансовой самостоятельности, однако, несмотря на принимаемые меры, для большинства муниципальных образований проблема низкой самообеспеченности остается острой.
Грамотное и качественное планирование в финансово-бюджетной сфере, рациональное и экономное использование бюджетных средств являются одними из важнейших инструментов, способствующих достижению целей и задач, поставленных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также общенациональных стратегических целей развития Российской Федерации. Решение задач социально-экономического развития Оренбургской области будет осуществляться в условиях преемственности курса общефедеральной бюджетной политики.
Для обеспечения социально-экономического развития Оренбургской области применяются специальные налоговые условия для региональных инвестиционных проектов, специальных инвестиционных контрактов и территорий опережающего развития, в том числе в рамках реализации Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест на территории Оренбургской области.
В бюджетный процесс внедрена система учета, анализа и контроля налоговых расходов, что обусловлено их значимостью для достижения целей социально-экономической политики, необходимостью оценить полный объем бюджетных ресурсов, направленных на достижение таких целей.
Создана система мониторинга налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулярного анализа объемов и оценка их эффективности, которая позволяет провести оптимизацию налоговых льгот и преференций при сохранении установленных показателей (индикаторов) государственных программ Оренбургской области, по которым они распределены.
Оренбургская область является получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, предоставляемой из федерального бюджета. Планирование и исполнение областного бюджета будут осуществляться с учетом необходимости выполнения условий, устанавливаемых соглашением, заключенным с Министерством финансов Российской Федерации на предоставление дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности, которым для Оренбургской области установлены показатели социально-экономического развития и финансового оздоровления экономики.
Кроме того, Оренбургская область является получателем бюджетных кредитов из федерального бюджета, в связи с чем планирование основных параметров областного бюджета должно производиться с учетом соблюдения целевых показателей, установленных подписанными соглашениями о предоставлении Оренбургской области бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Формирование расходов областного бюджета осуществляется исходя из следующих приоритетов:
исполнение в полном объеме первоочередных обязательств областного бюджета:
заработная плата (с учетом поддержания достигнутых показателей по заработной плате по всем категориям работников бюджетной сферы, поименованным в указах Президента Российской Федерации, соблюдения минимального размера оплаты труда, а также с учетом повышающего районного коэффициента);
социальные выплаты населению;
коммунальные расходы;
уплата налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Бюджетные ассигнования на реализацию областной адресной инвестиционной программы формируются с приоритетным включением в нее объектов незавершенного строительства государственной и муниципальной собственности, финансовое обеспечение которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, а также переходящих (ранее начатых) объектов капитального строительства. Участие в государственных программах Российской Федерации, федеральных проектах осуществляется с учетом возможностей областного бюджета.
Кроме того, при осуществлении бюджетных инвестиций акцент должен быть сделан на более активное использование механизма государственно-частного партнерства, позволяющего привлекать инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач.
Государственная политика в Оренбургской области в сфере государственных и муниципальных финансов выстроена таким образом, что основные риски бюджетной устойчивости и сбалансированности областной бюджет концентрирует на себе, в связи с чем обязательным требованием к бюджетам муниципальных образований является их бездефицитность.
В процессе исполнения бюджетов муниципальных образований могут возникать непредвиденные ситуации, негативным образом сказывающиеся на их сбалансированности: выпадающие доходы бюджета, необходимость финансирования непредвиденных расходов, в связи с чем будет продолжено предоставление из областного бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов и муниципальных районов области, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Зависимость от помощи из областного бюджета снижает заинтересованность органов местного самоуправления муниципальных образований области в развитии собственной доходной базы. В целях нивелирования риска иждивенчества предлагается, с одной стороны, поощрять муниципальные образования Оренбургской области (далее - муниципальные образования) за наращивание налогового потенциала, с другой стороны, устанавливать при предоставлении дотаций показатели социально-экономического развития соответствующей территории и меры ответственности за недостижение их значений.
Предсказуемость и прозрачность бюджетной политики Оренбургской области в сфере межбюджетных отношений являются одними из ее приоритетов, поэтому будет продолжена практика распределения максимального объема межбюджетных трансфертов, передаваемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области, до начала финансового года.
Повышение финансовой самостоятельности муниципальных образований включает в себя также консолидацию межбюджетных трансфертов, что позволяет муниципальным образованиям при получении таких трансфертов самостоятельно устанавливать объем средств на то или иное направление. При этом не должна снижаться эффективность, в связи с чем при предоставлении консолидированных межбюджетных трансфертов устанавливаются показатели результативности их использования и меры ответственности за недостижение их значений.
При исполнении областного бюджета и бюджетов муниципальных образований должны быть предприняты меры по минимизации дебиторской задолженности:
повышение качества прогнозирования кассового плана;
применение казначейского сопровождения договоров (соглашений) при предоставлении из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий, предоставляемых в порядке возмещения фактически произведенных затрат);
предоставление межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в бюджеты муниципальных образований под фактическую потребность;
ограничение авансовых платежей при заключении областными государственными учреждениями договоров о поставке товаров, работ, услуг.
Формирование и исполнение областного бюджета и бюджетов муниципальных образований будет сопровождаться дальнейшей цифровизацией процессов управления государственными и муниципальными финансами, внедрением современных информационных систем. Расширяется применение государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", которая призвана сформировать единое информационное пространство, отвечающее современным требованиям государственного управления, и решить задачи обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, осуществления юридически значимого документооборота в электронном виде, сокращения времени обработки финансовой и управленческой документации и формирования отчетности.
Долговая политика является важнейшим компонентом системы управления финансами Оренбургской области и как часть бюджетной политики представляет собой комплекс мероприятий по привлечению государственных заимствований Оренбургской области для обеспечения финансовыми ресурсами бюджетных обязательств, их обслуживанию и управлению государственными заимствованиями Оренбургской области. Эффективное управление государственным долгом Оренбургской области означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления государственным долгом Оренбургской области с использованием четких процедур и механизмов, а также публичного раскрытия информации о долговой политике области.
Оренбургской областью накоплен опыт осуществления заимствований на внутренних финансовых рынках. Заимствования на организованном рынке ценных бумаг позволили создать гибкую систему управления государственным долгом Оренбургской области, диверсифицировать долговой портфель, использовать достоинства облигационного займа как инструмента привлечения и аккумулирования средств наиболее широкого круга инвесторов.
Государственный долг Оренбургской области по состоянию на 1 января 2023 года составил 18,3 млрд. рублей (19,0 процента от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений), в том числе рыночный долг составил 3,6 млрд. рублей (3,8 процента от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений). С 1 января 2018 года по 1 января 2023 года государственный долг Оренбургской области снизился на 8,8 млрд. рублей.