2.1. Условия и характеристики вариантов социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период.
Прогноз социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2034 года (далее - Прогноз) разработан в двух вариантах с учетом прогноза социально-экономического развития Тюменской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, одобренного на заседании Президиума Правительства Тюменской области 31.10.2022.
При формировании вариантов Прогноза также учтены тенденции социально-экономического развития области, прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный (одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 22.09.2022, протокол N 31, часть II) и долгосрочный (утвержден Правительством Российской Федерации 22.11.2018, протокол N 34, раздел II, пункт 2) периоды.
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период - документ стратегического планирования, разработанный с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 и от 21.07.2020 N 474; Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р; Закона Тюменской области от 24.03.2020 N 23 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года".
Прогноз разработан в двух вариантах (консервативном и базовом) в зависимости от сочетания внутренних и внешних условий, а также с учетом факторов и ограничений экономического роста Тюменской области и представлен в приложении N 1 к настоящему Прогнозу. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых на федеральном и региональном уровне мер, направленных на рост экономики и доходов населения. Консервативный вариант предусматривает более существенное замедление роста мировой экономики в среднесрочной перспективе под влиянием как циклических факторов, так и накопленных структурных дисбалансов. Предполагаются более умеренные эффекты от реализации мер экономической политики, направленных на адаптацию российской экономики к новым условиям.
Базовый вариант Прогноза предполагает рост численности населения области как за счет естественного, так и за счет миграционного прироста (в том числе за счет внутрирегиональной миграции). Консервативный вариант Прогноза предполагает рост численности населения за счет миграционного прироста, который компенсирует естественную убыль. Среднегодовая численность населения области в 2034 году по консервативному варианту составит 1 682,5 тыс. человек, по базовому варианту - 1 731,4 тыс. человек.
Развитие научно-инновационной сферы Тюменской области будет направлено на решение приоритетных задач, установленных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642: создание возможностей для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций; проведение исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам; формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций и других задач.
Одним из важнейших факторов развития экономики в долгосрочной перспективе должны стать комплексные меры по повышению производительности труда. Это будет способствовать росту конкурентоспособности производств и увеличению результатов их деятельности. Ожидается, что производительность труда по области в 2034 году вырастет по консервативному варианту в 1,1 раза и по базовому варианту - в 1,2 раза к уровню 2021 года.
Особое внимание будет уделено состоянию окружающей среды и природных ресурсов. В долгосрочном периоде будут продолжены мероприятия по строительству и модернизации канализационных очистных систем и гидротехнических сооружений; расчистке водных объектов, установлению водоохранных зон; проведению работ по берегоукреплению, защите территорий от подтопления; ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, рекультивации загрязненных земель; сбору и переработке биологических отходов агропромышленного комплекса; ликвидации бесхозяйных аварийных скважин, развитию и эксплуатации инфраструктуры по организации сбора, транспортировки и сортировки твердых коммунальных отходов.