ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 февраля 2023 года N 145-р


Об утверждении Концепции развития киноиндустрии, анимации и производства цифрового контента Республики Саха (Якутия) до 2027 года



В целях развития киноиндустрии, анимации и производства цифрового контента в Республике Саха (Якутия):


1. Утвердить Концепцию развития киноиндустрии, анимации и производства цифрового контента Республики Саха (Якутия) до 2027 года согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (Куприянов Ю.С.), Министерству инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) (Семенов А.А.) в течение шести месяцев со дня принятия настоящего распоряжения разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) план мероприятий (действий) по реализации Концепции развития киноиндустрии, анимации и производства цифрового контента Республики Саха (Якутия) до 2027 года.


3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Местникова С.В.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 27 февраля 2023 г. N 145-р



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ КИНО, АНИМАЦИИ И ДРУГОГО ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ДО 2027 ГОДА



1. Общие положения


Концепция развития индустрии кино, анимации и другого цифрового контента Республики Саха (Якутия) до 2027 года (далее - Концепция) разработана в целях формирования единого системного подхода к реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года" (далее - Стратегия), Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2018 г. N 145 "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)".


Под цифровым контентом в настоящей Концепции понимаются игровые, документальные, анимационные фильмы, полнометражное и короткометражное, жанровое, авторское, фестивальное, экспериментальное, детское и юношеское кино, фильмы для семейной и массовой зрительской аудитории, образовательные и научно-популярные фильмы, сериалы для телевидения и Интернета, то есть все разнообразие жанров, видов и форм аудиовизуальных произведений, предназначенных для просмотра различными способами и при помощи различных устройств. К цифровому контенту относятся также любые мультимедийные продукты, созданные с помощью цифровых технологий и распространяемые в электронном виде по специальным каналам для использования на цифровых устройствах: музыка, блоги, подкасты, аудиокниги, игры, реклама, клипы и иные видео- и аудиоматериалы и др.


Под индустрией кино, анимации и другого цифрового контента (далее - индустрия) в настоящей Концепции понимается общественно-экономическая система, включающая в себя взаимосвязанные процессы по разработке, созданию (производству), хранению, распространению, продвижению и потреблению (использованию) различных видов цифрового контента и защите прав на него.


Концепция разработана исходя из трех основных факторов:


1) реализация Концепции развития киноиндустрии Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2020 г.г. (утверждена распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2013 г. N 1436-р "Об утверждении Концепции развития киноиндустрии Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2020 годы") и достижение ее основной цели - становление национальной киноиндустрии Республики Саха (Якутия) как крупного регионального сегмента киноиндустрии России, конкурентоспособного на российском и международном рынках;


2) развитие технологий и основных системных трендов в мировой киноиндустрии и анимации:


стремительный рост популярности стриминговых платформ (Netflix, IVI, OKKO, Kinopoisk и др.);


рост конкуренции и запроса на качественный контент как со стороны дистрибьюторов, стриминговых платформ, так и зрителей - звук, картинка, история, технологии;


развитие ИТ-индустрии Якутии и открытие возможностей для развития новых направлений анимации и технологий визуальных эффектов, появление в регионе соответствующих компетенций;


3) ориентация на несырьевой экспорт и развитие креативной экономики в Республике Саха (Якутия):


создание условий для реализации творческого потенциала жителей.


Киноиндустрия в настоящее время является неотъемлемой частью духовной жизни человека, формирует его представление об образе жизни и системе ценностей, что в условиях глобализации и конкурентной борьбы за рынки и человеческий капитал только усиливает роль популярной культуры в целом. Одновременно с этим кино и его смежные отрасли являются частью экономики и имеют огромный потенциал как инструмент социально-экономического развития, формирования позитивного имиджа и повышения инвестиционной привлекательности региона и установления связей с международной общественностью. Именно эти особенности должны быть положены в основу дальнейшего развития индустрии в Республике Саха (Якутия). Для этого важно не только сохранить существующий уровень индустрии, но и вывести ее на качественно новый этап развития, отвечающий всем глобальным вызовам времени: произвести переход национальной киноиндустрии из крупного регионального сегмента кинопроизводства России в полноценного индустриального участника российского и мирового кинорынков.



2. Изменения внешней среды, влияющие на развитие индустрии кино, анимации и другого цифрового контента в Республике Саха (Якутия)



2.1. Тенденции развития мировой индустрии кино, анимации и другого цифрового контента


В настоящее время в мире происходят коренные сдвиги во всей системе производства и потребления различных видов цифрового контента.


Одним из ключевых факторов является цифровая трансформация, которая приводит к стремительному росту влияния цифровой среды и технологий на все процессы жизнедеятельности человека, меняет не только способы производства и потребления, но и образ жизни, систему ценностей и норм. Зрители потребляют все больше контента через телевизоры сверхвысокой четкости, планшеты и смартфоны, а также устройства виртуальной реальности. Им требуется высококачественная продукция с привлекательными визуальными эффектами и реалистичной анимацией. Увеличение времени целевого вещания по кабельному и спутниковому телевидению, появление недорогого доступа в Интернет, проникновение во все сферы жизни мобильных устройств наряду с растущей популярностью потокового видео расширяет спрос на анимацию и визуальные эффекты.


Еще одним неоспоримым фактором, преобразующим мир и образ жизни людей, стала пандемия, ключевым последствием которой стало падение доходов кинотеатров и повышение популярности онлайн-форматов, цифровых платформ и стриминговых сервисов, которые стали серьезной альтернативой традиционному кинопрокату. Рынок стриминговых видеосервисов стал одним из самых быстрорастущих сегментов мирового рынка развлечений, количество подписок на сервисы онлайн-кинотеатров в 2020 году выросло на 26 процентов, до $1,1 млрд. Общий объем рынка стриминговых сервисов в 2020 году достиг $68,8 млрд увеличившись на 23 процента, в 2019 году показатель составлял $47,2 млрд. <1>.


________________


<1> Источник данных: Motion Picture Association (Ассоциация кинокомпаний).



2.2. Факторы, влияющие на развитие индустрии кино, анимации и другого цифрового контента России


Текущая политическая ситуация в мире, вводимые по отношению к России санкции и ограничения оказали существенное влияние на российскую киноиндустрию. Сегодня уже сложно рассматривать российский кинорынок как часть мировой киноиндустрии.


Крупнейшие зарубежные кинопрокатчики и стриминговые сервисы приостановили деятельность в России. Российские продюсеры и режиссеры столкнулись с отказом крупнейших мировых кинофестивалей принимать к участию их картины. Ведущие иностранные производители кинооборудования и программного обеспечения прекратили поставки в нашу страну.


Ограничения в скором времени могут коснуться и крупнейших цифровых платформ, на которых российские авторы распространяли свой аудио- и видеоконтент. Уже сейчас на некоторых из платформ отключена монетизация для авторов из России.


Отказ от выпуска в прокат голливудских фильмов, которые по некоторым оценкам обеспечивали до 80 процентов выручки российских киносетей, привели к снижению посещаемости кинотеатров и существенному падению их доходов.


Одновременно с этим наблюдается рост количества пользователей отечественных стриминговых платформ и онлайн-кинотеатров. Однако угрозой для них является уход с рынка крупных рекламодателей, а также возможная либерализация нелицензионного контента.


Можно отметить, что на российском рынке одномоментно реализовались последствия трендов, которые наблюдались на общемировом рынке последние несколько лет: стриминг окончательно занял доминирующую роль на рынке, отодвинув традиционные кинотеатры на второй план. При этом дальнейшее развитие самих стриминговых платформ и онлайн-кинотеатров зависит от способности удержать платежеспособную аудиторию, а также создавать и привлекать на платформу качественный и уникальный контент.



2.3. Процессы внутреннего развития индустрии кино, анимации и другого цифрового контента в Республике Саха (Якутия)


Якутия входит в число лидеров среди субъектов Российской Федерации по уровню развития кинематографии и производству различных видов цифрового контента. Якутские фильмы посмотрели десятки миллионов зрителей не только в России, но и по всему миру. Якутское кино является высокоразвитым региональным сегментом и стало своеобразным брендом в профессиональной среде и в широкой зрительской аудитории в стране и за рубежом.


Республика Саха (Якутия) занимает лидирующие позиции в России по объему производства кинопродукции после г. Москвы и г. Санкт-Петербурга и является признанным лидером среди региональных кинопроизводителей. В республике ежегодно выпускается до 10 кинокартин, всего за последние 10 лет выпущено 86 полнометражных художественных фильмов. На сегодняшний день в республике осуществляют свою деятельность более 15 кинокомпаний и творческих коллективов. Ведущей киностудией является автономное учреждение Республики Саха (Якутия) "Государственная национальная кинокомпания "Сахафильм" (далее - АУ РС(Я) ГНК "Сахафильм"), которая не только занимается собственным кинопроизводством, но и оказывает техническую, кадровую и консультационную поддержку независимым кинокомпаниям.


В последние годы фильмы якутских кинематографистов участвуют в кинофестивалях, аккредитованных Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров FIAPF (Fed ration Internationale des Associations de Producteurs de Films) (далее - FIAPF), получают престижные награды на федеральном и международном уровне, в том числе Гран-при Московского международного кинофестиваля, призы Шанхайского международного кинофестиваля, международного кинофестиваля в Карловых Варах, Гран-при "Кинотавра", номинации на кинопремию Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии (APSA).


Якутия имеет колоссальный опыт проката фильмов в собственной, не имеющей аналогов, системе кинопроката. Функционирует и развивается республиканская киносеть - первая в России киносеть, созданная в форме некоммерческой организации. Все кинотеатры, открытые в рамках данной сети, имеют муниципальную поддержку, функционируют при существующих учреждениях культуры и образования. Финансирование на приобретение техники получают в основном из федеральных источников за счет программы по поддержке модернизации кинозалов Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии в рамках Национального проекта "Культура". Всего в Якутии действует 52 кинозала в 41 кинотеатре (государственные, муниципальные и частные) цифрового DCP (Digital Cinema Package - пакет цифрового кинотеатра) (далее - DCP) формата (по состоянию на январь 2022 года).


В городе Якутске проводятся Якутский международный кинофестиваль (далее - ЯМКФ), республиканский кинофестиваль короткометражных фильмов "Республика Кино" и национальная профессиональная премия в области кинематографии "Чыпчаал". ЯМКФ включает конкурсы игрового полнометражного кино, документального кино, внеконкурсные и специальные показы. Фестиваль "Республика Кино" состоит из конкурса короткометражных игровых, документальных, экспериментальных фильмов, специальных показов, из обширной образовательной программы. Национальная кинематографическая премия "Чыпчаал" вручает призы по итогам каждого года более чем в 10 номинациях.


За последние годы в учебных заведениях Республики Саха (Якутия) (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Арктический государственный институт культуры и искусств", "Якутский колледж культуры и искусств имени А.Д. Макаровой"), а также в центральных вузах (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения", негосударственное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации "Высшие курсы сценаристов и режиссеров" и т.д.) подготовлено более 200 специалистов в сфере кино (продюсеры, режиссеры, операторы, звукорежиссеры, художники, специалисты по компьютерной графике, актеры театра и кино).


Следует отметить, что в последнее десятилетие в Якутии динамично развивается отрасль информационных технологий (далее - ИТ-отрасль), где отдельные компании за короткий срок смогли вырасти до статуса "единорогов" и укрепить свои позиции на международном рынке, вследствие чего естественным образом выступили локомотивом в развитии для всей ИТ-отрасли республики. В том числе благодаря развитой ИТ-отрасли и системной государственной поддержке сформировались благоприятные условия для реализации креативного потенциала смежных индустрий - компьютерной графики, анимации и производства различного цифрового контента. В ИТ-отрасли накоплен кадровый потенциал, который может стать драйвером индустриального развития анимации и другого цифрового контента.


Несмотря на достигнутые успехи индустрии, якутское кино сегодня является, преимущественно, фестивальным, некоммерческим. Для его становления как полноценного участника российского и мирового кинорынка необходимо выйти на новое направление развития - индустриальное. Кроме ряда системных проблем таких, как устаревшая материально-техническая база, отсутствие единого системного подхода в стратегическом развитии у отраслевых институтов, ограниченность источников финансовой поддержки, кадровые проблемы и др. индустрии сегодня необходимо учитывать и проблемы, связанные с текущей политической ситуацией, среди которых могут быть длительное снижение доступности зарубежного проката и кинорынков для якутского кино; закрытие кинотеатров; трудности в техническом оснащении и модернизации производственных мощностей, ограничение международной фестивальной деятельности; отток узких специалистов из Якутии; рост процентных ставок по коммерческим кредитам и займам; удорожание кинопроизводства и другие.


В сложившейся политической ситуации объективно ослабевает конкурентная среда на российском рынке и возникает потребность в увеличении объемов производства собственной кинопродукции, анимации и другого цифрового контента, что потенциально открывает широкие возможности для роста индустрии. Санкционные ограничения одномоментно изменили ситуацию на российском кинорынке. Эксперты прогнозируют закрытие до половины российских кинотеатров в течение ближайших 2 - 3 лет. Очевидно, что традиционные форматы кинопоказа нуждаются в серьезной государственной поддержке. Стриминговые платформы будут стремиться к повышению количества подписок и активно инвестировать в создание уникального эксклюзивного контента. Якутской индустрии необходимо ориентироваться в дальнейшем развитии на вышеуказанные прогнозы: создавать собственный уникальный контент и научиться производить продукты индустрии в новых форматах, востребованных в онлайн-кинотеатрах и на стриминговых платформах, способных заполнить образовавшийся дефицит в контенте на российском рынке (динамичные истории, ситуативные, реалистичные, интерактивные, веб-сериалы, фильмы, анимация и др.).



3. Цели и задачи развития индустрии кино, анимации и другого цифрового контента в Республике Саха (Якутия)


Стратегической целью Концепции является переход от крупного регионального сегмента киноиндустрии России к полноценному индустриальному участнику российского и мирового кинорынков посредством создания условий для ускоренного роста и развития производства и проката кино, анимации и другого цифрового контента в Республике Саха (Якутия).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»