Действующий

Об утверждении бюджетного прогноза Ставропольского края на период до 2035 года (с изменениями на 2 февраля 2024 года)



II. Основные итоги развития и текущее состояние бюджетной системы Ставропольского края


Текущее состояние бюджетной системы Ставропольского края характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, укреплением налогового потенциала и совершенствованием налогового администрирования, концентрацией финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития Ставропольского края, эффективностью управления государственным долгом, обеспечением сбалансированности краевого бюджета, а также содействием сбалансированности бюджетов муниципальных образований Ставропольского края.


Ключевые направления развития Ставропольского края в бюджетно-финансовой сфере определялись требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации, задачами, поставленными указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204), от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474), посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Законом Ставропольского края "О Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года", государственной программой Ставропольского края "Управление финансами", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 21 декабря 2023 г. N 768-п, Планом мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов консолидированного бюджета Ставропольского края и сокращению государственного долга Ставропольского края на 2023 - 2025 годы, утвержденным распоряжением Правительства Ставропольского края от 28 марта 2023 г. N 145-рп, а также итогами реализации бюджетной, налоговой и долговой политики Ставропольского края в предшествующие периоды.


(в ред. распоряжения Правительства Ставропольского края от 02.02.2024 N 108-рп)


На протяжении последних лет проводилась работа по реализации мер, направленных на повышение качества планирования и исполнения консолидированного бюджета, увеличение налоговых и неналоговых доходов, консолидацию бюджетных расходов и снижение долговой нагрузки.


За период с 2019 по 2021 год общий объем доходов консолидированного бюджета возрос с 138,8 млрд рублей до 184,9 млрд рублей, или на 33,2 процента.


В общей структуре доходов консолидированного бюджета более 60,0 процента приходится на налоговые и неналоговые доходы. За период с 2019 по 2021 год объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета увеличился на 20,5 млрд рублей и в 2021 году составил 111,5 млрд рублей.


В структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в 2019 - 2021 годах наибольший удельный вес (85,0 процента) занимали 5 видов налогов - налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налог на имущество организаций.


Уровень объема безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет за 2019 - 2021 годы в среднем составил 39,5 процента.


В 2020 году Ставропольский край получил беспрецедентную финансовую поддержку из федерального бюджета. Эта помощь позволила частично компенсировать снижение собственных доходов, исполнить принятые обязательства.


За период 2019 - 2021 годов приоритетным направлением расходования средств консолидированного бюджета являлось достижение национальных целей и их целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 и Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474, посредством реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение показателей и результатов федеральных проектов, ориентированных на достижение общественно значимых результатов и выполнение задач национальных проектов.


Расходы как консолидированного бюджета, так и краевого бюджета сохранили социальную направленность. Наряду с национальными проектами в приоритетном порядке осуществлялось финансовое обеспечение отраслей социального блока. Доля расходов краевого бюджета, направленных на отрасли социального блока, в 2019 - 2021 годах составляла почти 70,0 процента в общих расходах краевого бюджета.


Основные параметры консолидированного бюджета и краевого бюджета за период 2019 - 2021 годов представлены в таблице 1.