(с изменениями на 14 февраля 2024 года)
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 14.02.2024 N 95)
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Амурской области от 28 мая 2015 г. N 261 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Амурской области на долгосрочный период" Правительство Амурской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Амурской области на 2023 - 2034 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Амурской области Половайкину Т.Г.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и размещению на портале Правительства Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.amurobl.ru).
Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 - 2034 ГОДЫ
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 14.02.2024 N 95)
Сохранение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, повышение качества жизни населения и рост его благополучия являются основными целями реализации налоговой, бюджетной и долговой политики Амурской области в долгосрочном периоде.
В целом политика по формированию доходов бюджета основывается на системном подходе с использованием следующих механизмов: совершенствование законодательства по налоговым и неналоговым доходам, оценка эффективности льгот, установление справедливого налогообложения имущества, повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества.
Основная цель налоговой политики на долгосрочную перспективу заключается в сохранении региональных доходов в условиях возможного снижения показателей социально-экономического развития, реализации налоговых мероприятий, направленных на поддержку инвестиционного развития в Амурской области и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, социальную защиту населения, в том числе переориентации отраслей экономики в условиях ограничительных мер, введенных в отношении Российской Федерации.
Реализация приоритетных направлений налоговой политики Амурской области на период до 2034 года будет осуществляться через систему мер, определяющих преференциальные налоговые режимы, в зависимости от экономической ситуации в мире и в стране для обеспечения устойчивого функционирования экономики.
Социально-экономические условия в стране, складывающиеся под воздействием ограничительных мер, вводимых в отношении Российской Федерации, требуют ориентации налоговой политики Амурской области на решение задач, обеспечивающих стабильный экономический рост, базирующийся, прежде всего, на росте производства, сохранении инвестиционной активности, поддержке предпринимательской деятельности и отдельных отраслей экономики в условиях нестабильной геополитической ситуации.
В целях повышения роста инвестиционной привлекательности региона создана территория опережающего развития "Амурская" путем объединения территорий опережающего развития "Свободный", "Приамурская" и "Белогорск". Это позволит повысить эффективность управления инвестиционной стадией развития территорий опережающего развития, начиная с планирования и обоснования необходимых объемов бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до эксплуатации созданных объектов инфраструктуры.
На период до 2034 года в структуре собственных доходов основными доходными источниками консолидированного бюджета Амурской области сохранятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы по подакцизным товарам, налоги на имущество.
При формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения основных задач.
1. Повышение эффективности бюджетных расходов на основе государственных программ.
Основными мероприятиями по повышению эффективности бюджетных расходов являются:
1) совершенствование инструментов программно-целевого планирования, управления и бюджетирования;
2) повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;
3) усиление принципа нуждаемости и повышения адресности предоставления мер социальной поддержки;
4) повышение эффективности бюджетных инвестиций;
5) совершенствование процедур предварительного и последующего контроля в финансово-бюджетной сфере.
Главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей региональной политики, останутся государственные программы, максимальные показатели на реализацию которых устанавливает бюджетный прогноз.
2. Повышение качества государственных (муниципальных) услуг.
Решение задачи повышения качества предоставляемых населению государственных (муниципальных) услуг в долгосрочной перспективе должно осуществляться не за счет роста расходов, а за счет повышения эффективности деятельности учреждений и реорганизации неэффективных. Бюджетные средства, высвобождаемые в результате реализации данных мер, должны использоваться на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы. Эффективный контракт, включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности руководителей и работников учреждений, должен стать действенным инструментом повышения качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.
3. Совершенствование и развитие межбюджетных отношений.
Основными задачами в области межбюджетных отношений останутся:
1) обеспечение сбалансированности местных бюджетов и сокращение муниципального долга;
2) формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов;
3) укрепление финансовой дисциплины муниципальных образований Амурской области.
4. Обеспечение прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества.
Бюджетная политика осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных органов исполнительной власти, но и от того, в какой мере общество понимает данную политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации. Поэтому в долгосрочном периоде на постоянной основе должны применяться механизмы обеспечения публичности и доступности информации для граждан по реализации бюджетной политики.
Главными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетной политики Амурской области, являются:
1) изменение ситуации в мировой экономике, экономике Российской Федерации, Амурской области, связанное с неустойчивостью макроэкономических параметров (уровень инфляции, темпы экономического роста Амурской области, изменение геополитической ситуации, уровень платежеспособности организаций, населения, изменение процентных ставок Центрального банка Российской Федерации, изменение обменного курса валют, ухудшение условий для заимствований и т.п.), приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов Амурской области, удорожание стоимости привлечения заемных средств в виде кредитов коммерческих банков;
2) изменение федерального и областного законодательства, влияющее на параметры консолидированного бюджета Амурской области, в том числе новации в налоговом законодательстве Российской Федерации, снижение нормативов отчислений от налогов и сборов, влекущие за собой снижение доходов областного бюджета и (или) увеличение расходов;
3) увеличение объема государственного долга Амурской области.
При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий:
уточнение прогноза доходов бюджета Амурской области и в случае необходимости разработки дополнительных мер, направленных на ограничение роста расходных обязательств, сокращение расходов будущих периодов;
принятие эффективных мер, направленных на развитие экономического потенциала Амурской области;
принятие мер, направленных на повышение собираемости доходов бюджета Амурской области;
концентрация бюджетных ассигнований на приоритетных направлениях на основе оценки эффективности бюджетных расходов;
координация работы и методологического сопровождения органов местного самоуправления по преобразованию муниципальных образований Амурской области путем их объединения;
предоставление из областного бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Амурской области в целях компенсации выпадающих доходов, обусловленных объективными причинами;
осуществление равномерного распределения долговой нагрузки на областной бюджет и повышение его устойчивости путем заключения государственных контрактов по привлечению кредитов с различными сроками возврата основного долга.
Основными целями долговой политики Правительства Амурской области на долгосрочный период являются:
обеспечение экономически обоснованного объема и структуры государственного долга Амурской области, совершенствование механизмов управления государственным долгом Амурской области;
обеспечение исполнения обязательств по обслуживанию и погашению государственного долга Амурской области своевременно и в полном объеме;
обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств Амурской области;
соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема государственного долга Амурской области и расходов на обслуживание государственного долга Амурской области.
Основными задачами при реализации долговой политики Амурской области на долгосрочный период являются:
повышение эффективности государственных заимствований Амурской области;
оптимизация структуры государственного долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;