В целях корректировки финансирования программных мероприятий и уточнения количественных показателей Правительство Амурской области постановляет:
Внести в региональную программу "Снижение доли населения Амурской области с доходами ниже величины прожиточного минимума в два раза по сравнению с показателем 2017 года", утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 30 декабря 2020 г. N 902 (в редакции постановления Правительства Амурской области от 28 апреля 2022 г. N 441), изменения согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ "СНИЖЕНИЕ ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В ДВА РАЗА ПО СРАВНЕНИЮ С ПОКАЗАТЕЛЕМ 2017 ГОДА"
1. Позицию "Объем бюджетных ассигнований региональной программы" паспорта региональной программы изложить в следующей редакции:
"Объем бюджетных ассигнований региональной программы | Предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации, составляет 80319227,44 тыс. руб., в том числе по годам: 2020 год - 8860839,99 тыс. руб.; 2021 год - 8962050,17 тыс. руб.; 2022 год - 10678655,03 тыс. руб.; 2023 год - 8081778,73 тыс. руб.; 2024 год - 5502902,83 тыс. руб.; 2025 год - 6425709,24 тыс. руб.; 2026 год - 6359798,29 тыс. руб.; 2027 год - 6361398,29 тыс. руб.; 2028 год - 6361098,29 тыс. руб.; 2029 год - 6362398,29 тыс. руб.; 2030 год - 6362598,29 тыс. руб.". |
2. Подраздел II раздела 2 региональной программы после абзаца двадцать первого после таблицы "Численность населения с размерами доходов населения Амурской области, рублей" дополнить абзацами следующего содержания:
"Министерством социальной защиты населения Амурской области было проведено исследование глубины, структуры и причин бедности жителей Амурской области. Для проведения исследования использовались статистические данные о получателях мер социальной поддержки, предоставляемых по принципу нуждаемости.
Данные о количестве получателей мер социальной поддержки по муниципальным образованиям Амурской области позволили выявить районы Амурской области, в которых уровень бедности выше регионального уровня. Из 21 территории Амурской области, рассматриваемой укрупненно по территориям полномочий органов социальной защиты населения (город и муниципальный район (округ)), было выявлено 12 муниципальных образований Амурской области, где доля получателей пособия на ребенка, предоставляемого по принципу нуждаемости, выше регионального уровня бедности (14,2%), 8 из них сельские территории. Данный факт обусловлен низким уровнем средней заработной платы в данных муниципальных образованиях, отклонение в них от средней заработной платы по региону составляет от 15,5 до 25,4 процента.
Доля получателей мер социальной поддержки по принципу
нуждаемости в общей численности населения
соответствующей территории
Проценты
25 ═┼══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════
│
│
│
│ 19,76 19,69
20 ═┼════════════════════════════════════════┬═══┬════════════════┬═══┬═════════════════════ 19,02 ════════════════════════════════════════════
│ 17,61 17,89 │ │ 18,71 │ │ ┌═══‰
│ ┌═══‰ ┌═══‰ │ │ ┌═══‰ │ │ │ │ 17,37
│ │ │ 15,87 16,3 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌═══‰
│ │ │ ┌═══‰ ┌══‰ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 15,4
15 ═┼═══════┤ ├════════┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├═════════┤ ├══┤ ├═ 13,86 ══════════════┤ ├═ 14,7 ═══════┤ ├═ 14,3 ═════════════┬══┬══
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌═══‰ 13,36 │ │ ┌══‰ │ │ ┌══‰ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌═══‰ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 10,82 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌═══‰ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 9,79 │ │ │ │ │ │
10 ═┼═══════┤ ├═ 8,91 ═┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├════════┤ ├══┤ ├══┤ ├══┬══┬══┤ ├══┤ ├══════════════┤ ├══
│ │ │ ┌══‰ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 7,66 │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 6,67 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌══‰ │ │
│ 5,41 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌══‰ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ┌══‰ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
5 ═┼═┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├══┤ ├════════┤ ├══
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 3,08 │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌══‰ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
0 ═┼═┴══┴═┬┴═══┴═┬┴══┴═┬┴═══┴═┬┴══┴═┬┴═══┴═┬┴═══┴═┬┴═══┴═┬┴═══┴═┬┴═══┴═┬┴═══┴═┬┴══┴═┬┴═══┴═┬┴═══┴═┬┴══┴═┬┴══┴═┬┴═══┴═┬┴══┴═┬┴══┴═┬┴══┴═┬┴══┴═┬═
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
1 - г. Благовещенск и Благовещенский муниципальный округ.
2 - Ромненский муниципальный округ.
3 - г. Белогорск и Белогорский муниципальный округ.
4 - Архаринский муниципальный округ.
5 - Бурейский муниципальный округ.
6 - Ивановский муниципальный округ.
7 - Константиновский район.
8 - Магдагачинский район.
9 - Мазановский район.
10 - Михайловский район.
11 - Октябрьский район.
12 - Селемджинский район.
13 - Серышевский муниципальный округ.
14 - Тамбовский муниципальный округ.
15 - г. Завитинск и Завитинский муниципальный округ.
16 - г. Зея и Зейский район.
17 - г. Райчихинск и пгт Прогресс.
18 - г. Свободный, ЗАТО Циолковский, Свободненский район.
19 - г. Сковородино и Сковородинский муниципальный округ.
20 - г. Тында и Тындинский муниципальный округ.
21 - г. Шимановск и Шимановский муниципальный округ.
Анализ базы данных получателей мер социальной поддержки показывает, что из общего числа малообеспеченных граждан 51,07%, или 56026 человек, - семьи с детьми, 18,92%, или 20753 человека, - пенсионеры (получатели региональной социальной доплаты к пенсии). Именно эти граждане, по данным органов социальной защиты населения, являются малообеспеченными жителями Амурской области.
В процессе исследования анализировались данные о получателях пособия на детей, предоставляемого семьям, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного Правительством Амурской области. Сведения о доходах и о составе семьи данной категории получателей имеются у органов социальной защиты населения и используются при определении их права на получение пособия.
Исследуемый период: 2020 год первое полугодие 2022 года.
Выборочная совокупность исследования составила 1800 семей, проживающих на всей территории Амурской области, по 600 семей в каждом анализируемом году.
В рамах исследования был проведен анализ состава малообеспеченных семей Амурской области, который показал высокую долю неполных семей (семьей с одним родителем) среди получателей пособий. Именно в таких семьях, где детей воспитывает один родитель, большая иждивенческая нагрузка, ниже совокупный доход. Установлено, что полные семьи (семьи с двумя родителями) составляют 37,93% от общей численности получателей мер социальной поддержки, неполные семьи - 62,07%. Из общего числа получателей пособия на ребенка многодетные семьи составляют 28,17%.
Один из исследуемых уровень занятости членов малообеспеченных семей. Данный показатель помогает определить причины бедности и зависимость уровня доходов семьи от трудовой позиции и трудовой активности ее трудоспособных членов.
Занятость членов малообеспеченных семей*
Трудоустроены все члены семьи трудоспособного возраста - 36,50%.
Работает один из членов семьи трудоспособного возраста - 19,33%.
Не работают все члены семьи трудоспособного возраста - 44,17%.
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Анализ уровня занятости членов малообеспеченных семей показал, что в семьях более чем 44% получателей пособий не трудоустроен ни один из ее взрослых представителей трудоспособного возраста. В данных семьях родители либо не работают, либо работают неофициально, без декларирования доходов, что позволяет таким семьям в соответствии с законодательством быть признанными малообеспеченными и дает право на получение пособия. Из общего числа неработающих граждан лишь четверть (10,11%) в официальном порядке признаны безработными и состоят на учете в центре занятости населения.
Важным показателем исследования является показатель индекса глубины бедности семей. Данный показатель позволяет оценить, насколько ниже относительно черты бедности расположены доходы малообеспеченных семей Амурской области.
Глубина бедности получателей пособий в Амурской области
Проценты
┌════════════════════════════════════════════════════════════════════
│ 33,3
│ 27 ┌══════════════‰
│ 24,67 ┌══════════════‰ │ │
│ ┌══════════════‰ │ │ │ │
│ 15 │ │ │ │ │ │
│ ┌════════════‰ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
└┬┴════════════┴┬┴══════════════┴┬┴══════════════┴┬┴══════════════┴┬═
Доход до 25% Доход 26 - 50% Доход 51 - 75% Доход 76 - 99%
прожиточного прожиточного прожиточного прожиточного
минимума минимума минимума минимума
Анализ глубины бедности семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, показал, что среднедушевой доход порядка 40% получателей пособия на ребенка не достигает и половины величины прожиточного минимума на душу населения, установленной Правительством Амурской области. Только треть малообеспеченных семей имеет доход от 76 до 99% прожиточного минимума, именно в этих семьях в основном трудоспособные члены семьи являются работающими и получающими стабильный трудовой доход.
Показатель глубины бедности по результатам исследования составляет 5,54%.
Результаты исследования показали, что средний ежемесячный доход семьи получателей пособия на ребенка в 2021 году составил 27450 руб., при этом средний доход одного члена семьи составил 8193,56 руб.
Вызывает особый интерес структура доходов малообеспеченных семей. Данный показатель позволяет определить долю доходов семьи в зависимости от источника его получения.
Структура доходов получателей пособия
на ребенка в Амурской области*
Заработная плата - 28,10%.
Пенсия - 5,80%.
Пособия по временной нетрудоспособности и родам - 1,44%.
Социальные выплаты, государственные пособия - 45,68%.
Стипендии - 0,33%.